Гладкова
Художественная литература и искусство как средства развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература и искусство как средства развития речи.
В современном обществе приобщения детей к художественной литературе и искусству легли на плечи педагогам. Так как многие семьи в настоящее время заменяют книги цифровыми технологиями. Все чаще родители предпочитают увлечь ребенка не книгой или изготовлением поделки, рисунка, а мультиками или компьютерной игрой. Часто можно встретить семьи где телевизор работает в фоновом режиме, не выключаясь с утра до позднего вечера. Это приводит к перегрузки визуальной информации, при дефиците устных и тактильных и иных раздражителей. Высоким нагрузкам на органы чувств и нервную систему. Из-за нагрузки в будущем могут проявиться нарушение зрения, синдром дефицита внимания, проблема в общении. Не редко родители тех малышей, что проводят много времени у экрана гаджетов, жалуются на задержку речи и произношением звуков, и слабую моторику, им зачастую нужна помощь логопеда и психолога. Для развития речевых навыков ребенку необходим диалог.
Публикация «Художественная литература и искусство как средства развития речи» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речевое развитие занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка и формировании. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учиться отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливать словарный запас.
Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Искусство (изобразительное искусства, музыка, лепка, аппликация, театр) является самостоятельным, так и вспомогательным средством овладения речью дошкольников. Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребенка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учить соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики.
Художественная литература как средства развития речи.
Художественная литература оказывает огромное влияние на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольников. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература должна сопровождать человека с первых лет его жизни. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.
Художественная литература является важным источником и средством развития всех сторон речи детей. Разнообразные жанры литературы и фольклорных произведений закладывают основу для формирования любви к родному языку, его точности и выразительности, меткости и образности. Развитие образной речи ребенка осуществляется в единстве с развитием сторон речи : фонематической, лексической, грамматической. Речь становится образной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Очень важно обращать внимание ребенка на образный язык сказок, рассказов, поэзии, произведений устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм: пословиц, загадок, потешек, песенок, считалок, фразеологизмов.
Отбор книг для детского чтения должен осуществляться с учет возрастных особенностей детей (быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания и сложность его переключения, недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта). Воспитательная ценность произведения, должна обладать доступностью, наглядностью, занимательностью, динамичностью сюжета. Произведения должны быть проникнуты гуманистическими идеями, несущими вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого.
В работе с детьми педагог использует следующие формы и методы приобщения детей к художественной литературе :
• выразительное чтение в слух или наизусть;
• использование иллюстрационного комментария;
• иллюстрирование художественных произведений;
• сюжетно-ролевые игры по сюжетам литературных произведений;
• кукольные драматизации;
• совместные праздники и развлечения;
• проектно-исследовательская деятельность;
• литературные викторины;
• литературные игры;
• экскурсии в библиотеку;
• консультации для родителей.
Методика проведения занятий по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части.
В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова.
Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности.
В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.
Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.
Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.
В такую беседу могут быть включены — краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение, имя автора.
Использую художественную литературу, как средства развития речи педагог решает следующие задачи:
• развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух.
• формировать, уточнять и активизировать словарный запас, позволяющий дошкольникам характеризовать многообразие окружающего мира.
• побуждать пользоваться в речи прилагательными, глаголами, наречиями, предлогами.
• кристаллизировать речь детей, предупреждая многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении, обогащать речь детей за счет освоения новых грамматических форм.
• продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь: активно участвовать в беседе, отвечать и задавать вопросы.
• упражнять в составлении рассказов по картине, по иллюстрациям, в процессе описания игрушек.
Знакомство детей с художественной литературой проходит не только на занятиях по развитию речи, но и в других образовательных областях.
Искусство как средство для развития речи
Незаменимым средством речевого развития является искусство. Искусство бесконечно расширяет и пополняет опыт общения ребенка с внутренним и внешним миром. В детских садах традиционно используют следующие виды искусств : изобразительное искусства, лепка, аппликация, музыка, архитектура, театр.
На занятиях рисования, лепки, аппликации дети знакомятся с новыми словами, обозначающими внешние признаки предметов и признаки действий, учатся понимать, различать и, наконец, употреблять слова-термины, которые присущие данным видам деятельности (кисть, краски, стека, прищипывание, раскатывание, сплющивание и мн. др.). Постепенно эти слова войдут в активный словарный запас детей. Таким образом, познавая и рассматривая различные предметы, называя их и обсуждая их свойства, происходит развитие речи.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребенка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учить соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Как отмечалось ранее, дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты. Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей данной группы. Определенный набор фраз, слов, произносимых взрослыми во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным.
Для усвоения слов-названий большое значение имеют действия самих детей с предметами, так как дети с трудом связывают слово с предметом или действием, воспринятыми только зрительно. Когда детям дают предмет и предлагают «поработать» с ним, и при этом называют также действия и признаки, связанные с этим предметом, в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются.
На занятиях изобразительной деятельности успешно развиваются коммуникативные речевые навыки. Ведь между педагогом и ребёнком, а также непосредственно между детьми ведётся диалог, возникают спорные ситуации, требующие словесного решения, идёт обсуждение целей и средств достижения результата. Развитие речевого общения предполагает постепенную подготовку всё более сложных речевых моделей для накопления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения.
Лепка, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует навыки речевого развития, эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.
Музыка, как самый эмоциональный вид искусства способна воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его жизни. Один из способов развития речи детей - дошкольников - регулярное использование средств в непосредственно-организованной деятельности «Музыкальное развитие, а именно такого вида - как пение. Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке, развитие голосового аппарата и речи. При постановке певческого голоса можно решать и речевые задачи:
• совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи;
• прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность;
• формируя навыки самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения, закладываем основы активной монологической речи;
• развивая ладовое чувство, музыкальную интонационную точность, развиваем способность к речевым интонациям.
Обучение детей пению состоит из постановки голоса, работы над дикцией, работы над дыханием. Для этого используют артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, распевки (пение вокализов, несложных мелодий с каким либо гласным звуком, пропевание различных слогов, пропевание нисходящих и восходящих мажорных трезвучий на гласных, песни-упражнения.
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста происходит в различных видах музыкальной деятельности (восприятие музыки, игра на детских музыкальных инструментах, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-творческая деятельность). Безусловно, каждый вид музыкальной деятельности является процессом, состоящим из двух основных направлений:
Первое – развитие невербальных процессов (слуховое внимания, памяти, воображения, зрительно-пространственной ориентировки, моторики (чувство ритма, темпа, координация движений, регуляция тонуса мышц).
Второе – развитие речевых (вербальных) умений – темпа и ритма дыхания и речи (фонетического, динамического, звуковысотного, тембрового слуха и т. д.).
Логоритмические упражнения – еще одна методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Она включает в себя речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Упражнения по логоритмике обязательно включаются в планирование работы по музыкальному воспитанию в группах детей с нарушениями речи.
Театрализация имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности в работе над коррекцией речи ребенка. В процессе театральной деятельности, как разновидности игровой, у детей развиваются основные психические и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные качества, пополняется словарный запас, развивается речь.
Работая над спектаклем, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость. Речь их становится выразительной, движения более пластичными. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить под музыку с помощью пластики, мимики, жеста. Стихотворный текст заучивается детьми легко, своей ритмичностью активизирует детей, помогает держать определенный темп. Перед исполнением любой роли ставятся определенные задачи, которые помогают развивать их фантазию и воображение, особенно хорошо дети чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки. Дети учатся понимать литературное произведение, его смысл, настроение. Учатся пересказывать текст, соединяя речь с музыкой и движениями.
Заключение.
При «синтезировании» художественной литературы и искусства происходит более полное и глубокое, многогранное восприятие ребенком художественного образа. Изображение обогащается адекватным по
содержанию и настроению поэтическим текстом и, в свою очередь, слово,
сопровождаемое близким по сюжету изображением, более содержательно и
образно воспринимаемо. В процессе художественного восприятия литературных произведений, ребенок усваивает речевые конструкции, а искусство, в свою очередь, стимулирует их применение, а также поиск новых и создание им собственных речевых конструкций.
Самым ярким примером синтеза искусств является литературный праздник. В процессе подготовки к празднику дети знакомятся с произведениями определённого автора, его книгами. Рассматривают иллюстрации, сделанные художниками-иллюстраторами в этих книгах. Слушают музыку, написанную композиторами к этим произведениям, или разучивают и поют песни. Хореограф ставит танцы, используя песни на слова этого автора. Руководитель театрального кружка инсценирует с детьми отрывки произведений. В сценарий праздника включается также ритмопластика. В оформлении музыкального зала к празднику используются детские работы, выполненные после знакомства с творчеством писателя или поэта. В зале и в групповых комнатах оформляется выставка книг автора, дидактических игр и пособий на эту тему («Озвучь картинку», «Узнай произведение», «Найди героя», «Книжка рассыпалась», наборы кубиков, пазлов и т. д.). В развивающей среде группы появляются персонажи любимых произведений для обыгрывания, работы детского творчества (рисунки, поделки, книжки-самоделки и т. д.). Такого рода синтезирование произведений живописи, музыки, литературы позволяет ребёнку в полной мере овладеть разнообразными языковыми средствами, а связная речь становится более выразительной, образной.