Махалова Наталья Вадимировна
Идеи интеграции математического и экономического развития детей дошкольного возраста
Идеи интеграции математического и экономического развития детей дошкольного возраста. [/i]
Идея интеграции основана на том, что в процессе освоения экономических представлений «востребованы» разнообразные математические действия (счет, измерение, вычисление); также создаются проблемные ситуации, для решения которых дети стремятся устанавливать разнообразные отношения (количественные, размерные и т. п., анализировать условие, рассуждать. Идеи данной интеграции были представлены в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, А. А. Смоленцевой и др.
Публикация «Идеи интеграции математического и экономического развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
В данном аспекте А. А. Смоленцева разработала технологию обогащения экономических представлений у дошкольников, основанные на интеграции с логико-математическим содержанием. Технологии направлены на уточнение, конкретизацию и обобщение некоторых представлений экономической направленности, развитию умений и качеств (бережливость, хозяйственность, аккуратность, заботливое отношение к окружающим предметам и т. п.). В процессе освоения дошкольниками представлений о ресурсах, доходах – расходах, бюджете, выгодных предложениях, экономически правильном поведении (на доступных примерах из опыта семьи) создаются ситуации, способствующие развитию математических представлений и действий.
Подробные идеи интеграции представлены и в разработках А. Д. Шатовой, Е. А. Сидякиной и др.
Методами и приемами, традиционно используемыми в практике детского сада, являются:
- ознакомление детей с денежными единицами (как правило, монетами различного достоинства) и использование их в ролевых играх типа «Магазин», что создает условия для освоения дошкольниками вычислительных действий;
- организация опыта экспериментирования с различными веществами (переливание, пересыпание, измерение, установление отношения часть – целое, взвешивание, сравнение по размеру, объему и т. п.) в процессе сюжетно-ролевых игр или освоения «кулинарии» (заварка чая - определение количества воды, замешивание теста, выпечка пирожных (какая формочка поместится большее число раз на пласте теста); деление торта на определенное количество гостей (установление зависимости и т. п.).
- использование сюжетно-ролевых игр, например, игры «Супермаркет» (другие варианты – «Портняжная мастерская», «Ателье», «На кухне», в которой представлены разные отделы супермаркета: бакалея, кондитерские изделия, отдел овощей и фруктов и т. п. Детям предлагается распределить отделы, определить количество товара, провести сортировку по заданному признаку (форме, размеру и т. п., осуществить взвешивание, завертывание и т. п. Используются касса, монеты и т. п. В процессе игры обогащаются и экономические представления (приход, расход, бюджет и т. п., и математические представления и умения.
Исходя из всего выше сказанного, можно сказать, что интеграция очень важна в математическом и экономическом развитии детей дошкольного возраста, так как в процессе освоения экономических представлений востребованы разнообразные математические действия : дети считают, измеряют, вычисляют. Все это благоприятно влияет на умственное развитие ребенка.