Кушнарёва Надежда
Хоровое пение как средство музыкально-художественного и нравственного воспитания подрастающего поколения
▼ Скачать + Заказать документы
Кушнарёва Надежда Сергеевна,
ГБДОУ детский сад № 40
Московского района Санкт-Петербурга
Хоровое пение как средство музыкально-художественного и нравственного воспитания подрастающего поколения
Публикация «Хоровое пение как средство музыкально-художественного и нравственного воспитания подрастающего поколения» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Основной задачей образования является воспитание и духовно-нравственное развитие подрастающего поколения, так как российское общество остро нуждается в решении масштабных национальных проблем, а это возможно лишь при существовании общих нравственных ориентиров. Детский сад, являясь первой ступенью, через которую проходит всё общество, представляется наиболее удачной площадкой для прививания таких ориентиров. Преимущественным средством нравственно-эстетического воспитания представляется хоровое пение. Посредством хорового пения обучающиеся приобщаются к музыке, художественному искусству, изучают область прекрасного.
Хоровое пение относится к дополнительному образованию, содействующих формированию, а также совершенствованию восприятия музыкального искусства, расширению единого кругозора, обучению образного восприятия.
Как известно, пение представляет собой один из древнейших видом искусства, а коллективное (хоровое) пение, являясь массовым действием, задействует коллектив людей. Иными словами, хоровое исполнение песен объединяет обучающихся и подчиняет их единому музыкально-художественному и нравственно-эстетическому замыслу. Колоссальное воздействие на детей имеет факт осознания того, что пение хором не только ярче и выразительнее, чем сольное исполнение, но и ощущение ответственности каждого ребенка за чистоту и выразительность результата. Таким образом, хоровое пение благоприятно воздействует на весь спектр музыкальных данных ученика : слух, чувство ритма, памяти, образного мышления, эмоциональное восприятие и нравственные ориентиры. Кроме того, хоровое пение помогает детям выстраивать здоровые межличностные отношения, ощущение себя частью команды, осознание важности собственного действия и его результата для группы.
Наиболее полноценно можно проследить процесс музыкально-художественного и нравственного развития в тех коллективах, которые регулярно посещают занятия в течение всего курса программы дополнительного образования, рассчитанной на 2 года. Необходимо заметить, что обещающиеся старшего звена, прошедшие полный курс хорового пения стремятся и в дальнейшем развивать свои навыки, сохраняя увлеченность данным видом музыкального искусства.
Большое значение также имеют действия преподавателя курса. Успешность курса зависит от нравственного, музыкально-художественного взгляда на существующую проблему педагога. Преподавателю необходимо проявлять навыки руководителя, организатора. Педагог обязан завоевать авторитет у обучающихся, выстроить доверительные межличностные отношения, тактично указывать на недостатки каждого члена коллектива, не создавая ситуации конфликтов. Следует обращать особое внимание на техники работы, при которых для успешного развития хора преподавателю стоит чередовать ситуации, в которых проявляется принцип конкуренции и кооперации. Кроме того, автор курса должен учитывать психологические возрастные особенности обучающихся при планировании занятия и подборе репертуара, чтобы правильно выстраивать линию музыкально-эстетического воспитания. Таким образом, организация хорового пения требует особой собранности от учителя, вырабатывает у преподавателя не только представления о возможностях, но и открывает некие перспективы личного и коллективного развития, равно как общей слаженной, а также поочередно прочерчиваемой концепции обучения и преподавания.
Таким образом, хоровое пение помогает обучающимся не только в музыкально-эстетическом, но и в нравственном развитии, так как развивает художественный вкус, обостряет восприятие музыки, расширяет кругозор. Кроме того, помогает образованию нейронных связей, связанных с развитием к способности регулирования возбуждения и успокоения, что необходимо современному школьнику, так как является основой любой деятельности человека.
Использованная литература:
Бандина А., Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. – Вып. 1. - М., 1981
Кабалевский Д. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы//Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы
Федотов Г. Хоровой коллектив – основная форма организации работы по музыкально-эстетическому воспитании. Младших школьников в условиях класса.
Шереметьев В. А. Пение и воспитание детей в хоре. – Челябинск: ТОО «Версия», 1997.