Венера Багирова
Рисование — средство художественно — эстетического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №61 «Соловушка»
Выступление на семинаре - практикуме:
«Рисование – средство
художественно – эстетического воспитания дошкольников»
Воспитатель :
В. И. Багирова
г. Нижневартовск.
В начале об изобразительной деятельности в целом.
Публикация «Рисование — средство художественно — эстетического воспитания дошкольников» размещена в разделах
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика изобразительной деятельности дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Изобразительная деятельность несет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребенка, ее психических и эстетических возможностей. Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного трудового, умственного развития детей.
Изо деятельность приносит много радости. Но, как правило, имеются некоторые проблемы и эта проблема актуальна на сегодняшний день (слайд №1). Занятия в дошкольном учреждении чаще сводятся к стандартному набору изо материалов и традиционным способам передачи полученной информации.
Это подтверждается тем, что работе по изобразительной деятельности в современных условиях педагогического процесса уделяется не достаточное внимание, некоторые виды изобразительной деятельности вынесены за рамки занятий, и практикуются в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных умений в изобразительной деятельности.
Сегодня на семинаре рассмотрим один из видов изобразительной деятельности – рисование. Обучение рисованию детей должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой самостоятельности и активности. А для этого необходимо воспитывать у детей умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые послужат содержанием изобразительного творчества, вызывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе, развивать эмоциональную отзывчивость детей и вооружать их средствами изображения различных событий и явлений.
Условия. (слайд №2) Педагог должен создать для этого все условия: прежде всего, обеспечивать эмоционально-образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений средствам их выразительного решения. У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь.
В процессе обучения рисованию у ребенка совершенствуется зрительное восприятие, наблюдательность, художественный вкус, творческие способности. В дошкольном возрасте рисование является важнейшим средством познания окружающего мира. При обучении рисованию дошкольников необходимо учитывать возрастные особенности процесса рисования. (слайд №3)
(слайд №4) Основные правила рисования
1. Спина ребенка должна оставаться прямой на протяжении всего занятия.
2. грудь должна быть на уровне стола.
3. Обе руки должны находиться на столе. Одной рукой рисуют, а второй придерживают лист бумаги, чтобы он не скользил.
4. Во время занятий нужно выполнять пару упражнений на расслабление кисти: сжимать и разжимать кулачки, поднимать вверх, расставлять пальцы в разные стороны, напрягаем их, а затем потряхивать кистями рук, постепенно их, опуская вниз.
(слайд №5) Что надо учитывать во время занятий рисованием
Правила проведения занятия по рисованию для дошкольников надо знать и соблюдать: • Никогда не смеяться и не говорить, что малыш не умеет рисовать
• Не стоит взрослому исправлять и дорисовывать в рисунках ребенка за него
• Не заставлять детей рисовать образ по приказу взрослого. Ведь это уничтожает фантазию и воображение детей.
(слайд №5) Надо обучать детей:
• пользоваться разными материалами для рисования (красками, карандашами, мелками, губкой, пальцами, щеткой и расческой, ватными палочками, крупами и пластилином, использовать фольгу и картон, бумагу и дырокол)
• пробовать различные методики нетрадиционного рисования
• нестандартно подходить к образу (даже если не будет сходства вообще)
• самостоятельно подбирать цвета и краски
• совместно рисовать с ребенком
• каждый раз обсуждать с ребенком, что он изображает, как и почему выбрал такой цвет
• При необходимости создавать фото коллажи их работ.
Сейчас рассмотрим структуру проведения занятия по рисованию.
Обучение на занятиях независимо от формы его организации отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия.
Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей.
Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно (слайд№6)
1) вступительная часть — указания воспитателя, беседа с детьми;
2) руководство процессом выполнения работы
3) заключительная часть — просмотр и оценка детских работ.
Первая часть занятия. Указания даются на каждом занятии изобразительной деятельностью, будь то рисование с натуры, по замыслу, сюжетное рисование, декоративная работа. В зависимости от того, насколько хорошо подготовлена эта часть, будут хороши или плохи результаты занятия. Поэтому в каждом случае она должна быть заранее продумана и отработана. Структура этой части занятия примерно такова: (слайд №7)
1. Сообщение содержания предстоящей работы, создание интереса и эмоционального настроя.
2. Анализ изображаемого (натуры, образца, напоминание об увиденном ранее, чтение текста. Беседа с детьми.
3. Конкретные указания к выполнению работы. Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.
Первые слова, с которыми воспитатель обращается к детям,
должны быть эмоциональными, заинтересовать детей предстоящей работой, создавать живой образ того, что дети будут рисовать, вырезывать или лепить.
В младших и средней группах интерес к занятию можно возбудить, внеся в рассматривание предмета элементы игры: разговор детей с мишкой или куклой, со снеговиком как с живым персонажем, включив игровые действия, моменты сюрпризности, неожиданного появления игрушки и пр.
В старшей и подготовительной группах, разговор следует вести в более деловом и серьезном тоне, но не забывать о выразительной интонации.
Не рекомендуется начинать каждое занятие одними и теми же словами: «Дети, сегодня вы будете рисовать.» и т. д. Однообразие снижает восприимчивость детей, а, следовательно, и интерес к занятию.
Перед тем как приступить к работе, дети должны хорошо уяснить, с чего им следует начинать и как действовать. Эти указания дает им воспитатель.
(слайд№8) Руководство процессом выполнения работы. В процессе выполнения детьми самой работы, воспитатель должен руководить занятием в целом, а также уделять внимание отдельным детям, не упуская из виду ни того, ни другого.
После того как воспитатель убедился, что он наладил работу группы в целом, он может на время перейти к индивидуальному руководству. Однако спешить с помощью особенно не стоит. Так как желательно, чтобы дети приучались самостоятельно разрешать возникшие затруднения. Если же воспитатель убежден, что ребенок действительно не может сам справиться с трудностью, то следует помочь ему, в основном в форме наводящих вопросов, иногда совета и лишь в редких случаях показом изображения чего – либо и только на отдельном листке, а не на рисунке ребенка.
(слайд №9) Заключительная часть занятия. Заключительная часть занятия – просмотр и оценка детских работ детьми и воспитателем. В большинстве случаев она носит характер развернутого анализа, на котором должны быть представлены работы всех детей. Анализ детских работ проводится тотчас же после занятия или после прогулки.
После высказывания детей, заключительные слова говорит воспитатель. Он дает общую оценку занятию, выделяя в отдельных работах то, что он считает в данный момент важным. Этим подводит итог занятию
Во время занятий дети совершают открытия, творят. Ведь для них важен сам процесс, а не результат, хотя он тоже радует. Положительные и яркие эмоции захлестывают ребят, они раскрываются и отражают через рисунки свой внутренний мир.