Зеленина Наталья Владимирована
Художественное воспитание детей в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье аргументируется актуальность художественного
воспитания детей дошкольного возраста на основе анализа истории образования, современного состояния дошкольной практики.
Ключевые слова: художественное развитие, дети дошкольного возраста,
система образования, нетрадиционные техники рисования.
Под художественным воспитанием современной педагогической наукой понимается «формирование мировосприятия ребенка средствами искусства» [2].
Различные виды искусства являются частью окружения ребенка и с первых лет его жизни влияют на воспитание чувств, вкусов и отношение к самой жизни. Включенное в образовательный процесс художественное воспитание устанавливает связь развивающейся личности с различными сторонами художественной культуры, делает возможным ее осмысление.
В процессе поиска эффективных способов и форм художественного воспитания и развития подрастающего поколения целесообразным является обращение к историческому педагогическому опыту. На рубеже веков характер содержания и структуры образовательного процесса определялись убеждением, что ребенок является «пластическим материалом, годным для творчества» [1, с. 20].
Педагогической наукой была определена цель художественного воспитания –
«сделать человека чище, лучше, добрее»; под художественным воспитанием понималось «систематическое развитие органов чувств и творческих способностей» [4]. В общем образовании художественному элементу стали уделять повышенное внимание: рисование, например, вошло в ранг обязательных предметов во всех учебных заведениях, он был введен и в церковно-приходских училищах – как факультатив.
После утверждения официального подхода к художественному образованию активизировались авторские инициативы практикующих художников. Так,
в 1912 г. художник Д. Л. Иванов в книге «Дошкольное образование» в форме советов родителям описал собственную методику обучения рисованию детей дошкольного возраста. Автор указывал на то, что рисование «воспитывает дух», облегчает дальнейшее школьное обучение и помогает видеть отношения человека ко всем явлениям жизни и к самому себе. Его методика интересна тем, что при обязательном, как он считал, обучении детей рисованию, следует обращаться к разнообразным привычным – карандашам, краскам и неожиданным для рисования материалам, например, пластилину, поскольку это дает возможность избежать «штампов» в детских рисунках. По сути, речь шла о нетрадиционных техниках рисования, столько активно распространившихся в настоящее время.
Современная дошкольная педагогика делает ставку на обязательность художественного блока – в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определена область дошкольной ступени образования – «Художественно-эстетическое развитие». Как часть образовательного процесса художественное воспитание обеспечивает связь развивающейся личности дошкольника с богатым разнообразием художественной культуры, создает условия для ее осмысления. Художественное воспитание так же способствует развитию зрения, слуха, пространственных, цветовых и конструктивно-композиционных способностей [3, с. 498].
В процессе собственного художественного творчества, как обязательной составляющей художественного воспитания, ребенок осваивает различные средства и техники изобразительной деятельности. Интерес к ним вполне оправдан – доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников, и продолжает традиции работы с нетрадиционными материалами и техникам рисования (следуя крылатому выражению «все новое – это хорошо забытое старое»).
Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и
напоминают игру. Рассмотрим наиболее адекватные для использования на занятиях с дошкольниками.
Для детей младшего дошкольного возраста можно порекомендовать рисование пальчиками и рисование ладошкой. Этот способ изображения способствует развитию у малышей чувство цвета и формирует свойство активного «вхождения» в образ. На этом этапе развития ребенка важным является и то, что он проявляет эмоциональное отношение к своей деятельности и к изображению.
В средней группе можно усложнить задачу и создавать изображение при помощи тычка жесткой полусухой кистью, печатью поролоном, пробкой, восковыми мелками (свечкой) в сочетании с акварелью и гуашью, отпечатка листьев, шишек, цветов, используя ватные палочки и диски. Эти техники решают такие изобразительные задачи, как умение создавать сюжет, композиционное размещение элементов на плоскости листа, формируют основы чувства ритма, формы, величины.
В старшем дошкольном возрасте дети уже могут овладеть техникой изображения песком, солью, мыльными пузырями, мятой бумагой, кляксографией (с трубочкой и без, использовать трафарет; освоить пластилинографию, квилинг; создают сюжет в технике гравюра (граттаж) и коллаж. В результате дошкольники этой возрастной группы овладевают алгоритмом создания художественного образа, используя изобразительные возможности различных материалов и их комбинации; у детей развивается наблюдательность, внимание, память, воображение; в рисунках появляется изображение перспективы; юные художники осваивают правила композиции (понятие симметрии и асимметрии); продолжает развиваться чувство цвета, формы, величины.
На занятиях нетрадиционными техниками рисования ребенок сам делает
выбор материала для создания своего сюжета, своего художественного образа.
Художественно-творческая деятельность детей на таких занятиях протекает на эмоционально-чувственной основе, так как нетрадиционное рисование вводит ребенка в богатый мир изобразительных возможностей разных материалов и инструментов – создание образа «из ничего». Эмоциональный отклик играет важную роль в обучении и развитии, акцентирует творческую деятельность дошкольников, снимает страх «а вдруг не получится», ребенок видит быстрый и качественный результат своей деятельности, появляется уверенность в собственных силах.
Таким образом, художественное воспитание, развивая творческие способности детей, их эстетические чувства и представления, личное отношение к прекрасному, закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.
Список литературы
1. Адаевская Т. И. История развития системы образования Поволжья: Коллект: Монография / Т. П. Адаевская [и др. ]. – Самара: Поволжское отделение РАО; Самарский госпедуниверситет, 1997. – 168 с.
2. Бим-Бад Б. М. Художественное воспитание // Педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс].
3. Литвинова О. В. Художественное развитие дошкольников и младших
школьников в условиях предметно-пространственной среды города [Текст] /
О. В. Литвинова // Развитие современного образования: теория, методика и практика: Материалы VI Междунар. науч. -практ. конф. (Чебоксары, 13 нояб.
2015 г.) / Редкол. : О. Н. Широков [и др. ]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – №4 (6). – С. 498–499.
4. Прыскина Е. А. Место общего образования в образовании будущих педагогов / Е. А. Прыскина // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. – 2014. – №4. – С. 97–99 [Электронный ресурс].