Ольга Вдовина
Художественная газета для детей и их родителей «Натюрморт»
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество
– это постоянный поиск гармонии с миром красок жизни.
Натюрморт
– воплощение любви к дарам жизни.
Возьми мысленно в руки предметы натюрморта, поговори с ними и придумай историю их жизни.
Нарисуй натюрморт из любимых фруктов своей семьи.
РАЗУЧИТЕ С ДЕТЬМИ
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу-
Публикация «Художественная газета для детей и их родителей „Натюрморт“» размещена в разделах
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Знай, что это натюрморт.
Натюрморт - жанр изобразительного искусства, отражающий предметы быта, цветы в букете, орудия труда, книги, посуду, снедь, т. е. все, что создано человеком и природой. Художник выделяет из окружающего мира предмет или группу предметов и раскрывает перед зрителем красоту привычных для людей вещей: он обращает внимание на объем, фактуру, поверхность, пластику, пространственное расположение, форму и цветовое сочетание одних предметов с другими, выражая тем самым свое отношение к ним. Рассматривая натюрморт, мы постигаем свойства и качества окружающих предметов с эстетических позиций, видим то, что ранее не воспринимали. В результате этого мы начинаем относиться к вещам, окружающим нас, воспринимаем их как ценность, созданную руками человека и природой.
Есть в изобразительном искусстве другой вид натюрморта. В нём предметы говорят не о себе, а о своём хозяине. Как бы дают ему некоторую характеристику. Смотришь на изображения и думаешь, что хозяин этих вещей отошел на минутку и сейчас вернётся, как, например, на картине К. С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт».
Условно можно подразделить натюрморты на следующие виды: одновидовый натюрморт изображает объекты одного конкретного вида (только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы; возможны продукты питания или предметы быта). Например: П. Кончаловский «Персики»; И. Левитан «Сирень».
Натюрморт смешанный по содержанию если на картине представлены разнородные предметы (овощи, фрукты, цветы и плоды, посуда, овощи и другое).
Для натюрморта художник выбирает определённые предметы и соответственным образом их располагает. По тому, как они расположены, как использован цвет, мы можем узнать манеру письма того или иного художника.
Прочитайте рассказ:
ЦЕЛЕБНЫЙ НАТЮРМОРТ А. Лопатина
Старенький автобус, тяжело буксуя по заснеженной дороге, въехал в город. На автобусе привезли детей, спасенных из блокады. Эти дети не бегали, не шалили и не смеялись. Многие из них даже ходили с трудом, как старички. Под детский дом отдали часть больницы. Тем более, что спасенным детям в первую очередь требовался медицинский уход.
В маленьком городке почти не ощущалось войны. Конечно, хлеба не хватало, но картошку и капусту выращивали все. Поэтому к больнице потянулись люди. Кто вез на санках мешок картошки, кто нес ведерко соленых грибов, кто пучки целебной травы для чая. Ребятишки понемногу начали поправляться.
Однажды в больницу зашел старичок, директор местного музея, и сказал:
— Хочу тоже ребятишкам вашим помочь.
Медсестра засмеялась:
— Да у вас и своего огорода никогда не было, сами впроголодь живете, чем же вы нам поможете?
— Это верно, — ответил старичок, — огород завести не было у меня времени. Всю свою жизнь провел в музее, картины собирал. Но знаете, картины иногда бывают нужнее хлеба.
— Не думаю, — хмыкнула в ответ медсестра. Однако главный врач больницы был другого мнения, и вскоре вереница закутанных ребятишек потянулась за старичком к музею. Только самая маленькая пятилетняя Анечка осталась в больнице, потому что она не вставала с постели.
В музее было так холодно, что дети не стали раздеваться. Старичок-директор подвел их к портрету знаменитого ученого и увлеченно стал рассказывать, как этот известный всему миру человек подарил музею свой портрет. Вдруг он заметил, как один мальчик что-то шепнул другому, и оба они исчезли. Потом еще несколько человек тихонечко вышли из комнаты. Когда директор закончил свой рассказ, у портрета осталось только несколько ребятишек.
— Не до картин сейчас детям, — вздохнул директор.
Каково же было его удивление, когда он увидел, что в соседнем зале все дети сгрудились перед большим натюрмортом, на котором была запечатлена ваза с фруктами. Дети не отрывали от натюрморта горящих глаз.
— Почему зеленые ягодки светятся? — тихо спросил маленький мальчик.
— Это виноград, и ягодки его светятся от солнца. Они от солнца слаще сахара бывают, — шепотом объяснила девочка постарше.
— Вот бы нашей Анечке таких, она бы сразу встала с кровати, — мечтательно протянул малыш.
— Молчи, не мешай смотреть, — одернули его другие ребята.
Дети еще минут десять постояли перед натюрмортом, а потом сразу стали прощаться.
Через час директор музея с большим пакетом в руках зашел в комнату больницы, где стояли кровати ребятишек. Все они сгрудились возле постели Анечки и оживленно разговаривали:
— А виноград от солнца слаще меда!
— Знаете, а груши от солнца желтые. Я их пробовал до войны. Ужас, какие сладкие.
Врач, увидев старичка директора, с благодарностью сказал:
— Спасибо огромное, наших ребятишек не узнать сегодня. Раскраснелись, разговорились, вы просто волшебник.
— Я вот картину принес, помогите повесить. Конечно, не положено. Да ведь нельзя ребятишкам без фруктов, — ответил директор музея.
Огромный натюрморт повесили на самом видном месте. На следующее утро врач зашел в комнату к детям и увидел, что Анечка вместе с маленьким мальчиком стоит перед картиной и говорит: — Я опять лимон выбираю.
— Выбери лучше сливу, она знаешь какая сладкая, а лимон кислый. Ты же его уже вчера съела, — уговаривал ее малыш.
— Ну и что же, что кислый, зато самый полезный, мне мама говорила. Я его вчера съела, и видишь, у меня ножки крепче стали. Я теперь ходить могу. Поэтому я снова лимон выбираю.
Врач тихонько закрыл дверь и подумал:
«Хорошо бы во всех больницах висели картины».
Вопросы и задания к рассказу:
• Представьте, что вам заказали написать натюрморт для детской больницы. Что бы вы на нем изобразили?
• Опишите натюрморт из рассказа: как выглядела ваза, где она стояла, какие на ней были фрукты.
• Есть ли у вас дома какая-либо картина, которая помогает вам в трудную минуту? Расскажите о ней.
Рекомендуемые для просмотра репродукции натюрмортов
• М. Асламазян «Цветущий кактус»
• А. Головин «Купавки»
• И. Грабаль «Хризантемы»
• М. Кончаловский «Поднос и овощи»
• П. Кончаловский «Сирень белая и розовая», «Персики», «Одуванчики», «Васильки»
• Е. Маленина «Бананы и дыня»
• Э. Мане «Персики»
• И. Машков «Редиска», «Малина», «Синие сливы», «Роза в хрустальной вазе», «Натюрморт с самоваром»
• И. Хруцкий «Цветы и плоды», «Натюрморт с грибами»
Примерный образец искусствоведческого рассказа по картине В. Ф. Стожарова
«Хлеб, соль и братина»
Рассмотрим натюрморт «Хлеб, соль и братина» В. Ф. Стожарова. (Братина – старинный шаровидный сосуд для питья на братчинных пирах, «на всю братию».) Основная тема этого произведения – хлеб, главный источник жизни человека, поэтому он в самом центре картины. Художник написал его с любовью и нежностью: хлеб – большой, круглый, поджаристый, высокий, аппетитный, так и хочется его нежно погладить. А рядом золотистый каравай, нарезанный по-крестьянски большими ломтями. Художник как бы призывает нас любоваться испеченным хлебом, на котором играют золотые блики. Он оттенил хлеб белым вышитым рушником и золотистого цвета братиной. Сверкающая белизна рушника бьет в глаза – как символ чистоты и святости отношения человека к хлебу. Каждый предмет, описанный художником, как бы заслоняет другой, цветом подчеркнута форма, объем, материал, фактура и красота каждого из них; теплый, золотистый цвет братины и яркая зелень металлической кружки на фоне красного полотна. Красный цвет полотна как бы перекликается с красной вышивкой на рушнике, создавая ощущение радости и вечности жизни. Художник интересно подобрал предметы различной формы; высокая вытянутая бутылка и широкая массивная керамическая плошка, угловатая, почти прямоугольная кружка и рядом округлая, изящно выгнутая деревянная солонка в виде уточки, а светлое большое деревянное золотисто-желто-коричневое тело братины уравновешивается темно-коричневыми хлебами.
Равновесие в картине чувствуется и в созвучии темного цвета занавески с темным цветом стола, а весь натюрморт написан на фоне освещенной солнцем бревенчатой стены, это равновесие форм и цвета создает единую гармонию, вызываемую у нас чувство покоя и радости, любования, благоговения перед хлебом.
Поиграйте с детьми дома
Беседа
Вопросы и задания для беседы;
Что натюрморт может рассказать о характере художника?
Если бы вам надо было нарисовать натюрморт для мамы (папы, бабушки, дедушки, что вы на нем изобразили бы?
Может ли натюрморт быть интереснее портрета или пейзажа? Что должно быть изображено на натюрморте, чтобы его невозможно было забыть?
Какой натюрморт вы написали бы для человека, который тяжело болен?
Игра «Живой натюрморт»
Перед ребенком выкладывается несколько репродукций с натюрмортом. Каждый натюрморт ребенок изображает мимикой и жестами. А родители, бабушки, дедушки должны угадать какую репродукцию изображает ребенок.
Задание
Нарисуй натюрморт из своих любимых предметов.
Рисунок «Составляем натюрморт»
Попросите ребенка найти и принести какие-либо необычные вещи. Разложите на столе предметы.
Вопросы ребенку: Какие предметы лучше всего сочетаются по форме, цветовой гамме и характеру? Что могут рассказать людям о себе эти вещи? Нарисуй натюрморт из понравившихся предметов.