Анастасия К
Характеристика профессиональной деятельности педагога — психолога
▼ Скачать + Заказать документы
ХАРАКТЕРИСТИКА
профессиональной деятельности педагога – психолога
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ясли – сад № 136 комбинированного типа города Макеевки»
Коваленко Анастасии Юрьевны
Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании.
Публикация «Характеристика профессиональной деятельности педагога — психолога» размещена в разделах
Образование высшее. В 2012 году окончила Славянский государственный педагогический университет г. Славянск. Присвоена квалификация: «Практический психолог», по специальности «Практическая психология». Общий стаж работы: 14 лет, стаж работы по специальности педагог – психолог – 7 лет. С 2020 имею II квалификационную категорию.
Систематически прохожу курсы повышения квалификации на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования», участвую в методических мероприятиях на уровне города, вебинарах, скайп – конференциях и семинарах.
Сведения об особенностях организации и об особенностях субъектов образовательных отношений, включенных в программу профессиональной деятельности педагога – психолога.
С 2016 года работаю в МБДОУ «Ясли – сад № 136 комбинированного типа города Макеевка» педагогом – психологом. В учреждении функционирует 11 групп, 6 из которых специализированные (для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата и нарушением речи)
Для успешной реализации Основной образовательной программы в ДОУ созданы соответствующие психолого – педагогические условия с учетом возможностей, особенностей развития каждого ребенка и социальной ситуации его развития.
Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности педагога – психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог - психолог».
Основная цель моей профессиональной деятельности соответствует требованиям Профессионального стандарта педагога – психолога в сфере образования : создание условий для сопровождения и развития участников образовательной деятельности.
Задачи педагога – психолога в дошкольном учреждении:
o Осуществить психологическое сопровождение адаптационного периода ребенка к дошкольному учреждению;
o Изучить и проанализировать индивидуальные особенности развития ребенка;
o Расширить психолого – педагогические знания родителей и педагогов для эффективного взаимодействия с детьми;
o Определить способности детей и проводить просветительскую работу с педагогами и родителями по дальнейшему их развитию;
o Изучить готовность детей к школе, развивать познавательную, эмоциональную и мотивационную сферы детей с целью подготовки их к обучению в школе;
o Содействовать созданию благоприятных психолого – педагогических условий в дошкольном учреждении.
Основные направления деятельности педагога – психолога в дошкольном учреждении:
o Профилактика конфликтов. Профилактика насилия в семье;
o Психолого – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья;
o Психолого – педагогическое сопровождение формирования психологической устойчивости в условиях военной ситуации и чрезвычайных событий;
o Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста. Готовность детей к школе;
o Психолого – педагогическое сопровождение адаптационного периода;
o Профориентационная работа с дошкольниками;
o Формирование Я – концепции, здорового образа жизни. Профилактика аддиктивного поведения.
Каждое направление реализую с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников, ведущего вида деятельности, опираясь на современные игровые технологии и приемы.
Перечень применяемых педагогом – психологом психолого – педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
Психологическое просвещение и профилактика – это создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей.
Психологическое консультирование – это оптимизация взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Реализация данного направления, заключается в коммуникативном взаимодействии специалиста с лицами, нуждающимися в получении консультативной помощи. Данное взаимодействие осуществляется как по запросу администрации, педагогов, родителей, так и по личному обращению консультируемого. Основным методом и формой оказания консультативной помощи, является беседа индивидуального характера.
Психологическая диагностика – это получение своевременной информации об индивидуально – психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития. Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Для реализации данного направления осуществляется:
o наблюдение за воспитанниками всех возрастных групп;
o диагностика адаптационного периода ребенка к дошкольному учреждению;
o диагностика определения интеллектуального развития ребенка, специальных способностей дошкольника;
o диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительных групп;
o диагностика эмоционального состояния детей.
Цели и задачи профессиональной деятельности осуществляю при помощи психолого – педагогических технологий, направленных на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
o Психолого – педагогическая диагностика изучения уровня адаптации к новым условиям детского сада. В. Н. Меркулова, Л. Г. Самоходкина «Психологическое обеспечение адаптационного периода ребенка в дошкольное учреждение»;
o Определение уровня интеллектуального развития ребенка. Г. П. Шалаева «Как определить интеллект ребенка?»;
o Определение уровня развития воображения. О. М. Дьяченко «Дорисовывание фигур»;
o Выявление специальных способностей. Н. П. Смелянская «Определение видов способностей»;
o Определение уровня познавательной активности ребенка. М. Н. Ильина «Познавательная потребность»;
o Изучение социально – психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: познавательная, социальная, мотивационная, эмоционально – волевая сфера. И. Е. Голуб «Организация диагностической деятельности в направлении комплексного изучения социально – психологической готовности ребенка к обучению в школе в условиях дошкольного учреждения».
Коррекционно – развивающая работа – это создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка. Коррекция отклонений психического развития направлена на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих способностей. Этому направлению уделяется большое значение.
В своей деятельности успешно реализую программы:
o Коррекционная работа с детьми, которые имеют проблемы в адаптации к условиям детского сада. А. С. Роньжина «Занятие с детьми 2 – 4 – х лет в период адаптации к дошкольному учреждению»;
o Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Е. В. Котова «Развитие творческих способностей дошкольников»;
o Коррекционно – развивающая работа по развитию способностей у детей. М. Н. Ильина «Групповые игры и упражнения по развитию интеллекта и навыков общения»;
o Работа по коррекции познавательного развития ребенка. В. Л. Шарохина «Коррекционно – развивающие занятия»;
o Развитие творческого потенциала ребенка и развитие его творческих способностей. Развивающая сказкотерапия для детей. А. Ю. Капская, Т. Л. Мирончик «Планета чудес»;
o Развитие социально – коммуникативной сферы. С. И. Семенаки «Уроки добра»;
o Занятие по ознакомлению детей с профессиями. Е. А. Алябьева «Поиграем в профессии»;
o Занятие по конфликтным вопросам с детьми. «Профилактика конфликтного поведения»;
o Развитие эмоционально – коммуникативной сферы. С. В. Крюкова, Н. П. Слободник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»;
o Коррекционные занятия по повышению уровня готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. А. Е. Тащиан и др., «Коррекционно – развивающие занятия с будущими первоклассниками».
Перечень разработанных педагогом – психологом локальных или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов.
o Психолого – педагогические игры и упражнения для работы с одаренными и талантливыми детьми дошкольного возраста, утверждены протоколом педагогического совета МБДОУ «Ясли – сад № 136 комбинированного типа города Макеевки» № 1 от 17.08.2022 г;
o Психолого – педагогическая картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, утверждена заведующим МБДОУ «Ясли – сад № 136 комбинированного типа города Макеевки»;
o Психолого – педагогическая картотека релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста, утверждена заведующим МБДОУ «Ясли – сад № 136 комбинированного типа города Макеевки»;
o Психолого – педагогическая гимнастика для дошкольников, утверждена заведующим МБДОУ «Ясли – сад № 136 комбинированного типа города Макеевки»;
o Психолого – педагогическая картотека сказок для детей дошкольного возраста, утверждена заведующим МБДОУ «Ясли – сад № 136 комбинированного типа города Макеевки»;
o Психолого – педагогические пальчиковые игры на основе сказок для детей дошкольного возраста, утверждены заведующим МБДОУ «Ясли – сад № 136 комбинированного типа города Макеевки».
Обобщенные итоги профессиональной деятельности педагога – психолога за последние три года, отражающие результативность и эффективность психолого – педагогического сопровождения.
В своей деятельности руководствуюсь Профессиональным стандартом педагога – психолога (психолог в сфере образования) и стремлюсь осуществлять психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности в дошкольном учреждении.
Результаты психолого – педагогической деятельности
Отслеживание динамики мониторинговых исследований
Результаты мониторинга психолого-педаго-гической готовнос-ти дошкольников к обучению в школе (% готовности детей на начало и на конец учебного года) Конец года Высокий уровень – 50%
Средний уровень – 39%
Низкий уровень – 11%
Высокий уровень – 53%
Средний уровень – 29%
Низкий уровень – 18%
Высокий уровень – 64%
Средний уровень – 36%
Низкий уровень – 0%
Начало года Высокий уровень – 28%
Средний уровень – 39%
Низкий уровень – 33% Высокий уровень – 18%
Средний уровень – 47%
Низкий уровень – 35% Высокий уровень – 24%
Средний уровень – 52%
Низкий уровень – 24%
Результаты мониторинга процесса адаптации дошкольников к условиям дошкольной организации
(% адаптированных детей на начало и на конец года) Конец года Легкий уровень – 63%
Средний уровень – 37%
Усложненный – 0%
Легкий уровень – 55%
Средний уровень – 45%
Усложненный – 0%
Легкий уровень – 80%
Средний уровень – 15%
Усложненный – 5%
Начало года Легкий уровень – 40%
Средний уровень – 40%
Усложненный – 20% Легкий уровень – 20%
Средний уровень – 45%
Усложненный – 35% Легкий уровень – 30%
Средний уровень – 35%
Усложненный – 35%
Учебные достижения
(% качества знаний) Учебный год
2019 – 2020
2020 – 2021
2021 – 2022
Результаты мониторинга процесса адаптации дошкольников к условиям дошкольной организации
(сравнительная диаграмма за 3 года)
Результаты мониторинга психолого – педагогической готовности дошкольников к обучению в школе
(сравнительная диаграмма за 3 года)
На сегодняшний день развитие дошкольников становится актуальным в качестве условия для их самореализации. А это значит, что основной упор должен быть не просто на развитии способностей детей, но на развитии личности, способной к саморазвитию, познанию себя и своих возможностей.
Результаты динамики развития способных детей дошкольного возраста показал:
Результаты динамики развития способных детей дошкольного возраста
(сравнительная диаграмма за 3 года)
Собственные увлечения позволяют заинтересовать воспитанников к участию в творческих и интеллектуальных конкурсах разного уровня.
Свои способности наши воспитанники реализуют через участие в различных конкурсах, проводимых как на уровне дошкольного учреждения, так и на уровне города и республики, поскольку конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка.
Участие воспитанников в конкурсах:
o Ежегодные участники Городского конкурса – выставка декоративно – прикладного творчества «Жила – была Сказка»;
o Ежегодные участники Муниципального этапа Республиканского смотра творческих работ «Рождественский вернисаж» дипломы победителя и дипломы I – III степени;
o Ежегодные участники Городского поэтического конкурса «Три минуты славы», Дипломы участника;
o Апрель 2020 года, Международная творческая выставка – акция «Спасибо врачам!»;
o Апрель 2020 года, Международный конкурс детского рисунка «Мы – дети Космоса»;
o 2020 – 2021 учебный год, Городской конкурс изобразительного искусства «Мир глазами детей»;
o Январь 2022 года, Муниципальный конкурс исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» в номинации «Естествознание неживая природа», Дипломом за занятое III место.
Достижению поставленных целей способствовало своевременное внесение корректировки в планирование деятельности по всем направлениям, путем введения новых онлайн форм ведения коррекционно – развивающей, профилактической, просветительской, консультативной работы.