Неволина Наталья
Эссе «Хорошо, когда с утра начинается игра»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из основных задач дошкольного образования на современном этапе – обеспечение физического здоровья и эмоционального благополучия детей. Для ее реализации необходимо широкое использование разнообразных средств и методов физической культуры как одного из важнейших условий укрепления здоровья, правильного воспитания и развития детей с самого раннего возраста. Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка – дошкольника, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и др. Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия.
Темочки:
Каждый новый день в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Именно зарядка заряжает энергией на весь день. Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Утреннюю гимнастику игрового характера отличают интересное содержание, игры, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого. Все это способствует активизации двигательной деятельности детей. Особенно игровые комплексы утренней гимнастики необходимы малышам. Ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, тепла, комфорта, вырастает устойчивым к неожиданным ситуациям в жизни и будет менее подвержен стрессам.
Вы можете спросить: «Для чего же нужно постоянно играть с детьми?». Во –первых, для того чтобы создать положительный эмоциональный фон, поднять настроение детей. По утрам некоторые малыши в детском саду плачут, ссорятся между собой, требуют маму, не идут на контакт, а иногда и просто не хотят заниматься. Какая уж тут гимнастика? Поход в гости к любимому герою, неожиданное появление интересного гостя, смешная походка, улыбка, веселый совместный танец, музыка приводят малыша в нормальное состояние. Не обязательно он сразу засмеется. Перестанет плакать или начнет заниматься – это уже хорошо.
Во – вторых, для того чтобы заинтересовать малыша, обогащая его новыми знаниями. Заинтересовать так, чтобы он захотел на время превратиться в смешную и веселую обезьянку или сходить в гости к маленьким глупым мышатам, получая новую для себя информацию, выполнял все это в движениях. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем. Утренняя гимнастика пройдет интересней, если будет сопровождаться музыкой. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение. В некоторые комплексы утренней гимнастики включаю игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения или игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Нередко в заключительной части утренней гимнастики включаю скороговорки и чистоговорки для заучивания, формирующие четкое произношение, развивающие память детей, игры – массажи, упражнения для профилактики плоскостопия («Нарисуй солнышко ногой», «Ходьба по скалке», «Переложи шишки ногой», «Подними носок ногой».
Именно под воздействием движений, сопровождающихся эмоциональным подъемом, улучшаются функции сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно – двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических и биохимических процессов. Положительные эмоции тонизируют кору больших полушарий головного мозга, заставляют энергично работать органы человеческого тела, все функции организма и тем способствуют их развитию.
Подвижная игра – один из наиболее эмоциональных видов детской деятельности, обусловленный правилами. Она позволяет педагогу стимулировать активность каждого ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.
Подвижная игра – исключительно ценный способ вовлечения детей в двигательную деятельность. В игре они упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, бросании, ловле, увертывании, которые жизненно необходимы.
Двигательные задания, эмоционально окрашенные, позволяют ребенку многократно упражнять в одних и тех же движениях с наименьшей степенью усталости более длительное время. Положительные эмоции, возникающие в игровых действиях, могут рассматриваться как надежный антистрессовый фактор, предупреждающий развитие каких – либо нарушений в состоянии нервной, сердечно – сосудистой и других систем.
Для многих детей время, проведенное в детском саду, - самое эмоционально насыщенное и значимое, так как реализуются их потребности в непосредственном и теплом общении с педагогами и сверстниками в процессе любимых игр и занятий.
С развитием педагогической мысли происходит постепенный отбор из числа народных наиболее целесообразных в воспитательном отношении игр. В процессе длительной практики определилось их содержание, были сформулированы правила. Создавались и новые игры, преследующие специальные педагогические цели. Наряду с творческими играми, в самостоятельной двигательной деятельности детей («Салки», «Прятки», «Казаки – разбойники», выделялись так называемые организованные, педагогически наиболее целесообразные подвижные игры с готовым зафиксированным содержанием и определенными правилами («Быстро в колонну», «Совушка», «Пес», «Хитрая лиса», «Перелет птиц», «Мышеловка» и др.). Такие игры удобны для проведения их с группами детей на занятиях или в свободное время под руководством воспитателя.
Ежедневный отдых на прогулке обеспечивает дошкольникам до 40% необходимого суточного объема движений. По результатам многих исследований, активный отдых, организованный на свежем воздухе и заключающийся в играх малой и средней интенсивности, оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы детей. Это выражается в увеличении показателей умственной работоспособности, улучшении подвижности нервных процессов. Дошкольники, которые активно участвовали в играх, в четыре раза меньше отвлекались на следующем занятии, чем дети, которые не участвовали в подвижных играх.
Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения. Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общее – воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра дошкольника – это не просто воспоминание о каких – то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросами и впечатлениями ребенка.
Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т. е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.