Татьяна Савина
Патриотическое воспитание на уроках искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство учащихся с русской художественной культурой на уроках искусства приобщает детей к истокам, национальным корням, рождая чувство гордости за свой народ и Отечество. Осмысление приобщения к неисчерпаемому духовному источнику- во всем многообразии искусств-гармонизирует внутренний мир ребенка и формирует целостную картину мира.
История искусств знает много примеров обращения Мастера к современникам и потомкам со страстным призывом к благоразумию, добру и справедливости ради любви к Родине.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Древнерусский иконописец Андрей Рублев (14 век) написал икону «Троица» в честь и на похвалу Преподобному Сергию Радонежскому, который в период монголо-татарского нашествия примирял враждующих между собой русских князей, призывая их к объединению и свержению ненавистного ига. Андрей Рублев в своей иконе через иносказание выражает идеи Преподобного Сергия - объединиться ради великой цели – свободы Родины. Воззрением русского люда на Святую Троицу побеждалась ненавистная рознь мира сего. Икона «Троица» - это призыв к русским быть сообща по образу и подобию Святой Троицы.
Великий подвиг Александра Невского (1220-1263, причисленного к лику святых, запечатлен в литературе, музыке, скульптуре, живописи. Он любил свой народ, свою землю. Его прижизненный подвиг и смерть за родину – пример патриотизма на все времена.
Идея создать портретную галерею наших великих соотечественников принадлежит замоскворецкому купцу и знаменитому русскому меценату Павлу Третьякову (вторая половина 19 века). «Открыл» эту галерею Иван Крамской портретом Л. Н. Толстого, а продолжили все художники – передвижники в конце 19 века и начале 20-го. В первой половине 20 века художник Михаил Несторов продолжил дело передвижников. Он пишет портреты Павла Флоренского и Михаила Булгакова, художников братьев Кориных и Виктора Васнецова, физиолога Ивана Павлова, скульптора Веры Мухиной, хирурга Сергея Юдина и др. Портретная галерея великих русских соотечественников 19-20 в. в. – духовного потенциала для подрастающего поколения и предмет гордости современной России.
Образы природы и Родины ярко просматриваются в былинно-сказочных сюжетах Виктора Васнецова. Его талант многолик, но весь основан на национальных традициях. Шедеврами его творчества являются картины:
-«После побоища Игоря Святославича с половцами» (1881) о гибели войска князя Игоря на рубежах родной земли;
-«Аленушка» (1881) как собирательный образ простой русской женщины;
-«Богатыри» (1898) – защитники русской земли, хранители ее обычаев и традиций.
Безмолвие природы и героизм людей, их любовь к родной земле «звучат» в картинах В. Васнецова в гармоничном единстве, научая детей «видеть», «слышать», «чувствовать» красоту Родины.
История укрепления русской государственности начинается со строительства русских городов (как прототипа государственности) : от архитектурного облика Древней Руси (10-12 века, строительства Москвы (15 век, Санкт-Петербурга (18 век) и прослеживается до «сталинского ампира» в первой половине 20 века. Современное градостроение многолико и функционально, но знакомство детей с шедеврами русской архитектуры, как «застывшей музыки», всегда вызывает живой интерес и спонтанное обсуждение увиденного.
Декоративно-прикладное искусство, как разновидность народного творчества, начиналось с простейших ремесел Киевской Руси 10 - 12 веков. В нем всегда находили отражение народные традиции. Сегодня, наравне с традиционными формами этого вида искусства, достойное место заняли художественное конструирование и дизайн. Декоративно-прикладное искусство – мир красоты и мудрости русского народа. Искусствоведческие практикумы на уроках по прикладным видам искусства воспитывают в учащихся чувство прекрасного и дают простейшие навыки работы в них.
Основная идея уроков искусства в современной школе : защита ценностей национальной культуры с опорой на многовековые духовно-нравственные традиции, созданные нашим народом за более чем тысячелетнюю историю, что, несомненно, оказывает позитивное влияние на духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников.