Елена Алексенко
Художественно-литературный кружок в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. 1Цель: Развитие литературного интереса и творческого мышления детей среднего дошкольного возраста.
1. 2 Задачи:
1. Формирование духовного мировоззрения и всестороннего развития личности каждого ребенка.
2. Приобщение детей к миру художественной литературы.
3. Развитие литературной речи и речевой активности детей.
1.3Условия, которые способствуют раскрытию творческих способностей:
Публикация «Художественно-литературный кружок в средней группе» размещена в разделах
- оборудован уголок, дети, сидя за столиками по нескольку человек или в одиночку могут рассматривать книги, обсуждать знакомые произведения, играть дидактические игры на литературную тематику, сравнить одинаковые произведения различных изданий, почитать понравившуюся книгу с воспитателем или гостем группы.
- созданы необходимые условия для развития творческих способностей, творческой активности: пальчиковый, настольный театры, кукол бибабо, иллюстрации, костюмы, маски.
- обновляется материал, ориентированный на интересы детей, развитие их любознательности и поиска к экспериментированию,
- организована доступность разнообразного материала;
1.4 Категория воспитанников Программа составлена для детей дошкольного возраста (от 4 до 5лет) Занятия проводятся один раз в неделю (с сентября по май включительно) во второй половине дня. Продолжительность каждого занятия - 20 минут (согласно возрасту). Также проводится работа с детьми по подгруппам и индивидуально во второй половине дня, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности.
1.5 Планируемые результаты освоения Программы. Основа работы по данной программе - воспитание у ребёнка позиции активного читателя (слушателя). По утверждению З. А. Гриценко, процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления его личности. Необходимо помнить, что ребёнок-дошкольник является своеобразным читателем. В действительности это- слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, создание системы чтения – всё это во власти взрослого.
Ребёнок постепенно привыкает к тому, что процесс обращения к книге – это позитивный момент жизни. С книгой связано множество увлекательных занятий, но чтобы перейти к этим занятиям, необходимо внимательно прочесть произведение. Поэтому, работая с содержанием сказки, педагогу необходимо постоянно показывать и личную заинтересованность в процессе. Стимулировать интерес к литературным произведениям помогут такие формы работы, как активизирующее общение на темы: «За что сказать спасибо этой книге?», «Как книга человека выручает» и пр.
3. Крайне важным в процессе реализации данной программы является сотрудничество воспитателя с родителями. Необходимо способствовать тому, чтобы и у родителей возникло понимание: чтение способствует духовной связи ребёнка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей. Позитивным моментом в данном аспекте воспитательной работы будет приглашение родителей на кружковое занятие для их наглядного, практического ознакомления с тем, как сделать процесс общения с книгой приятным и полезным для ребёнка. Родители вполне способны и, как правило, достаточно активны в подборе книг для выставок, в подготовке для детей рассказов о любимых книгах своего детства. Важно, чтобы воспитатель был здесь направляющей и мотивирующей силой.
1. 6 Основными принципами построения программы являются:
• Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;
• Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
• Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;
1. 7 Работа с родителями:
- анкетирование родителей на предмет необходимости организации кружка «ЧИТАРИКИ» для дошкольников;
- ознакомление родителей с перспективным планом занятий кружка;
1.8 УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
МЕСЯЦ ТЕМА Количество занятий
СЕНТЯБРЬ
«Что такое хорошо и что такое плохо»В. Маяковский
«Гуси - лебеди» в обр. А. Толстого
«Загадки о овощах и фруктах»
«Колосок» (рассказывание украинской сказки 4
ОКТЯБРЬ «Смоляной бычок» рассказывание русской народной сказки
Русская народная сказка "Мужик и медведь".
«Федорино горе» К. Чуковский
«Если добрый ты…» (беседа) 4
НОЯБРЬ «Как собака друга искала» (рассказывание сказки)
«Утка с утятами». Е. Чарушин (пересказ)
«Про себя и про ребят» «Солнце в доме» Г. Ладонщикова Е. Серова (чтение
Стихи о маме русских классиков Сборник стихов о маме 4
ДЕКАБРЬ «Береза» С. Есенин (заучивание стихотворения)
«Хрюша на елке» Б. Заходер (чтение сказки)
«Ёлка» Е. Трутнева (заучивание стихотворения)
Ознакомление с малыми народными фольклорными формами 4
ЯНВАРЬ «Лесная газета» В. Бианки (чтение рассказов)
«Большое путешествие маленького мышонка» эскимоская сказка
«Дядя Степа» С. Михалков (чтение произведения) 3
ФЕВРАЛЬ «Пограничники» С. Я. Маршак (заучивание стихотворения)
«Мойдодыр» чтение сказки К. Чуковского
«Поезд» Я. Тайц (пересказ рассказа) 3
МАРТ «Мамин день» Г. Виеру (заучивание стихотворения)
«Три чудесных цвета» А. Северный, «Если бы…» О. Бедарев
«Летит корабль» В. Орлов (заучивание стихотворения)
«Пузырь, соломинка и лапоть» (чтение сказки) 4
АПРЕЛЬ «Работа» Д. Габе (чтение рассказа)
«День Победы» А. Усачев (заучивание стихотворения)
«О мальчике Тишке и отряде немцев» (чтение произведения)
«Хотела галка пить…» (пересказ произведения) 4
МАЙ
«Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост» (чтение произведения Д. Мамина-Сибиряка)
«В гости к книжке» (знакомство с творчеством художников-иллюстраторов)
30 часов
1.9 Календарно-тематический план
СЕНТЯБРЬ
1неделя
«Гуси - лебеди» в обр. А. Толстого
Учить понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте. Развивать творческое воображение.
Иллюстрированный материал по сказке, листы бумаги, карандаши.
2 неделя
«Что такое хорошо и что такое плохо»
В. Маяковский
Познакомить детей с новым литературным произведением, учить детей понимать содержание, оценивать поступки героев. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, использовать в речи слова-антонимы. Развивать внимание, мышление, память, связную речь. Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении: в быту, играх.
Словарная работа: поступок, плохой, хороший.
Иллюстрированный материал по сказке.
3неделя
«Загадки о овощах и фруктах»
Расширять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм – частушках и загадках, дать о них новые представления.
Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.
Иллюстрированный материал по теме.
4 неделя
«Колосок» (рассказывание украинской сказки
Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, характеризовать поступки героев. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи.
Воспитывать интерес к сказкам других народов, трудолюбие.
Иллюстрированный материал по сказке
Г. Я. Затулина: «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр. 17
ОКТЯБРЬ
1. неделя
«Смоляной бычок» рассказывание русской народной сказки
Познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями или коротким рассказом. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. Словарная работа: смоляной, деревянная, железная, бумажная.
Иллюстрированный материал по сказке
(Г. Я. Затулина: «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр. 52.
2 неделя
Русская народная сказка "Мужик и медведь".
Учить слушать сказки, анализировать поступки героев; развивать память, слух и голос. Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста. Развивать внимание, память, мышление, Воспитывать интерес к Р,Н,С.
Иллюстрированный материал по сказке
Комплексные занятия. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, стр. 67.
3 неделя
«Федорино горе» К. Чуковский
Познакомить детей с творчеством русского народного писателя. Развивать внимание, мышление, умение детей отвечать на вопросы. Воспитывать положительные черты характера, побуждать к добрым делам и поступкам.
Иллюстрированный материал по сказке
конспект
8 неделя
«Если добрый ты…» (беседа)
Познакомить детей с русским народным творчеством (пословицами и поговорками) и скрытой в них смысловой окраской. Развивать внимание, мышление, умение детей отвечать на вопросы. Воспитывать положительные черты характера, побуждать к добрым делам и поступкам. Словарная работа: аукнется, откликнется, недоброжелательный.
пособие «Русские народные загадки, пословицы».
НОЯБРЬ
1 неделя
«Как собака друга искала» (рассказывание сказки)
Познакомить детей с новой сказкой, учить отвечать на вопросы по содержанию. Развивать память, воображение, умение использовать в речи однородные члены предложения. Воспитывать интерес к сказкам разных народов, дружеские взаимоотношения. Словарная работа: трусливый, неважный, дружные.
Иллюстрированный материал по сказке.
Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр. 99
2 неделя
«Утка с утятами». Е. Чарушин (пересказ)
Учить детей пересказывать произведение близко к тексту. Развивать монологическую речь. Воспитывать любовь к окружающей природе
Иллюстрированный материал по сказке.
В. Ю. Дьяченко, О. В. Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр. 68
3 неделя
«Про себя и про ребят» «Солнце в доме» Г. Ладонщикова Е. Серова (чтение стихотворений)
Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы. Развивать образность речи, умение слушать. Воспитывать любовь к поэзии.
Иллюстрированный материал.
В. Ю. Дьяченко, О. В. Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр. 64
4 неделя
Стихи о маме русских классиков Сборник стихов о маме
Учить слушать и воспринимать стихи.
Формировать любовь и теплоту к родным людям.
Иллюстрированный материал
ДЕКАБРЬ
1 неделя
«Береза» С. Есенин (заучивание стихотворения)
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой. Учить чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.
Иллюстрированный материал.
Грамзапись пьесы П. И. Чайковского «декабрь» из альбома «Времена года»; репродукции картин о зимней природе.
Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр. 55
2 неделя
«Хрюша на елке» Б. Заходер (чтение сказки)
Продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки, замечать образные слова и выражения. Развивать память, мышление, умение пользоваться приемами сравнения. Воспитывать интерес к художественной литературе. Словарная работа: ягнята, важный-преважный, пятачок.
Иллюстрированный материал по сказке.
(В. Ю. Дьяченко, О. В. Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр. 863 неделя
«Ёлка» Е. Трутнева
(заучивание стихотворения)
Учить детей рассказывать стихотворение наизусть, эмоционально воспринимать произведение. Развивать образность речи, творческое воображение. Воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы четко и внятно.
Иллюстрированный материал.
В. Ю. Дьяченко, О. В. Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр. 87
4 неделя
Ознакомление с малыми народными фольклорными формами
Познакомить детей с русским устным народным творчеством, продолжать учить детей запоминать короткие небылицы. Помогать произносить чистоговорки, скороговорки, считалки. Выучить текст народной игры «Панас» Воспитывать любовь и уважение к русским народным праздникам, традициям.
Картинки – жук, медведь, оса, коза, листы бумаги, карандаши
О. С Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой» стр85 - 86
ЯНВАРЬ
1 неделя
«Лесная газета» В. Бианки (чтение рассказов)
Продолжать учить детей отвечать на вопросы, употребляя в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Закрепить знания детей о жизни зверей зимой, как они готовятся к зиме. Развивать мышление, память воображение, познавательные интересы. Словарная работа: теплое жилье, холодные ветры, запасы на зиму.
Произведение В. Бианки «Лесная газета» с иллюстрациями
Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр. 64
2 неделя
«Большое путешествие маленького мышонка» эскимоская сказка (рассказывание сказки)
Познакомить детей с новой сказкой народов Севера, учить отвечать на вопросы по содержанию. Развивать память, мышление, внимание, познавательные интересы. Воспитывать интерес к сказкам разных народов.
Картинки с условными заместителями для обозначения персонажей сказки.
Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр. 75
3 неделя
«Пограничники» С. Я. Маршак (заучивание стихотворения)
Познакомить детей с новым стихотворением – о пограничниках, воинах, охраняющих нашу Родину. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к воинам Российской армии, уважение к ним. Словарная работа: пограничники, родной рубеж, граница.
Иллюстрированный материал.
Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр. 82
4 неделя
«Дядя Степа» С. Михалков (чтение произведения)
Познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать внимание, мышление, память, познавательные интересы. Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям. Словарная работа: называть слова с противоположным значением, обозначающим величину.
Иллюстрированный материал.
Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр. 79
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
«Мамин день» Г. Виеру (заучивание стихотворения)
Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к маме. Словарная работа: подснежник, расцвел, поляна.
Иллюстрированный материал.
В. Ю. Дьяченко, О. В. Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр. 99
2неделя
«Мойдодыр» чтение сказки К. Чуковского
Познакомить детей с новым произведением Чуковского; продолжать учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по их содержанию, закрепить правила гигиены.
Иллюстрированный материал.
конспект
3 неделя
Стихотворения о весне
Продолжать учить детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии. Словарная работа: снег стаял, сошёл, растаял
Грамзапись пьесы П. И. Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года»; репродукции картин о весенней природе,цвет. Карандаши, листы бумаги.
О. С Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой» стр 87 -88
4 неделя
«Вот какой рассеянный с улицы бассеяной» С. Я. Маршака
Познакомить с новым произведением; учить понимать главную идею произведения, юмор в произведении.
Текст сказки, иллюстрации к ней.
конспект
МАРТ
1 неделя
«Летит корабль» В. Орлов (заучивание стихотворения)
Дать представление о том, что растениям для роста нужна, земля, вода, свет и тепло. Развивать мышление, наблюдательность, умение высказывать свои предположения в простых предложениях. Воспитывать интерес к растениям и желание за ними ухаживать. Словарная работа: космическая даль, морской прибой, стальной корабль.
Иллюстрированный материал.
конспект
2неделя
«Три чудесных цвета» А. Северный, «Если бы…» О. Бедарев
(чтение стихотворений)
Продолжать знакомить детей с новыми произведениями о правилах дорожного движения, учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы. Развивать мышление, познавательные интересы у детей. Воспитывать культуру поведения на дороге. Словарная работа: транспорт, светофор, переход.
Иллюстрированный материал.
конспект
3 неделя
«Поезд» Я. Тайц (пересказ рассказа)
Учить детей пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей. Учить самостоятельно подбирать слово со звуком «с». Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к занятию. Словарная работа: машинист, кондуктор.
Иллюстрированный материал.
В. Ю. Дьяченко, О. В. Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр. 87
4 неделя
«Пузырь, соломинка и лапоть» (чтение сказки)
Познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями. Развивать у детей зрительное и слуховое внимание – умение вслушиваться в речь взрослого, отгадывать загадки, искать выход из проблемных ситуаций. Воспитывать интерес к книге, к ее художнику-иллюстратору. Словарная работа: тонкий, толстый, смелая, лопнул, низкий.
Иллюстрированный материал по сказке.
О. А. Новиковская «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» - занятие №1
АПРЕЛЬ
1 неделя
«Работа» Д. Габе (чтение рассказа)
Продолжать учить детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию. Развивать мышление, память, учить активно участвовать в беседе. Воспитывать интерес к труду взрослых, желание им помогать. Словарная работа: бездельник, инструменты, доброжелательно.
Иллюстрированный материал.
Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр. 92
2 неделя
«День Победы» А. Усачев (заучивание стихотворения)
Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать уважение к защитникам Родины. Словарная работа: фейерверк, день Победы, парад.
Иллюстрированный материал о дне победы.
В. Ю. Дьяченко, О. В. Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр. 110
3неделя
«О мальчике Тишке и отряде немцев» (чтение произведения)
Знакомить детей с событиями происходившими в годы Великой Отечественной войны. Учить поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к Родине. Словарная работа:– страна, фашисты, защитники, партизаны.
Иллюстрированный материал о войне.
Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр. 126
4 неделя
«Хотела галка пить…» (пересказ произведения)
Продолжатьучить детей пересказывать литературный текст, использовать в речи сложноподчиненные предложения. Учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать мышление, память. Воспитывать познавательные интересы у детей. Словарная работа: гладкие, галчата, воронята, скворчата, воробьята.
Иллюстрированный материал.
Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр. 135
МАЙ
1 неделя
«Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост» (чтение произведения Д. Мамина-Сибиряка)
Продолжать учить детей слушать большую по объему сказку, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержание произведения. Развивать внимание, интерес к информации, которую несет текст. Воспитывать интерес к сказкам, усидчивость. Словарная работа: полдень, болото, комаришка.
Иллюстрированный материал по сказке.
В. Ю. Дьяченко, О. В. Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр. 10)
2 неделя
«В гости к книжке» (знакомство с творчеством художников-иллюстраторов)
Познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов Ю. Васнецова, В. Чижикова, Е. Чарушина, с тем как важны в книге рисунки, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Развивать произвольное внимание. Воспитывать эстетический вкус.
Иллюстрированный материал.
В. Ю. Дьяченко, О. В. Гузенко «Развитие речи. Т ематическое планирование занятий» стр. 92
2.0 Организационный раздел
Рабочая программа обеспечена средствами обучения и воспитания, в числе которых
методическая и детская художественная литература, аудио – видео пособия,
дидактические игры. Кроме того, выполнение содержания программы обеспеченно за сч т
материально-технических средств и особенностей организации развивающей предметно-
пространственной среды.
2. 1 Литература:
• В. Ю. Дьяченко, О. В. Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» издатель: Учитель 2008; серия : Дошкольник
• Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - «Педагогическое общество России», 2007 .
• О. А. Новиковская «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» Год: 2010 Издание: Паритет
• Комплексные занятия. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева,
• Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
•
О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» Методическое пособие – М. : ТЦ Сфера, 2011, - 288с. – (Развиваем речь)
•
Е. Н. Арсенина «Мероприятия для детей старшего дошкольного возраста Издательство Учитель 2007г
3.0 Рекомендации
Продолжать регулярно читать детям художественные и познавательные книги. Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.
Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.
Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им. используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
4.0 Мониторинг
№
п/п Фамилия, имя ребенка Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним Драматизирует (инсценирует) небольшие сказки (отрывки из сказки) Итоговый показатель по каждому ребенку
сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Итоговый показатель по группе (среднее значение)
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
З балл – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;
5 баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Таблицы мониторинга образовательного процесса заполняются дважды в год – в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов) для проведения сравнительной диагностики. Технология работы с таблицами проста и включает два этапа.