Наталья Кучер
Музыкальный проект «Однажды в фиолетовом лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Лучший способ подготовиться к будущему -
самому создавать его.
Бернард Шоу.
Актуальность. Как известно, именно в дошкольном возрасте закладываются важнейшие качества личности ребёнка, формируется его характер, творческое начало. К сожалению, в последнее время отмечается нарастание некой детской агрессии, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Значит от нас - педагогов - дошкольников во многом зависит будущее наших детей.
Публикация «Музыкальный проект „Однажды в фиолетовом лесу“» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты, проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Технология «Фиолетовый лес» (Воскобович)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Искусство, как одно из составляющих развитие личностного потенциала ребёнка, способно оказывать действенную помощь. Необходимо развивать природную музыкальность, художественный вкус, способность к творческому самовыражению, как условию его радостного бытия и дальнейшей самореализации в жизни. Для решения данной проблемы были разработаны инновационные методики, а также в широком спектре использование ИКТ технологий. В практику, всё чаще начали внедрять игровое поле и это направление стало приобретать всё большую популяризацию и активность, поскольку является прекрасной площадкой для развития игровой, интеллектуальной, творческой деятельности детей и их самостоятельности, инициативности, способности действовать сообща, а также умении дифференцировать эмоциональные состояния других детей.
Главное, чтобы педагог осознал свою роль и место в воспитании и развитии, чтобы он был не над детьми, не вместо них, а вместе с ними.
Цель данного проекта, посредством музыкально - творческой модели коврографа по игровой технологии В. В. Воскобовича, формировать у детей умение творить прекрасное в своей повседневной жизни, путём синтеза искусств.
Задачи:
1. Познакомить с темами героев сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк», а также с новыми персонажами фиолетового леса.
2. Определить характер музыки и соотнесение с цветовой гаммой каждого героя.
3. Закрепить у детей знания музыкальных инструментов симфонического оркестра, и умение различать их по тембру; по внешнему виду.
4. Побуждать детей к поиску выразительных движений: мимики, жестов для передачи характерных особенностей персонажей музыкальной сказки.
5. Поощрять творческую инициативу детей, умение анализировать музыкальные и художественные образы героев.
6. Развивать ассоциативное мышление.
7. Использовать здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз «Озорные жмурки».
8. Воспитывать культуру слушания классической музыки.
Ожидаемый результат:
Повышение эмоциональной заинтересованности детей творческим процессом; усиление познавательной активности, как платформы к стабилизации эмоционально - психического состояния детей. Накопление ЗУН (знаний, умений, навыков) для развития индивидуальности ребёнка, как ценности общества, в аспекте самореализации себя в социуме.
I Этап. Подготовительный.
1. Вид проекта : познавательно - игровой.
2. Изучение методической литературы, включая методику В. В. Воскобовича. по теме проекта.
3. Разработка проекта : план занятий; подбор музыкального, игрового материала; изготовление плоскостных героев сказки совместно с детьми; изготовление музыкальным руководителем плоскостных нот одного цвета; разноцветных квадратов на липучках.
4. Знакомство с работой на интерактивной доске совместно с воспитателем Котовой Т. А. и заместителем заведующей по УВР Климовой С. А.
5. Чтение сказки «Петя и волк» в литературном варианте, без музыкального сопровождения. Обсуждение содержания, характеристик поведения, поступков героев.
II Этап. Основной.
1. Реализация проекта непосредственно с его участниками: дети подготовительной группы; музыкальный руководитель.
2. Форма работы: фронтальная.
Виды деятельности:
1. Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.
2. Выполнение творческих заданий: двигательные импровизации; распределение иллюстраций музыкальных инструментов по типу оркестров: симфонического и русских народных инструментов.
3. Цветовое решение для персонажей сказочного леса.
4. Работа с наглядными пособиями.
Методы:
Словесный метод (беседа с использованием средств визуальной наглядности и слухового восприятия)
Метод контрастного сопоставления.
Метод импровизации (исполнение двигательных импровизаций на темы героев сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк»).
Метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью игровой технологии В. В. Воскобовича.
Оборудование: коврограф с персонажами и природой фиолетового леса; интерактивная доска (икт); иллюстрация «Симфонический оркестр»; буклеты с изображением музыкальных инструментов; чудесные мешочки; волшебные квадраты по основной цветовой гамме; плоскостные ноты, фонограммы.
III Этап. Итоговый.
1. Мониторинг усвоения детьми материала, представленного в проекте.
2. Презентация в форме Power Point.
3. Создать медиатеку для группы, пополнив её тематическими пособиями, которыми могут воспользоваться педагоги для организации различных образовательных ситуаций.
Приложение №1.
Реализация проекта :
Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня наша встреча необыкновенная, волшебная. Мы с вами отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать? Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения! А вот куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, прослушав фрагмент песни.
Звучит «Мы шли по сказочным дорогам»
Муз рук. Вы догадались, куда мы отправляемся? Правильно в сказку. Пойдём потихонечку на носочках, чтобы сказку не спугнуть.
Ритмопластика Ходьба на месте; на носочках по кругу.
Муз рук. Ребята, а мы и не заметили, как попали в волшебный зелёный лес! (дети опровергают цветовое решение и называют правильный цвет - фиолетовый). В этом сказочном лесу живут жители, давайте с ними познакомимся.
Муз рук: Раз, два, три пчёлку Жужу изобрази ( ритмопластика: лёгкими маленькими шагами на носочках, корпус максимально вытянут, подбородок приподнят, руки изображают лёгкие взмахи крыльев).
Малыш Гео с Долькой появились, с нами в сказке очутились (самостоятельно придумать движения для героев).
Они приветствуют детей, их новых друзей.
Муз рук: Ребята, а что вы ещё заметили интересного?
Дети: волшебные мешочки.
Давайте заглянем в них, но с разрешения наших друзей.
Долька. Только в один мешочек.
Муз рук: Ой, что это?
Дети: Ноты.
Муз. рук. Они все одинаковые, так не интересно.
Дети Доказывают, что у нот тоже есть имена.
Называют названия, учитывая нумерацию нот с обратной стороны (1,2,3,4,5,6,7, а также поют их.
Муз рук: Интересно, а причём тут наше путешествие? Друзья, может вы откроете нам тайну?
Гео, Долька, Жужа: Мы музыкалочки-обучалочки. Учим ребят нотной грамоте и другим чудесам, поэтому наша сказка музыкальная, но утром произошло такое!
Гео и Долька приготовили для вас картинки для игры, но сильный ураган их перепутал, поможете, ребята их разобрать?
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные инструменты» (рассортировать муз инструменты по виду оркестра-симфонический и оркестр русских народных инструментов).
Герои: Молодцы, ребята, а за это мы вам подарим сказку «Петя и волк».
Дети. Но мы знакомы с ней.
Герои. Сказка эта не простая, симфоническая, а написал её для вас композитор С. С. Прокофьев. Показать портрет. Как вы думаете, почему сказка называется «Симфоническая»? (Ответы детей).
Муз рук. Многим (даже взрослым людям) эта музыка кажется сложной и непонятной. С. С. Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Муз рук. Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов живёт в этом оркестре, назовите знакомые вам. Также дети определяют групповую принадлежность инструментов: струнные; духовые; ударные и клавишные инструменты. Их очень много. Мы познакомимся только с теми, которые участвуют в нашей сказке.
Каждый персонаж изображается музыкальным инструментом. У каждого героя есть своя мелодия - тема, которая звучит всегда, когда он появляется.
Герои. Скажем вместе 1,2,3 - сказка в гости приходи!
В процессе знакомства с музыкальными характеристиками героев, дети самостоятельно выбирают картинку с его изображением и манипулируют ею соответственно содержанию.
Гео: Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку. Ходит он легко, даже вприпрыжку. Мелодия Пети беззаботная, приветливая, весёлая. Петю изображают струнные инструменты – мягкие, с тёплым тембром.
На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Всё вокруг спокойно»,- весело закричала она. Птичка – хлопотливая и тема птички такая же; то быстрая, лёгкая, отрывистая, то плавная. Птичку изображает….? Может кто - то догадался, какой инструмент звучал? Правильно, флейта. Звук у флейты светлый, лёгкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи.
Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитки, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке. Музыка изображает её походку – неторопливую, важную. Тему утки играет гобой. Он имеет немного низкий голос и изображает кряканье очень похоже. Птичка слетает к утке. Утка начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей - утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет.
Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадётся кошка. Тему хитрой кошки играет….? Знакомый инструмент? Да - это кларнет. Музыка подвижная, изображает крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей добычей и он изображает её низкими, вкрадчивыми, осторожными звуками «Берегись!» - крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины своей лужи, сердито закрякала на кошку.
Пчё лка Жужа: Вышел дедушка. Он сердился, Что Петя ушёл за калитку. Если из лесу придёт волк, что тогда? Старого дедушку изображает строгая, неторопливая, ворчливая мелодия, её играет фагот – самый низкий деревянный духовой инструмент. Дедушка увёл Петю домой и крепко запер калитку.
И действительно, не успели Петя с дедушкой уйти, как из лесу показался огромный серый волк. Волка изображают три валторны. Тема волка устрашающе грозная. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, а волк настигает её и пытается съесть, но вдруг зашуршали кусты и он тут же утку посадил в рюкзак.
Гео. Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот хочет её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Тот пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.
Из леса выходят Охотники. Любимое дело охотников – пострелять и их изображают гром барабанов и литавры. Они давно следили за Волком. Петя помогает связать его.
Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая у Волка в рюкзаке.
Охотники услышали кряканье утки и немедленно освободили её, а потом все дружно повели волка в зоопарк.
Муз рук Ребята, что -то изменилось в сказке? Ответы: волк не съел утку, она была спасена.
Вот и закончилась симфоническая сказка С. С. Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок.
Это не просто сказка, а сказка - подсказка. Написал ее композитор для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание, внешний вид, средства музыкальной выразительности.
Так музыкальным языком рассказывает композитор симфоническую сказку.
Муз рук. Друзья, мы слушали музыкальные портреты персонажей, а еще этих героев можно изобразить пластически. Передать в двигательных этюдах характерные особенности каждого из них. А поможет нам опять волшебство музыки.
Пластическое интонирование на основе повторного прослушивания отдельных музыкальных фрагментов - тем. Ритмопластика - двигательные импровизации.
Муз рук. Ребята, а как ещё можно изобразить героев нашей сказки? Какое искусство нам может помочь?
Дети изобразительное искусство
Муз рук. Правильно, но ни бумаги, ни карандашей, ни красок у нас нет, как мы найдём выход из положения?
Дети. Используем компьютер.
Муз рук. А я предлагаю использовать более современный вариант - интерактивную доску. Сможем?
Дети. Да!
Муз рук. Тогда вперёд, к великому искусству изобразительной деятельности. Ребята соотносят цвет квадрата с полюбившимся героем, рисуют его. Вам понравилось наше путешествие в сказку «Петя и волк»?
Ответ детей. «…»
Муз рук. Как вы считаете, когда я вам просто прочитала сказку, рассказала сюжет словами, она была такая же яркая, красочная, волшебная?
Ответ детей. «…»
Муз рук. Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться с другими видами искусств, включая литературу. Дружите с музыкой и пронесите её через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч.
Гео и Жужа. А на память мы вам подарим второй мешочек, в нём разноцветные квадраты, чтобы вы знали цвета, никогда их не путали и запомнили слова: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Подарите каждому герою свой цветной квадратик.
Долька. Смотрите, фиолетовое дерево загрустило, не хочет с вами расставаться, что же делать? Дети придумывают варианты, но один правильный: подарить нотки. Все вместе их развешивают на дереве, радуясь, оно кивает детям своими веточками. Дерево благодарит детей, все прощаются с жителями фиолетового леса.
Звучит песня Муз и слова З. Роот «Волшебный ключ».
Список использованной литературы:
1. В. В. Воскобович. Игровые технологии «Коврограф Ларчик», 2017.
2. С. Газарян. В мире музыкальных инструментов.
3. Н. И. Виноградова, Н. Б. Никитина. Эмоциональное развитие ребёнка. : Учеб пособие. - Чита. : ЗабГТПУ, 2012.
4. Р. М. Чумичёва. : Синтез искусств - фактор развития личности дошкольника - Ставрополь, 2002.
5. Т. Э. Тютюнникова, А. И. Буренина. Программа «ТУТТИ», Санкт - Петербург, 2012.