Папки-передвижки

Характеристика возрастных особенностей

Ольга Павлова
Характеристика возрастных особенностей
▼ Скачать + Заказать документы

Характеристика возрастных особенностей

Периоды Характеристика

новообразования: на основе 4х критериев – анатомический, физический, физиологический, психологический и их показателей; ведущий вид деятельности и его обоснование; социальная ситуация

0 – 1 год Ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные действия, ощущения и восприятия. Активное функционирование зрительного и слухового анализаторов является важным моментом в психическом развитии ребенка. На основе зрительного и слухового сосредоточения происходит упорядочение двигательной активности ребенка и формирование реакции. Во втором полугодии ребенок уже способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре ребенка появляются первые слова.

Публикация «Характеристика возрастных особенностей» размещена в разделах

Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста :

• увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;

• общение с помощью крика или плача;

• увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);

• появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.

1 – 3 Ведущий вид деятельности – предметно-манипулятивная деятельность; практическое сотрудничество со взрослым. Ребенок переходит к предметным действиям – овладению действиям с предметами (предметно – орудийные). Лучше идет развитие познавательной сферы. Важнейшее новообразование – речь, прямохождение, появление мышления, появление чувства «Я».

До двух лет происходит бурное развитие навыков движения, речи, знаний окружающего, дифференциация эмоций. В два года ребенок уверенно бегает, прыгает, сам поднимается по лестнице, одевается с помощью взрослого, самостоятельно пользуется ложкой. В полтора года ребенок произносит около 15 слов и 5-6 звукоподражаний. К двум годам количество слов возрастает в два-три раза, пассивный же словарь (понимание) возрастает до 300 слов. Появляется предложение не из двух слов, а уже целой фразой. С двух лет (до пяти) наиболее выражена речевая, познавательная, психическая активность ребенка. После двух лет он становится более самостоятельным, слышит запреты, у него появляются свои желания, нежелания.

Завершение периода: осознание «Я», требование самостоятельности и удовлетворения своих желаний (первая фаза упрямства, приобретение навыков опрятности, значительное увеличение движений и речи, появление мышления.

3 – 4 Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни ребенка очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию, хотя и продолжит развиваться. Ребенок 3-4 лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения. Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми.

4 – 5 В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это один из важных показателей развития личности. В 4 года начинается развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства вашего ребенка становятся более глубокими и устойчивыми; радость от непосредственного общения переходит в более сложное чувство симпатии и привязанности. Таким образом, в этом возрасте формируются нравственные эмоций - чуткость, доброта, чувство дружбы и постепенно - чувство долга. Отношения со сверстниками в этом возрасте носят четко разделенный характер на «плохих» и «хороших». Эта оценка, как правило, дается на основании мнения взрослых (воспитателей, родителей). Общие физические возможности детей в 4-5 лет существенно возрастают. Так, заметно улучшается их координация. Большинство движений выглядят со стороны увереннее. К 5 годам улучшается произношение звуков и дикция. Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов.

5 – 6 Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется. Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. Появляются произвольные формы психической активности, элементы ее произвольности. Возможно как непроизвольное, так и произвольное запоминание, однако пока преобладает непроизвольная память. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств. В возрасте 5-6 лет продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры: космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и т. д. Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность.

6 – 7 Возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. К концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание, происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти, развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т. к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.

Показатели готовности ребенка к обучению в школе

• личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности;

• интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец, произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация.

• социально-психологическая готовность этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.

7 – 10 В этом возрасте происходит постепенное укрепление организма, что положительно сказывается на двигательных возможностях детей. Хотя мышцы еще не окрепли и формирование скелета не закончено, организм в своем развитии достигает фазы готовности к обучению. Состояние центральной нервной системы позволяет начать изучение координационно - сложных движений и обеспечивает необходимое совершенствование деятельности внутренних органов организма. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Развитие элементов социальных чувств, формирование навыков общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Существенные изменения в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер.

10 – 12

Младший

подросток В это время организм биологически созревает к переходу в стадию взрослого человека, и это сопровождается нервными и эндокринными сбоями. Подростковый период — самый ответственный для дальнейшего развития. Ему характерно нарушение физиологического и психологического равновесия. А проявляется это обнажением слабых сторон детской личности, делает ее уязвимым к влиянию неблагоприятных факторов извне. В подростковом возрасте отмечается учащение невротических всплесков, которые проявляются головными болями и нарушением сна, утомляемостью и плохим аппетитом, головокружениями и обмороками, склонностью к страхам и плаксивостью. Особенности физического развития: Переполнение энергией, быстрый рост, любят действовать, сначала делает, потом думает. Особенности умственного развития: учатся в активной деятельности, развивается логическое мышление. Стремление экспериментировать со своими возможностями – едва ли не самая яркая характеристика младших подростков.

13 – 15

Старший

подросток Подражание внешним признакам взрослости (курение, одежда, развлечения). Равнение подростков на «качества настоящего мужчины» (сила, мужество, воля). Социальная зрелость (сотрудничество ребенка и взрослых, овладение ЗУН). Интеллектуальная взрослость (стремление что-то сделать и уметь по настоящему развитие познавательной деятельности вне школьной программы, самообразование). Для подростков характерна полярность психики : целеустремленность, настойчивость и импульсивность. Неустойчивость может смениться безразличием, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать, повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; потребность в общении сменяется желанием уединиться; развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью; нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать. Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются : сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. В психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития.

Юношеский

возраст

с учетом

градаций

Основные физиологические характеристики юношеского возраста : • завершается физическое развитие организма,• заканчивается половое созревание,• замедляется темп роста тела,• заметно нарастает мышечная сила и работоспособность,• заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов. • это период относительно спокойного развития. • готовность старших школьников к физическим и умственным нагрузкам. В основе юношеской дружбы лежат общие духовные интересы и потребность в понимании (в отличие от подростковой, где основными являются потребность во взаимопомощи и увлеченность каким-то видом труда). К особенностям юношеской дружбы следует отнести ориентацию на ровесника. Желание иметь старшего или младшего друга встречается у юношей реже. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет, прежде всего, потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т. е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Развитие познавательных интересов стимулирует дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умение управлять ими, сознательно регулировать их. В конце старшего школьного возраста учащиеся овладевают памятью, восприятием, воображением, вниманием и подчиняют их определенным задачам деятельности.

Мыслительная деятельность старшеклассников характеризуется (по сравнению с подростковым возрастом) :

- более высоким уровнем обобщения и абстрагирования - нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, - умением аргументировать суждения, доказывать истинность или ложность отдельных положений, - делать глубокие выводы и обобщения, - связывать изучаемое в систему.

Публикации по теме:

«Характеристика здоровьесберегающей технологии» (выступление на педсовете)«Характеристика здоровьесберегающей технологии» (выступление на педсовете) «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических.

Характеристика игр с готовым содержанием и правилами. У каждого народа имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Те и другие передавались.

Характеристика общего недоразвития речи ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Характеристика ОНР по Левиной: ОНР– это такая форма аномалии, под которой следует понимать нарушение всей речевой.

Характеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДОХарактеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДО Работа в ДО по сохранению и укреплению здоровья детей связана не только с деятельностью воспитателей, но и всех специалистов: педагога-психолога,.

Характеристика на воспитанника ДОУ (младший возраст) Число, месяц, год рождения: Адрес регистрации ребенка: Адрес проживания ребенка: Забелинский Артем поступил в МДОУ на основании путевки.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей»Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Разрешите предложить вам консультацию по теме.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Характеристика возрастных особенностей
Опубликовано: 21 декабря 2022 в 13:41
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Характеристика возрастных особенностей» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Павлова (УИ 1929369) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД