Татьяна
Художественно-эстетическое развитие дошкольников: понятие, задачи и принципы
Эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательно – образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время это направление выделяется как приоритетное наряду с интеллектуальным и физическим развитием детей.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников: понятие, задачи и принципы» размещена в разделах
Эстетическое воспитание
– это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности – музыкальная, изобразительная, художественно – речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является развитие у детей эстетических интересов, потребностей, а также эстетического вкуса и способностей.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский рассматривал эстетическое в поведении человека как форму проявления его нравственности. Границы между нравственным и эстетическим условны. Воспитывая эстетически, мы совершенствуем нравственные качества человека, его представления о добре и зле, долге и чести, совести, дружбе. В этом основное значение эстетического воспитания.
Еще в 70 годы ХХ века, в целом положительно оценивая систему эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, Н. И. Киященко отмечал, что сделана попытка поставить некоторые вопросы, без решения которых не может быть построена система воспитания и развития : сущность эстетического развития, его отличие от художественного, роль условий жизни и быта, соотношение между различными воспитательными средствами.
Весь круг выдвинутых автором вопросов находится в тесной зависимости между собой.
Что же принято сегодня понимать под художественным развитием, которое, моделируя разнообразные проявления жизни, способно через искусство ярко раскрывать эстетическую и духовную ценность?
М. С. Коган в книге «Человеческая теория ценностей» определяет художественное воспитание исходя из понимания художественной культуры. По его мнению, художественная культура это :
1) всеобщее пространство художественной деятельности, т. е. охватывает все ее разнообразные проявления – литературные, музыкальные, сценические и пластические, киноискусство и т. д. ;
2) художественная культура характеризуется общим для всего мира искусственно-художественным содержанием – определенным образом представлением о мире и человеке, а затем и творческим методом и художественным стилем, в котором эти представления воплощаются;
3) художественная культура представляет собой исторически изменчивый способ социальной организации всей художественной деятельности.
Исходя из такого понимания художественной культуры, художественное воспитание в широком смысле этого слова, представляет собой способ включения личности в художественную культуру общества.
Художественное воспитание предполагает:
1) воспитание любви к искусству и художественного вкуса
2) развитие у ребенка определенных практических умений (рисовать, петь, представлять, танцевать)
3) сообщение ребенку определенных знаний в области теории и истории конкретного вида искусства.
Художественное воспитание
– целенаправленная деятельность, имеющая своей задачей более широкое включение личности в художественную жизнь общества. Решение этой задачи имеет 2 уровня :
1. Приобщить личность к современному искусству во всем многообразии его видовых и жанровых форм.
2. Приобщение личности к художественному наследию, к многообразию его исторических пластов, начиная с древнейших времен и включая художественную культуру всех народов мира.
Такая структура художественного воспитания объясняется тем, что великое искусство переживает время своего создания и входит как необходимый компонент в художественную культуру каждой новой эпохи; точно также искусство каждого народа принадлежит всему человечеству, органично входя в жизнь других народов.
Художественное воспитание предполагает объединение трех направлений воспитательной деятельности:
1. Художественного воспитания в узком смысле слова, т. е. воспитание художественного вкуса как психологического механизма, способного обеспечить адекватное восприятие искусства и формирование художественного сознания – взглядов, позиций, идеалов.
2. Художественного образования, имеющего целью расширение знаний человека в области истории и теории искусства.
3. Художественного научения, призванного развивать способности к художественному творчеству в одной или нескольких областях искусства (независимо от того, станет ли человек профессионалом или любителем).
Эстетическое воспитание
– понятие гораздо более широкое, чем воспитание художественное. Оно не ограничивается сферой искусства, а тем более каким-либо одним его видом, одной из возможных форм соответствующей деятельности. Эстетическая культура человека предполагает развитость всей его чувственной сферы («эстетическое» значит «чувственное», эмоционально откликающейся на многообразные явления природы и самые различные стороны действительности. Главным критерием тут служит наличие чувства прекрасного.
В эстетическом воспитании детей ведущая деятельность – художественная. Воспитание, в процессе которого осуществляется художественное развитие детей, имеет большие возможности, но процесс усвоения художественного опыта всегда индивидуален. Знакомство с искусством, приобщение детей к художественной деятельности является одним из признанных в педагогике путей формирования личности, развития ее задатков и качеств.
При этом под развитием мы будем понимать особый вид изменения, являющийся необратимым и обязательно предполагающий качественные преобразования.
Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс. Под эстетическим воспитанием понимается целенаправленное развитие в человеке эстетического отношения к действительности, "формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты".
Основными задачами эстетического воспитания в отечественной педагогике принято считать :
1. Воспитание и развитие у человека эстетического восприятия, эстетических чувств, эмоций, переживаний, воспитание эстетического вкуса, т. е. умения понимать прекрасное в жизни, в искусстве.
2. Эстетический вкус выражается в оценочном суждении. Он отражает определенный эстетический идеал, который свидетельствует о способности человека понимать сущность прекрасного.
3. Развитие эстетического отношения к действительности: умение и стремление вносить красоту в окружающую жизнь
По мнению Ветлугиной Н. А. особое значение имеет формирование эстетического отношения к действительности, которое начинается уже в раннем детстве. В эстетическое отношение ребенка к окружающему входит его эмоциональный отклик на прекрасное, его творческая деятельность, стремление к оценке гармоничных сочетаний красок, звуков и т. д. А. А. Мелик-Пашаев эстетическое отношение определяет как особое восприятие и оценку окружающей жизни; как художественную практику детей; как адекватное восприятие произведений искусства.
Главным средством художественного воспитания является само искусство, опыт непосредственного общения с ним. Задача педагогов – организация этого опыта. Только тогда возникает эффект художественного воспитания, когда искусство обладает эстетической ценностью. Вот почему «художественное и эстетическое воспитание стянуты в один узел».[26,c.18] Поэтому правомерен термин "художественно-эстетическое воспитание".
В дошкольном возрасте дети получают первые художественные впечатления, овладевают разными видами художественной деятельности. Характерная особенность трактовки эстетического воспитания в детском саду состоит в том, что это целенаправленный процесс, организованный в единую систему и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка.
Н. А. Ветлугина в теории эстетического воспитания дошкольников отмечает важность системного подхода и определяет его основные признаки:
а) целостность эстетического воспитания как подструктура всестороннего воспитания и развития;
б) определяющая роль задач воспитания обучения в эстетическом развитии ребенка;
в) совокупность всех средств воспитания и форм организации художественной деятельности ребенка при руководящей роли взрослого;
г) взаимовлияние частей этой подсистемы.
Каждый из перечисленных признаков имеет определенное место в процессе формирования личности.
Характеризуя системный подход в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, Н. А. Ветлугина пишет, что все компоненты эстетического воспитания тесно взаимосвязаны, хотя одни являются ведущими, определяющими, другие – более производными. Они воздействуют на личность каждого ребенка в целом, проходя сквозь призму его потребностей, интересов, возрастных и индивидуальных возможностей. Очень важно, указывает автор, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.
В этой связи к перечисленным выше задачам системы эстетического воспитания следует отнести (по мнению И. Ф. Харламова) и такие как:
– формирование эстетических потребностей в области искусства;
– овладение учащимися знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения по вопросам художественного отражения действительности;
– приобщение детей к художественному творчеству, раскрытие их склонностей и способностей.
Система художественно-эстетического воспитания и развития является органичной частью общечеловеческого воспитания; в основе ее организации, как отмечает И. Ф. Харламов, лежат следующие основные принципы.
1. Принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества (его суть в том, что эстетические явления жизни и высокого искусства, органично связанные с преобразуемой жизнью, формируют эстетическое отношение к действительности). Эстетическое воспитание не ограничивается сферой искусства и тем более каким-либо одним его видом. Эстетическое воспитание должно происходить непрерывно и повсеместно в ходе приобретения знаний, в процессе научения навыкам любой деятельности, во всех контактах ребенка с окружающей средой.
2. Принцип единства художественного и общего психического развития (художественно-эстетическая деятельность обеспечивает интенсивное развитие воображения детей, их эмоциональной сферы, памяти, речи, мышления).
3. Принцип последовательности предполагает постоянное совершенствование эстетических чувств, вкусов, расширение эмоциональной сферы и т. п.
4. Принцип эстетизации всей детской жизни требует организации отношений, деятельности, общения детей по законам красоты.
Названные принципы целесообразно дополнить теми, которые подчеркивают своеобразие художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников. В программе "Творчество", например, разработанной авторским коллективом под руководством А. И. Смоляр, художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников строится в соответствии с принципами : учета игрового опыта ребенка и его развития в игровой деятельности; природосообразности; создания художественно-творческого пространства; комплексности.
Все предпосылки художественно-эстетического развития детей тесно связаны с игрой: они ее создают и в ней создаются, развиваются и укрепляются. Художественный потенциал игрового опыта ребенка огромен, игровой опыт выступает основным фактором художественно-эстетического развития детей. Этому будет посвящен отдельный параграф в настоящей главе.
Принцип природосообразности предполагает учет природы ребенка и природы искусства (дошкольное детство самоценно, это один из самых важных этапов в жизни ребенка).
Принцип создания художественно-творческой среды через совместную эстетическую деятельность и деятельное общение. Описанию среды как фактору художественно-эстетического развития будет посвящен материал во второй главе нашей работы.
В художественно-эстетическом развитии комплексность понимается как единство разных видов деятельности, в котором соблюдаются следующие условия:
а) научно-обоснованное содержание и методы;
б) осуществление задач нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания и развития;
в) возникновение новых возможностей и путей художественного освоения действительности, обогащение детей различными способами передачи образного содержания, сознания поисковых ситуаций, формирование творческих способностей.
Принцип комплексности проявляется в том, что содержание работы с детьми строится в соответствии с единой целью (развитие эстетического отношения к миру, имеет одни психологическое предпосылки, общую направленность творческих заданий и игр, раскрывается через тематическое единство, выражается в методической стратегии проведения занятий. Процесс художественно-эстетического воспитания и развития ребенка (детей) строится таким образом, что искусство становится основой жизнедеятельности и жизнетворчества ребенка.
Комплексность воспитания предполагает решение всех актуальных проблем системной организации художественно-эстетического воспитания и развития, в том числе и реализацию принципа преемственности как одного из основополагающих принципов в формировании и развитии системы воспитания подрастающего поколения. Совершенствованию преемственности в процессе художественно-эстетического воспитания способствует тесная связь между комплексом педагогических воздействий в ДОУ и в школе и процессом художественно-эстетического развития детей. Преемственность предусматривает использование наиболее эффективных форм, средств и методов художественно-эстетического воспитания; выявление новых форм, средств, при опоре на достигнутый уровень художественно-эстетического развития детей. Значимость данной проблемы сейчас особенно возрастает в связи с созданием экспериментальных программ по различным видам искусства (ИЗО, музыке, а также комплексных.
Итак, можно сделать некоторые выводы.
Эстетическое развитие – понятие гораздо более широкое, чем развитие художественное. Оно не ограничивается сферой искусства, а тем более каким-либо одним его видом, одной из возможных форм соответствующей деятельности.
Главным средством художественного развития является само искусство, опыт непосредственного общения с ним. Задача педагогов – организация этого опыта. Только тогда возникает эффект художественного развития, когда искусство обладает эстетической ценностью. Поэтому можно говорить о единстве художественного и эстетического развития.
Основными задачами художественно-эстетического развития с нашей точки зрения являются:
• развитие у человека эстетического восприятия;
• развитие эстетического вкуса;
• развитие эстетического отношения к действительности;
• воспитание любви к искусству и художественного вкуса;
• развитие у ребенка определенных практических умений (рисовать, петь, представлять, танцевать);
• сообщение ребенку определенных знаний в области теории и истории конкретного вида искусства;
• широкое включение личности в художественную жизнь общества;
• приобщение личности к современному искусству во всем многообразии его видовых и жанровых форм;
• приобщение личности к художественному наследию, к многообразию его исторических пластов.
Принципами художественно-эстетического развития дошкольников являются :
• принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества;
• принцип единства художественного и общего психического развития;
• принцип последовательности;
• принцип эстетизации всей детской жизни;
• принцип учета игрового опыта ребенка и его развития в игровой деятельности;
• принцип природосообразности;
• принцип создания художественно-творческого пространства;
• принцип комплексности.
Анализ литературы по возрастной психологии позволил нам выделить возрастные особенности, на которые необходимо опираться в опытной работе по художественно-эстетическому развитию детей. Они следующие: детский анимизм, повышенная впечатлительность и восприимчивость; нестандартность и не утраченная первичность восприятия; ориентирочно - исследовательский характер сенсорных процессов; достаточно развитая двигательная память; наглядно-образное мышление (как новообразование дошкольного возраста); начало возникновения творческого воображения; способность действовать осознанно и произвольно.