Меженная Елена
Характеристика самостоятельной художественной деятельности как средство развития творческой инициативы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Постановка проблемы. Сегодня развитие самостоятельной художественной деятельности детей дошкольного возраста является одной из важнейших педагогических проблем. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, она стала обязательной частью педагогического процесса наряду с непрерывной образовательной деятельностью, организацией режимных моментов и взаимодействием с семьями воспитанников.
Публикация «Характеристика самостоятельной художественной деятельности как средство развития творческой инициативы дошкольников» размещена в разделах
Современный мир диктует новые тенденции в воспитании и образовании детей, так от подрастающего поколения сейчас требуются не шаблонные действия, а творческий и оригинальный подход, умение человека самостоятельно ставить и решать задачи, поэтому многие педагоги указывают, что проблему воспитания самостоятельной, творчески активной и инициативной личности необходимо решать начиная с дошкольного возраста.
Анализ исследований и публикаций. Н. А. Ветлугина, Г. Г. Григорьева, Т. С. Комарова, В. В. Косминская в своих исследования рассматривали значение самостоятельной художественной деятельности как деятельности по собственной инициативе детей, в которой они стремятся освоить все разновидности искусства, через доступные им формы: игры и упражнения, придавая им репродуктивный и творческий характер.
Изложение основного материала. «Самостоятельная художественная деятельность» в педагогике определяется как свободная активность детей в специально созданной развивающей предметно-пространственной среде, позволяющая каждому ребенку выбрать деятельность по собственным интересам и способствующая ему взаимодействовать с разными видами искусства.
Для ребенка дошкольного возраста самостоятельная художественная деятельность – это воплощение его отношения ко всем видам искусства и то «среднее звено», которое соединяет ребенка с творчеством. Ее содержание ориентировано на формирование творческих способностей и активизацию детей.
Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе самого ребенка, поэтому появление творческой инициативы как важной черты личности является одной из основных проблем в теории воспитании и обучения дошкольников. Самостоятельная художественная деятельность не является учебной, она выступает одним из способов самореализации детей. Именно в процессе художественной деятельности ребенок становится более самостоятельным, наблюдательным, выражает интерес к окружающему, умеет себя занять, он отражает результат обучения и является показателем эффективности работы педагога. Происходящая в свободное от занятий время и по инициативе дошкольников, самостоятельная художественная деятельность имеет высокий уровень свободы ребенка в подборе темы, необходимых материалов, видов, художественной практики, начала и окончания работы.
Позиция педагога заключается в косвенном управлении самостоятельной художественной деятельностью :
– обеспечивает детям возможность приобретения богатства и разнообразия внешних впечатлений и транслирует психологическую установку на перенесение их в различные виды художественной практики, формирует мотивы самостоятельного творчества
– создает условия для возникновения самостоятельной художественной деятельности. Он организует благоприятную информационную и предметно-пространственную среду, заботится о наполняемости ее разнообразным материалом
– предлагает детям новые, интересные формы организации самостоятельной художественной деятельности : игровые, развлекательные, кружковые,, клубные (предлагая объединиться по интересам, вокруг любимых тем и видов художественной практики);
– осуществляет диагностику личности и отдельных ее сфер (коммуникативной, эмоциональной, социальной и т. д., внутрисемейных отношений, образа «Я»-ребенка, уровня изобразительных достижений.
– педагог может определить свое участие в самостоятельной художественной деятельности детей как созерцатель, наблюдатель, соучастник, соавтор, выступать как советчик, консультант.
Важно создать такие условия для самостоятельной художественной деятельности детей, чтобы каждый ребенок смог проявить себя наиболее полно, без какого бы то ни было влияния со стороны взрослого. Педагог должен организовать так самостоятельную деятельность дошкольника, чтобы она обеспечила ему постановку цели деятельности на основе собственных интересов, способностей и потребностей, реализацию любознательности в процессе изучения действительности.
Самостоятельная художественная деятельность служит средством развития инициативы, способности ставить и добиваться поставленной цели, умения заботиться о других и влиять на свой мир, приобретает особую актуальность при реализации образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольной организации, так как ориентирует дошкольников на работу с разнообразным материалом и выработку навыков принятия решений.
Выводы. Таким образом, самостоятельная художественная деятельность дошкольников – это деятельность, которая не регламентирована временем, руководством и организацией педагога, а возникающая по инициативе ребенка в любое свободное время. Ребенок воспроизводит то, что изучал или творит на основе имеющихся знаний и умений. Именно в процессе самостоятельной художественной деятельности происходит становление творческой инициативы в непринужденной для ребенка обстановке.