Юлия Бауэр
Лего-конструирование как способ математического развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях развития дошкольное образование претерпело ряд некоторых изменений. Одним из важных нововведений является появление леготехнологий.
В ФЭМП дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.
О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги.
Публикация «Лего-конструирование как способ математического развития детей» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Математика, игры, занятия по ФЭМП
- Лего. Конструктор LEGO
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Н. Н. Поддьяков утверждает, что конструкторская деятельность играет существенную роль в умственном развитии ребенка. Конструктивной деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитателем модель предмета из готовых деталей. В этом процессе он воплощает свои представления об окружающих предметах в реальной модели этих предметов.
Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.
В педагогической практике широко используются разнообразные виды конструирования — из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. Из всего многообразия конструкторов ЛЕГО представляет собой яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка. Конструктор LEGO является очень подходящим материалом для целей математического развития, будучи образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия, вмещающим в себя огромный мир математических задач.
В процессе «общения» с конструкторами LEGO у детей происходит :
1. Развитие психических процессов:
– памяти (дидактическая игра «Вспомни и собери»);
– внимания (дидактическая игра «Что изменилось»);
2. Развитие сенсорных эталонов :
– цвет (дидактическая игра «Змейка»);
– форма (дидактическая игра «Двойняшки»);
– величина (дидактические игры «Крути волчок и выбирай», «Башни»);
3. Развитие речи :
– дидактические игры
«Спина к спине», «Небольшие проекты», «Угадай мою модель», «Выдумки»;
4. Отработка необходимых знаний по математике (счет, состав числа, временные представления);
5. Знакомство с окружающим миром:
– дидактические игры «Знакомство с правилами дорожного движения», «Знакомство со стилями архитектуры и конструирование зданий».
Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты.
В ходе образовательной деятельности с использованием конструктора можно показать, что математика – это умение думать и рассуждать, перебирать варианты, искать различные решения, доказывать, что других решений нет. Дети могут учиться соизмерять, познавать геометрические фигуры, плоские и объемные, понимать взаимосвязь чисел и геометрических фигур, что позволяет развить так называемое чувство числа. В силу своей универсальности ЛЕГО - конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО -технологии является игра –ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре. В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнёром, работать в коллективе. ЛЕГО -технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности. Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют расширению словарного запаса, развитию диалогической и монологической речи, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе.
Лего - конструирование – эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в рамках вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становиться более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.
Использование пособий «LEGO» - это новый тип обучения с чрезвычайно эффективными социализирующими методами воздействия: как правило, дети работают в группе (обсуждается и учитывается мнение каждого ребенка).
Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию одарённости.
Игры, развивающие логическое мышление
Классификация
1."Чудесный мешочек".
В мешочке находится несколько деталей конструктора
Лего.
а) Педагог показывает деталь, которую надо найти.
б) Педагог только называет необходимую деталь.
в) Ребенку необходимо на ощупь определить из каких деталей составлена
модель.
2."Собери модель".
Дети собирают модель под диктовку педагога. При
определении взаимного расположения деталей используются наречия "сверху", "посередине", "слева", "справа", "поперёк".
Пространственное ориентирование
"Собери модель по ориентирам".
Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".
"Составь макет учебной, групповой и приёмной комнат".
Для взаимного расположения предметов в комнате используется точка отсчёта, не совпадающая с позицией ребёнка.
Симметрия
"Выложи вторую половину узора"
.
Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.
"Составь узор".
Дети самостоятельно составляют симметричные узоры -можно изображать бабочек, цветы и
т. д.
Логические закономерности
"Что лишнее?".
Педагог показывает детям ряд деталей и просит определить
лишний элемент (каждый элемент состоит из двух деталей конструктора).
Множества
"Выдели похожие"-классификация по одному свойству. Педагог показывает детям набор деталей и выделяет ниткой замкнутую область. Затем устанавливает правило, по которому надо располагать детали: например, так чтобы внутри выделенной области оказались только красные детали или только кирпичики.
Игры, развивающие восприятие формы
“Отгадай”.
Цель:учить детей узнавать знакомые детали конструктора (куб, папка, треугольник, цилиндр, арка, таблетка, брус) на ощупь.
Описание игры:
Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на
ощупь форму модуля.
«Найди пару»
Цель. Закрепить знания о разновидностях геометрических форм. Тренировать в умении группировать с учетом выделения одинаковых признаков, развивать зрительные функции.
Ход: педагог предлагает вспомнить, как называются детали конструктора LEGO и найти каждой детали пару.
«Найди все кубики»
Цель. Учить различать с помощью осязания детали конструктора, тренировать в группировании с учётом выделения одинаковых предметов, развивать мелкую моторику.
Ход игры. Педагог предлагает вспомнить, как называются детали конструктора, и разложить их на группы: кубики, кирпичики, декоративные детали.
«Расскажи, где находится деталь»
Цель. Учить объяснять местоположение деталей конструктора по отношению к другим деталям, развивать навыки ориентировки в пространстве.
Ход игры. На столе 10-12 деталей конструктора. Педагог предлагает рассказать, где находится та или иная деталь (Например, «справа от зеленого кирпичика стоит красный кубик, слева – желтый кирпичик») .
Вывод
Лего позволяет детям ощутить себя настоящими изобретателями,позволяет развивать конструкторскую смекалку и фантазию, сформировывать логическое мышление на всю жизнь.
Большие возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста представляет Lego – конструктор.
Он яркий, красочный, полифункциональный материал. Конструируя объект, выкладывая на плате геометрические фигуры, цифры, повторяя предложенный алгоритм, дети самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми научаться оперировать простейшими понятиями; знакомятся с числами, цифрами; осваивают сенсорные эталоны – цвет, форму, величину, расположение в пространстве. Lego -детали с цифрами можно использовать вместо традиционной кассы цифр.
Lego – конструктор помогает детям дошкольного возраста в игровой форме освоить элементарные математические представления.
Главное «заразить» ребенка игрой, не просто разбудить в нем интерес к моделированию предложенных конструкций, но и помочь понять, что играя можно многому научиться.
При использовании в НОД математикой Lego – конструктора дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, т. к эмоционально вовлечены в НОД.