Сугакова Мария Михайловна
Художественная деятельность как средство развития творческих умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная деятельность детей старшего дошкольного возраста должна носить эмоциональный, творческий характер. Для эффективного развития творческих умений и навыков в процессе художественной деятельности на занятиях со старшими дошкольниками, педагогу целесообразно организовать развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую эмоциональное, образное восприятие действительности.
Публикация «Художественная деятельность как средство развития творческих умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В процессе художественной деятельности у ребенка старшего дошкольного возраста формируются творческие умения и навыки, эстетические чувства и представления, развивается образное мышление и воображение, дети постигают способы создания изображений, используя средства их выразительного исполнения.
С. С. Боровикова подчеркивает, что процесс развития творческих умений и навыков у старших дошкольников средствами художественной деятельности должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства [2].
Развитие творческих умений и навыков у старших дошкольников происходит на занятиях по изобразительной деятельности, при конструировании и художественно-речевой деятельности. Их главное назначение заключается в образном отражении действительности.
В процессе рисования старшие дошкольники воспроизводят действительность, как они ее представляет и находят подходящие способы выразить свои фантазии, творческие умения и навыки. О. М. Дьяченко отмечает целесообразность внедрения в практику работы методики ознакомления детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисовании «Рисунок пальцами», «Оттиск печатками», «Рисование мыльной пеной», «Кляксография», «Создание композиций свечой», «Волшебные нити», «Надбрызг», «Процарапывание узоров» (техника граттаж или цап-царапки) и др. [3].
Такие виды изобразительной деятельности, как лепка, аппликация и декоративное творчество обладают рядом достоинств. Старшие дошкольники осязательно воспринимают свойства предметов и стараются создать объемную проекцию [3].
В конструктивной деятельности творческие умения и навыки детей старшего дошкольного возраста проявляется на этапе зарождения замысла и в процессе его реализации. Обучающихся увлекает сам процесс сборки конструкторов, особенно с использованием габаритных деталей конструктора «ЛЕГО». Соединяя детали, старшие дошкольники обнаруживают их похожесть с реальными предметами, они начинают обустраивать пространство для игры, иначе использовать уже знакомые художественные образы.
Развитие творческих умений и навыков старших дошкольников в художественно-речевой деятельности происходит поэтапно. От пассивного слушания сказок и стихов ребенок переходит к активному включению в художественно-речевую деятельность [1].