Галина Нахабина
Характерные особенности организации урока по изобразительному искусству в 5 классе
Урок изобразительного искусства в 5 классе.
Тема урока : «Народные промыслы»
Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний о народный промыслах.
Форма организации творческой деятельности: групповая, индивидуальная
Цели урока :
Обучающие:
• углубление эстетического познания о народном и декоративно-прикладном искусстве;
• развитие навыков выполнения элементов росписи.
Развивающие:
Публикация «Характерные особенности организации урока по изобразительному искусству в 5 классе» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;
• развитие творческого воображения;
• развитие интереса к предмету;
Воспитательние:
• воспитывать любовь к Родине, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны.
Задачи урока :
Предметные: обобщить и углубить знания учащихся о народных промыслах, полученные в курсе изучения изобразительного искусства.
Личностные: развивать творческий вкус, создать атмосферу для творческих заданий.
Метапредметные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, формировать коммуникативные действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Оборудование и материалы: посуда изготовленная в технике папье -маше, краски, кисти, баночка для воды, палитра.
На столах раздаточный материал с элементами росписей художественных промыслов Городца, Гжели, Хохломы, Жостова.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Используемые методы и технологии: метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.
Педагогические технологии: личностно-ориентированные, объяснительно – иллюстративные
УМК:
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А. Изобразительное искусство. 5 класс Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. -М. : Просвещение, 2009.
Горяева Н. А., Островская О. В. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. – М. : Просвещение, 2012.
План урока :
1. Введение в урок.
2. Постановка учебных задач. Повторение пройденного материала.
3. Подготовка к творческой работе.
4. Творческая работа.
5. Представление творческих работ.
6. Рефлексия.
7. Итоги урока.
Ход урока.
1. Мотивация учащихся. Актуализация знаний.
Учитель: - Здравствуйте ребята, улыбнитесь друг другу….и тихо садитесь.
Проверьте готовность к уроку. Прежде чем мы начнем наш урок, мы сначала проведем тест «Настроение»
Оценка на начало урока Оценка на конец урока
У вас на столах лежат листочки с изображением шкалы «Настроение». На этих листочках вы должны отметить свое настроение, с которым вы пришли на урок, т. е. оценить себя в 5 баллов или меньше.
– Отметили. Убрали в сторонку.
Выходят ученики
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Золотая Хохлома,
Ей не налюбуются.
И в Париже, и в Нью-Йорке
Хохлома красуется.
Любовались гости чудом,
Громко восхищались,
Городецкой красотой
Сраженные остались.
Ребята вы прослушали стихотворение к уроку. Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?
- Народных промыслах
И тема нашего урока (Народные промыслы)
«Русские народные промыслы - форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры».
Давайте с вами вспомним, Что такое ДПИ? Декоративно прикладное искусство.
Народные промыслы тоже относятся к декоративно прикладному искусству.
Народные промыслы - это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой, яркой и красочной.
Иногда узоры изображают в виде чего? орнамента
- Что такое орнамент?
Орнамент это украшение — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.,
2. Постановка учебных задач. Повторение пройденного материала.
Перед вами на доске расположены картинки с изображением видов народного творчества и их названия.
Вам нужно назвать к какому виду народного искусства они относятся?
(работа на доске)
Городец хохлома
Жостово Гжель
-Ребята, давайте подумаем, а какова же цель урока и задачи?
Ученик: вспомнить особенности народных промыслов, с которыми знакомились на уроках.
Ученик: У каждого вида росписи есть свои отличительные признаки, следовательно, задача урока состоит в том, чтобы, вспомнить особенности каждого вида росписи.
- Значит нам нужно вспомнить особенности каждого вида росписи.
Хохлома Гжель Городец Жостово
Материал изделия Основной материал, из которого создаются все хохломские изделия — липа. Кроме белоснежных сортов глины делали из глины посуду гончарным способом, фарфора. народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Кстати, первые подносы делались исключительно из папье-маше. Современные подносы из железа
Главный мотив этой росписи мастера включают листья, ягоды и цветы, Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы ромашки, колокольчика, тюльпана, листья земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Орнамент изделий чаще растительный, геометрический. Основной мотив росписи- травка,злаки,полевые и садовые цветы, птицы.
три вида Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь» и сложная сюжетная роспись. Основной мотив росписи — цветочный букет в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; сюжеты сказок розы, пионы, ромашки, незабудки, хризантемы и ландыши -
Какие цвета используют мастера этого промысла Три главных цвета хохломской росписи - это чёрный, красный, золотой. Но в росписи используется зелёный, чёрный, жёлтый, оранжевый, красный и даже голубой цвета на золотистом фоне. Фон изначально имеет серебристый тон - по цвету алюминиевого порошка, который после покрытия и обжига приобретает золотистый оттенок. Главные традиционные цвета - белый и синий.
Гораздо реже используются другие цвета: черный, коричневый, красный, зеленый, желтый. Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску - кобальт, которая затем приобретает характерный для гжели синий цвет. Её, подобно акварельной, разводят водой. Пишут узоры по поверхности изделия, Для росписи использовались изначально яичные краски. На смену им пришли масленые, темперные и гуашевые составы. Красящий состав наносили на полотно большими пятнами, не формируя предварительно четких контуров. Охра
Розовый
Красный
Голубой
Синий
Белый
Зеленый
Черный
Желтый
ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА
Цветовая палитра, которую использовали мастера жостовского художественного профиля, более чем разнообразна и богата. Для фона предпочтительные следующие цветовые решения:
Черный
Слоновая кость или пшеничный
Красный
Голубой
Желтый
Золотой
Янтарный
Коричневый
Для создания непосредственно самого рисунка можно использовать абсолютно любой цвет.
3. Подготовка к творческой работе.
- Сегодня на уроке мы проведем ярмарку народных ремесел. Мы с вами представим себя мастерами народных промыслов. А что такое ярмарка, вы знаете?
Ученик: Это праздник, народное гулянье, продавцы расхваливают свой товар; мастера различных ремесел демонстрируют свои умения и навыки.
- И покупателям и мастерам - всем им необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от друга художественные промыслы, как украшаются изделия.
Перед тем как приступить к практической работе обратите внимание на карточки которые лежат на партах, с какой росписью вы будете работать.
Физкультминутка
4. Творческая работа.
- А теперь вы представьте себя в роли мастера и приступайте к работе.
Учащиеся выполняют задание на подготовленных тарелках папье-маше. (во время практической работы звучат русские народные мелодии)
Готовые изделия расставляются мастерами на доску.
Во время практической работы учащихся, учитель делает целевые обходы: 1 контроль организации рабочего места; 2 контроль правильности выполнения приемов работы; 3 оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; Учитель следит за правильностью выполнения поставленной задачи, при необходимости помогает.
5. Представление творческих работ.
- Скоро ярмарка начнет работу. Поспешите представить свой товар на ярмарку.
Купцы дорогие,
Люди торговые,
На нашей ярмарке должны вы
Свой товар расхвалить,
Ничего не забыть.
И себя показать,
И товар свой продать.
Учащиеся - мастера. «Городец»
Наши доски самые красивые, их украшают изображения цветов, птиц и коней. Иногда мастера рисуют на досках людей.
- Кто еще привез свой товар на ярмарку?
Ученики — мастера. «Гжель»
Посуда просто удивительно хороша: прочна и красива. Гжельская керамика выполняется из белой гончарной глины. В жарком пламени обжигается, закаливается и становится звонкой и прочной.
Ученики - мастера. «Жостово»
Жостовский мастер никогда не повторяет один и тот же рисунок. Свободная роспись дает возможность фантазировать, а форма подноса определяет композицию.
Ученики - мастера. «Хохлома».
Этот промысел очень старинный. Он возник в 17 веке, а первое упоминание о нём ещё идут со времен Ивана Грозного. Изготовляют здесь изделия из бересты, осины, ольхи и липы, их вытачивают на токарном станке.
Закончила работу наша ярмарка.
Кто смел,
Тот успел
И себя показать,
И товар свой продать.
Наш товар весь расписной,
Посмотрите, вот какой.
Весь хотим вам показать
И подробно описать.
Хохломская роспись-
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи -- перелески
Шёлковые всплески
Солнечно медовой
Золотой листвы
Наши доски расписные,
Посмотрите вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых!
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпение –
Русская звонкая Гжель!
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.
Багрянец поздних листьев.
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.
Есть на Волге город древний,
Под названьем Городец.
Славится по всей России,
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо - птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
6. Итоги урока и домашнее задание.
А теперь я попрошу вас оценить свой товар? Какие оценки вы поставите за работу?
Очень давно люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность Народные промыслы – это наше достояние, наша культура. Народное искусство – искусство многих поколений безымянных мастеров, художников из народа. Их мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя самое ценное для него. А это и есть традиция.
7. Рефлексия.
Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно радует кого-то
Наших прадедов работа.
Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
– Теперь возьмите свои листочки с тестом и отметьте свое настроение, с которым уходите с урока простым карандашом.
Учитель: А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке. На этом наш урок закончен. Спасибо вам за творчество и труд!