ОЛЬГА ХИЛЬКЕВИЧ
Художественно-эстетическое развитие дошкольников среднего и старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский
Детство - пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком и чтобы рядом был умный, талантливый, добрый взрослый.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников среднего и старшего возраста» размещена в разделах
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание. В связи с этим ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Сегодня дополнительное образование детей - единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Оно предназначено для свободного выбора и освоения дополнительных образовательных программ независимо от осваиваемой или основной образовательной программы.
Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах своего проявления. В период дошкольного детства именно изобразительная деятельность наиболее ярко способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию навыков творчески передавать свои впечатления в художественной форме.
Все дети любят «творить», но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь воплощение замысла для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Осваивая нетрадиционные методы рисования, аппликации, конструирования можно сделать вывод: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга, если ты хочешь, чтобы каждое мероприятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рассматривать, конструировать, рисовать и импровизировать.
Иногда детям трудно найти общий язык, но с помощью творчества он передает свое настроение и благодаря систематической работе к концу дошкольного детства он радует всех своими великолепными «произведениями искусства».
Эстетическое воспитание – сложный и кропотливый процесс, в ходе которого дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Занятия по рисованию, лепке, аппликации являются одним из этапов многогранной работы ДОУ по эстетическому воспитанию, поэтому изобразительная деятельность тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы (знакомство с окружающим миром, игры, музыкальные занятия и др.). Для этого выбираются наиболее яркие явления из жизни детей, чтобы предлагаемая тема была им знакома, вызывала у них интерес, эмоциональный настрой, желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.
В ходе своей работы использую различные методы и формы работы, например в ходе беседы у воспитанников начинает формироваться художественный вкус. Дети могут назвать, какие картины и иллюстрации им больше нравятся, определяют явления природы, переданные изобразительными средствами. В своих рисунках дети все чаще отображают то, что видели в окружающем мире или при рассматривании иллюстраций. С целью развития детского творчества, в ходе непосредственной образовательной деятельности предлагаю ребятам творческие задания. Они способствуют не только передаче выразительности образа, но и вносят некоторое разнообразие в процесс изобразительной деятельности. Так, например, даю творческое задание: «Наклеим (или нарисуем, как желтые, красные листья кружатся» Дети располагают листья, падающими на землю. Хотя для всех задание одно, но каждый ребенок выполняет его по-своему, передает свое умение, свое отношение к образу.
В процессе рисования, лепки, аппликации детям предлагаются коллективные занятия, которые требуют от них совместных усилий, сочетания изобразительных умений, согласованности действий.
В средней и старшей группах дошкольники приобретают простейшие умения и навыки рисования, аппликации и конструирования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно находят новые способы отражения окружающей действительности в своем художественном творчестве. Наравне с имеющимися у детей знаниями традиционных техник выполнения работы, предлагаю ребятам нетрадиционные техники:
«Рисуем пальчиками».
Под рукой нет кисточки? Не беда! Один пальчик обмакиваем в красную краску, другую – в синюю. Чем не палитра! Какие темы можно предложить детям? «Вспомним лето», «Веселые ребята», «Подарим маме цветы».
«Набрызги».
Краски нужного цвета развести в блюдечке с водой, обмакнуть в краску старую зубную щетку. Направить щетку на лист бумаги, резко провести по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.
«Рисование поролоном».
Хорош для рисования кусочек поролоновой губки. Им можно как размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит для изображения животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а так же для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т. д.).
«Рисование манкой»
А. Рисование на подносе. Насыпьте слой манки толщиной 2-3 мм. Разровняйте. Далее можно изобразить простые фигуры, проводя пальцем круг, треугольник, цветок, солнышко.
Б. Этот способ рисования манной крупой предполагает использование клея ПВА. Для начала нужно с помощью клея нарисовать рисунок. Берем манную крупу и рассыпаем по рисунку, с уже нанесенным клеем. Высохший лист легко встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались. Вот и готово!
«Рисование свечкой и красками, техника «свечка+акварель»
Детям нравится все новое, необычное, особенно в хорошо знакомой им области. Техника заключается в том, что взрослый (или сам ребенок) свечой рисует на белой бумаге изображения, а затем сверху закрашивает лист акварельной краской. Элементы, нарисованные свечой, остаются не закрашенным
«Кляксография»
Кляксография является техникой рисования, развивающей воображение. Ее особенности и возможности: пятно образуется случайными по форме, размеру и расположению, не бывает двух одинаковых пятен, наличие разнообразия плюс воображение – это путь к созданию образа. Поставим большую яркую кляксу. Возьмем трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и опять подуем.
«Монотипия».
Нам понадобятся гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Нарисуем половину круга на правой стороне от сгиба листа, левую сторону прижмем к правой и разгладим. Что получилось? Солнце? Тучка?
Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства – цвета и формы. Нанесем яркие пятна на одну половину листа, прижмем к ней вторую половину, тщательно разгладим в разные стороны и развернем. Угадай, что получилось? И вдруг перед ребенком «ниоткуда» появляется рисунок. Волшебство.
Так же знакомимся с детьми с такими техниками рисования, как: пуантилизм (точечное рисование); печать пробками, камешками, листьями; рисование ватными палочками, рисование ладошками, мятой бумагой; пластилинография; печать по трафарету и рисование пластиковой вилкой.
В последующей работе по рисованию собираюсь познакомить детей с такими техниками рисования, как: энкаустика (рисование горячим воском, граттаж (воск+тушь, гуашь, рисование мыльными пузырями, рисование оттисками овощей (картофель, морковь, капустные листья).
При работе с аппликацией используем: различные нитки (простые и шерсть, ватные диски, крупу, бисер, пайетки, различные виды бумаги.
На конструировании понравилась работа с конфетными фантиками, природным и бросовым материалами.
При организации непосредственной образовательной деятельности стараюсь использовать интеграционную деятельность с детьми, например при работе над аппликацией из геометрических фигур обязательно по считаем их, уточним их название, цвет и т. д.
Также эффективность работы по художественно-эстетическому развитию зависит от координации работы с другими учреждениями: школой, музеем, библиотекой, храм и т. д.) проводятся музыкально - тематические вечера, совместные выставки, праздники, викторины, экскурсии, мастер - классы. Все участники педагогического процесса находятся и живут в определенном социуме, который действует на детей, педагогов, родителей.
И наконец, эффективность деятельности по художественно-эстетическому развитию во многом определяется взаимодействием всех педагогических работников ДОУ (воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя, специалистов (логопеда, инструктора по физической культуре). Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно-эстетического развития.
Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
Для развития детского творчества важно создать в группе эстетическую развивающую среду, которая вызывала бы у детей радость, желание находиться в уютной, красивой группе, используя в ее оформлении созданные детьми индивидуальные и коллективные работы.
А так же, важное, значение имеет эмоциональное благополучие детей в процессе непосредственно образовательной деятельности, создаваемое интересным для них содержанием, толерантным отношением педагога к детям, формированием у ребенка уверенности в своих возможностях, бережном отношении взрослых к результатам детской художественной деятельности, использованием их в оформлении групповой других помещениях детского сада. В процессе художественной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается.
Период дошкольного детства – один из самых благоприятных этапов в общении детей с искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Дети очень восприимчивы к проявлениям прекрасного, всегда с большим интересом и увлечением принимают новые техники выполнения работ в любой образовательной деятельности, будь, то рисование, аппликация, конструирование или театрализация, как того требует ФГОС. Художественный вкус, творческие способности, способности наблюдать и анализировать и размышлять об увиденном, формируется у ребенка очень рано. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности. А мы, взрослые, должны помочь ребенку приобрести такой опыт.
"Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять,
выпестовать в каждом ребенке
его неповторимо-индивидуальный талант –
значит, поднять личность на высокий уровень
расцвета человеческого достоинства"
В. А. Сухомлинский