Светлана Долина
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Теория и практика воспитания в дошкольных учреждениях выявили, что художественно-эстетическая деятельность оказывает несравненное ни с чем воздействие на общее развитие ребенка; формируется здоровая эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится более чутким к красоте в искусстве и в жизни. Подтверждение этому мы находим в работах отечественных педагогов и психологов: Н. А. Ветлугиной, Б. М. Теплова, Г. Г. Григорьевой, Т. С. Комаровой, Т. Г. Козаковой и др.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Важно понимать глубинное значение искусства, которое учит «мыслить образами», ставить себя на место другого человека, сочувствовать, прощать — учит оно пониманию и любви, то есть тому, без чего невозможно само понятие нравственного воспитания [42, с. 371].
Развитие воображения является одной из основоположных задач художественного образования. Сила и влияние нравственно здорового воображения так значительны и ценны, что без них практически невозможно становление духовной жизни личности. Подавлять работу воображения опасно, а часто и невозможно – его нужно лишь правильно развивать. Необходимо дать воображению светлое и чистое движение – и как раз искусство сообщает воображению эту возвышающую и светлую силу. Педагогу, опираясь на свой опыт, нужно помочь ребенку соответствующе воспринять и осмыслить мир образов художественного произведения, сделать свой выбор в пользу духовности, к которой внутренне устремлено каждое художественно правдивое творение.
Каждая детская работа – это есть кусочек духовной жизни. Чем она богаче, тем особенна, нестандартны замыслы и образы детского творчества.
В настоящее время многие люди оказались в состоянии духовного вакуума. Тяжело видеть, как черствеет сердце, деградирует мышление, обедняется внутренний мир детей. Далеко нередко в наши дни учитель оказывается среди своих учеников, как в стране глухих, которые не только не слышат, но уже и не желают ничего узнавать о классическом, народном, религиозном искусстве, поскольку в их головах уже сбиты изначально верные настройки, они захвачены образами «нечистого» воображения. Воспитание детей без духовно-нравственного начала неполноценно. Выпускаемые дети из дошкольных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле нарушают питание их души [51, с. 264].
Вот, к чему мы должны прийти, а верней вернуться, в своем духовном росте. Красота природы, литература, музыка, изобразительное искусство, рукоделие – величайшее духовное наследие русского народа, влекущее к себе чистую душу, несущее высокую нравственность. Это те наставники, которым надлежит выступать в качестве ориентира на современном этапе.
Воспитать творческую личность – это значит сформировать контекст, условия и установку на творчество, потребность и побуждение к творчеству. Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественной деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова.
Развивать и совершенствовать эти склонности и способности - одна из задач эстетического и художественного воспитания и развития, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы [51, с. 264].
Художественное воспитание дошкольников включает в себя занятия графикой, лепкой, живописью, оригами и многим другим видами искусства. Любая художественная деятельность ребенка и занятия творчеством формируют у него образное мышление, способствуют развитию фантазии, а также помогают выразить свои ощущения и эмоции. Ребенок, который еще плохо выражает свои мысли словами, всегда сможет выразить их в творчестве, в искусстве. Творчество открывает перед ним широкий простор для выбора средств передачи своих чувств и эмоций внешнему миру, помогает поделиться переживаниями. Художественная деятельность успокаивает ребенка и его нервную систему, способствуют развитию терпения и усидчивости.
Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес и желание самостоятельной творческой деятельности, создание условий для целостного эмоционального и эстетического развития детей дошкольного возраста, приобщение их к искусству различных жанров, художественному творчеству. Дошкольники учатся лепке, рисованию, различным поделкам и многому другому. Изобразительная и другие виды искусства развивают фантазию, усидчивость, память и мелкую моторику рук. Кроме того, занятия доставляют детям массу удовольствия [57, с. 278].
Художественное воспитание дошкольников - это одно из самых важных направлений в развитии ребенка, которое требует особого внимания. Это составная часть эстетического воспитания детей, и начинается она фактически с момента рождения. Приобщение ребенка дошкольного возраста к искусству формируется такими средствами, как:
•ознакомление дошкольников с творчеством и различными произведениями искусства, увлечение их этим занятием, нахождение у них творческого потенциала;
•занятия с дошкольниками, в зависимости от возрастных и личностных особенностей, различными видами художественной творческой деятельности, обеспечение свободного выбора ребенком направления в творчестве.
Художественная литература и художественное творчество направлены на формирование у детей :
• самостоятельности мышления;
• любознательности;
• познавательного интереса;
• художественного вкуса;
• творческих умений;
• чувства прекрасного.
Справедливо утверждение, что если люди перестанут читать - они перестанут думать. В наши дни необходимо признание процесса чтения, что является определяющим в образовании и нравственном становлении человека. «В книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием русского духа, неисчерпаемым источником знаний. Этому надо учить, учить и учить - приобщению к радостям жизни в мире книг». Эти слова российского педагога В. А. Сухомлинского [59, с. 415].
Формирование ребенка как читателя начинается с раннего возраста, а старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» - за интерес детей к книгам. Но для того, чтобы ребенок вырос умеющим хорошо ориентироваться в книжном мире, риторически грамотным, вдумчивым, способным сопереживать героям книг, а затем и окружающим, необходимы дополнительные специальные «библиотечные» занятия. Знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Основная задача педагога, воспитателя - привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. Многие дети 5-6 лет уже умеют читать и можно подобать для них книги с яркими раскрасками и крупными буквами.
Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она не только развлекает, радует детей, но и закладывает основы нравственности, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы литературного языка.
В системе инновационных методов и приёмов в педагогике всё больше места занимают специальные техники, такие как: сказкотерапия, куклотерапия, краскография, использование предметов – заменителей [52, с. 250].
Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок, детская поделка являются мощным средством познания и отображения действительности, в них раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально - волевой сферы.
Один из любимых видов детской деятельности - рисование. Рисунки детей ярко и многосторонне отражают окружающий их мир. Дети любят рисовать положительных персонажей, вызвавших их симпатии. Этим они выявляют свои положительные эмоции, правильно оценивают поступки героев.
Лепка - один из видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для ребёнка. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности формирует, эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка по своему характеру требует, с одной стороны развитых ощущений и восприятия, а с другой - сама совершенствует эти восприятия и ощущения. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления у детей опорой для зрения является осязание предмета [62, с. 74].
Ребенок дошкольного возраста улавливает внутреннюю характеристику художественного образа. Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств. Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потребностям человека. «Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», - говорил К. Д. Ушинский [34, с. 281].
Дети дошкольного и школьного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.
Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б. Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования художественно-эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности [Б. Т. Лихачев, 2012; 37].
Таким образом, художественно-эстетическое развитие у ребенка в процессе его творения выражается созданием здоровой эмоциональной сферой, динамикой мыслительных операций, сензитивностью. Оно учит «мыслить образами», ставить себя на место другого человека, сочувствовать, прощать и без них практически невозможно становление духовной жизни личности.
Выпускаемые дети из дошкольных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле нарушают питание их души. Красота природы, литература, музыка, изобразительное искусство, рукоделие – величайшее отечественное и духовное наследие русского народа, влекущее к себе чистую душу, несущее высокую нравственность и патриотизм [5, с. 184].
С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Хотя они еще плохо выражают свои мысли словами, но всегда смогут выразить их в творчестве, в искусстве. Это требует со стороны воспитателей и родителей разработки различных видов творческих занятий с использованием: графики, лепки, живописи, оригами и т. д. Любая художественная деятельность ребенка и занятия творчеством формируют у него образное мышление, способствуют развитию фантазии, а также помогают выразить свои ощущения и эмоции. Художественная деятельность успокаивает ребенка и его нервную систему, способствуют развитию терпения и усидчивости. Многие дети 5-6 лет уже умеют читать и можно подобать для них книги с яркими раскрасками и крупными буквами. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей. Также важно поощрять словами и действиями продукты труда свих детей.