Свищо Екатерина
Характеристика индивидуального стиля деятельности хореографа в психолого-педагогических исследованиях
▼ Скачать + Заказать документы
Повышенный интерес к индивидуальности педагога-хореографа обусловлен сменой образовательных парадигм (от субъектно-объектной к личностно-ориентированной, фиксирующих переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим, с формирующимися потребностями в постоянном, профессиональном самообразовании. На первый план выходит признание важнейшей роли в хореографическом образовании активно действующей личности преподавателя с ярко выраженной индивидуальностью, с её правом на выбор в профессиональной педагогической деятельности.
Публикация «Характеристика индивидуального стиля деятельности хореографа в психолого-педагогических исследованиях» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Работа психолога в ДОУ
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
Педагоги-хореографы отличаются друг от друга не только системой применяемых средств, но и характером их реализации в учебно-творческом процессе, который накладывает отпечаток на их индивидуальность. Т. о., поиск оптимального стиля деятельности педагога-хореографа – это поиск оптимального проявление преподавателем личных взаимоотношений, т. е. создание собственного неповторимого образа.
Как показали психолого-педагогические исследования (Ершова А. А., Асмолова А. Г., чтобы работать хорошо, педагоги должны трудиться по-разному, даже в одной и той же внешней обстановке. Это утверждение справедливо, потому что внутренние условия деятельности не могут быть одинаковыми у разных людей; нужно строить свою деятельность не только сообразно внешней, но также сообразно субъектной реальности.
В деятельности педагога-хореографа, остаётся признание за ним больших степеней свободы, что вызывает необходимость построения индивидуального стиля деятельности, т. е. такой индивидуально-своеобразной системы организации активности, которая позволяет добиваться успешных результатов с учётом использования внутренних и внешних условий.
Взаимодействие внутреннего и внешнего представляет собой неразрывное и вместе с тем, противоречивое, динамическое единство: преподаватель хореографии на уроке стремиться к проявлению своей индивидуальности и ищет условия для индивидуализации своей профессиональной деятельности. Социум же (окружающая педагогическая среда) имеет тенденцию к стандартизации деятельности конкретного педагога-хореографа, его проявления в мышлении и поведении.
Прежде чем рассматривать индивидуальный стиль деятельности следует дать определение понятию «Стиль».
«Стиль» - понятие, имеющее несколько толкований, одно из которых – способ осуществления чего-либо, отличающийся совокупностью своеобразных приёмов. Под ним понимают повторяющиеся особенности, типичные черты, формы выражения.
В. С. Мерлин под стилем понимал нечто, создающее систему из разноуровневых свойств индивидуальностей. Свойства организма связаны внутри себя индивидуальным стилем жизнедеятельности. Стиль – это всегда преподаватель с его индивидуальными особенностями, это личная манера исполнения деятельности, которую можно приобрести лишь путём принятия определённых ценностей и установок.
Своеобразие подхода к индивидуальному стилю деятельности педагога-хореографа заключается в том, что здесь стиль рассматривается, как некая целостность, система целей, действий, имеющая сложную структуру. Педагогические цели заключаются в обучении предметной художественной деятельности, эстетическом воспитании, развитии творческой личности в любительском хореографическом коллективе, которые реализуются соответственно в трёх видах деятельности : репетиторской, педагогической, балетмейстерской.
Осознание преподавателем своей индивидуальной неповторимости должно сочетаться с представлениями о возможности своей универсальности и, что более важно, с осознанием своей социальности. Педагогическая деятельность – это деятельность по созданию условий саморазвития, самообразования как самого педагога-хореографа, так и учеников по обеспечению для них пространства выбора, возможностей свободного и творческого действия.
Верно найденный стиль, отвечающий индивидуальности преподавателя в хореографическом коллективе, способствует решению многих задач: эффективности педагогического взаимодействия с учениками на уроках хореографии, демократичности, эмоциональной гармонизации взаимодействия педагога-хореографа и учеников, максимальному раскрытию индивидуального потенциала каждого обучающегося.
Согласно современным исследованиям в области различных наук (К. А. Абульханова-Славская, В. В. Белоус, Н. А. Бернштейн) необходимо рассматривать личность педагога-хореографа в его целостности и специфике его деятельности, которая раскрывается через множество измерений и обуславливается процессами самоорганизации, где проявляется человеческая индивидуальность.
В педагогической теории хореографического обучения слабо изучены вопросы о связи стержневых компонентов индивидуальности с профессионально важными качествами преподавателя хореографии, недостаточно освещены методики исследования индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога-хореографа с учётом типологии его индивидуальных различий.
Системное исследование индивидуальности преподавателя хореографии тесно связано с решением вопросов о соотношении в его психике социального, биологического и экзистенционального. Биологическое представляется в самой природе социального, поэтому человеческий индивид надо рассматривать не абстрактно и изолированно, а в контексте его реальной, профессионально-педагогической деятельностью, пронизанной социальностью.
Ключевой характеристикой экзистенционального в личности преподавателя является его способность к автономному существованию, способность самостоятельно, независимо строить свои отношения с субъектами педагогической системы, осуществляя индивидуальный выбор стиля профессиональной деятельности.
Рассмотрим основные психолого-педагогические понятия, тесно связанные с понятием «субъективность», но существенно различающиеся между собой «индивид», «личность», «индивидуальность». Наиболее последовательно такое различие проведено в работах Б. Г. Ананьева и А. Н. Леонтьева.
Человек как индивид, по мнению Б. Г. Ананьева, - это существо материальное, природное, телесное, которое представляет в своих возрастно-половых, индивидуально-типических свойствах в динамике психофизиологических функций, в структуре органических потребностей. Высшая интеграция индивидных свойств человека представлена в темпераменте и задатках, которые составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфических способностей, обеспечивающих успех в деятельности, в общении и лёгкости овладения ими.
Прежде чем говорить о свойствах индивида, определяющих формально-динамические аспекты поведения личности и, включающихся в деятельность, выражающую отношения человека к миру, к другим лицам и самому себе, оказывающим влияние на становление личности, следует раскрыть смысл понятия «личность» и «индивидуальность».
Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается в последовательности и предсказуемости её поведения, в закономерности её поступков. Но следует учитывать, что поведение личности в отдельных ситуациях довольно вариативно.
«Понятие личности, - писал А. Н. Леонтьев, - выражает целостность субъекта жизни… Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся…». Становление личности есть процесс социализации человека, связанный с понятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими.
П. В. Соболев говорит, что «Каждый человек отличается особой, врождённой психофизиологической конституцией, базисными психическими и интеллектуальными задатками. Эти задатки превращаются в способности в процессе его социализации, в результате воспитания, обучения, творческой деятельности, позволяющие ему определить, реализовать свои силы и развернуть свою индивидуальность. Этот индивидуальный, неповторимо своеобразный комплекс является предпосылкой формирования личности. Индивидуальность – это личность в возможности, а личность – высший уровень развития индивидуальности. Личность – это духовная определённость, самостоятельность и неповторимость человека».
В современной психологии нет единого понимания личности. Но большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально- своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй её чувств и поведения.
Индивидуальность является высшим синтезом своеобразия и неповторимости человека как индивида и как личности и представляет собой множество общественно-природных свойств. Человек как индивидуальность раскрывается в выработке собственного, уникального способа жизни и своего мировоззрения. Если личность – это определённость позиции человека в отношениях с другими, индивидуальность внутри самой своей жизни, это всегда внутренний диалог человека с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя.
Согласно теории В. С. Мерлина, свойства личности каждого человека единственны и неповторимы, т. е. индивидуально-своеобразны, однако следует помнить о том, что индивидуально-своеобразное не существует в личности отдельно от социально-типического. Их единство является признаком свойств личности.
Выделение данных признаков чрезвычайно важно в индивидуальном стиле деятельности педагога-хореографа.
В соответствии с трактовкой В. С Мерлина, именно благодаря индивидуальному стилю деятельности педагога изменяется характер связей между разноуровневыми свойствами индивидуальности, хотя сами свойства могут оставаться теми же.
В основе личности лежит её структура – связь и взаимодействие отдельно устойчивых компонентов (сторон) : способностей, темперамента, волевых качеств, эмоций и мотиваций.
Ведущим компонентом структуры личности, и её системообразующим свойством является направленность – система устойчивых мотивов (интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т. д., определяющее поведение личности и изменяющихся внешних условиях, которая в конечном итоге определяет важнейшие в жизни вопросы: выбор профессии, способы достижения успеха.
Для познания преподавателя в хореографическом коллективе важно не только подробно описать его свойства, но и объединить эти описания их личностным смыслом в его мотивации – побуждении, вызывающем активность педагога-хореографа и определяющем её направленность, которая рассматривается в качестве главной характеристики личности многими исследователями, хотя в разных концепциях эта характеристика называется по-разному: «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев, «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев, «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев).
Основными содержанием причинных типологий является единство личности и относительная независимость преподавателя, регулирующая его поведение и индивидуальный стиль профессиональной деятельности, исходя из него самого. Эти типологии с помощью единых принципов своего построения объединяют реактивность и активность, аффект и интеллект, отношения и мотивацию. Особо следует отметить, что способы функционирования этих личностных образований выступают как смыслообразующие мотивы и одновременно как характеро- и темпераменто-образующие формы включённости педагога в профессиональную деятельность.
Способы профессиональной деятельности выступают не только основообразующими факторами темперамента и характера, но и основами мотивации. При этом динамическая сторона мотивации обращена к темпераменту, содержательная – к характеру, следовательно, в мотивации осуществления синтез реактивности (непроизвольная реакция на внешние или внутренние воздействия) и активности (свойство темперамента, о котором судят по тому, с какой степенью активности преподаватель преодолевает препятствия при осуществлении целей и воздействует на обучающихся) преподавателя, представленный индивидуально-своеобразными особенностями саморегуляции его профессиональной деятельности.
Проблема саморегуляции индивидуального стиля деятельности педагога, основная цель которой – гармонизация с окружающим миром самим собой (М. А. Котик, может быть разрешена благодаря активизации механизмов произвольной и непроизвольной саморегуляции различного уровня, обучению преподавателя способам и приёмам произвольной саморегуляции (Н. Н. Василевский, Е. Д. Хомская).
Успешность данной деятельности зависит от индивидуальных стилей саморегуляции, которые входят в индивидуальный стиль профессиональной деятельности преподавателя, в том числе и преподавателя в хореографическом коллективе.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы можно выделить следующие типы саморегуляции.
У преподавателей с гармоничным стилем (экстраверов с высокой энергетикой) достаточно жизненных сил, чтобы активно взаимодействовать с окружающим миром.
Экставерсия – направленность личности вовне; к деятельности побуждают впечатления, имеющие место в данный момент.
Другая тактика - у педагогов с экономичным стилем саморегуляции (интровертов с низкой энергетикой) : они осторожны, не тратят свои эмоции понапрасну, и если им приходится работать в условиях, требующих больших энергетических затрат, то у них быстро развивается состояние утомления и депрессии. Однако в комфортных условиях этот стиль саморегуляции может быть для них оптимальным.
Интроверсия – направленность личности вовнутрь; к деятельности побуждают впечатления, имеющие место в прошлом или мысли о будущем.
Знание индивидуального стиля позволяет разрабатывать индивидуально-ориентированные системы обучения и воспитания будущих преподавателей хореографии методам саморегуляции стиля будущей профессиональной деятельности.
Т. о., при индивидуально-типологическом подходе конкретизируется понятие механизмов взаимосвязи свойств различных уровней индивидуальности : это генетические факторы и факторы деятельности.
В настоящее время актуальной проблемой является проблема установления взаимосвязи между индивидуально-психологическими различиями преподавателей и соответствующими им типами личности. Анализ работ педагогов, психологов, физиологов различных научных школ подтвердили гипотезу о возможности установления подобного соотношения, т. к. экспериментальным путём многие учёные пытаются найти «обобщённые индивидуальности», объединить их по принципу сходства в определенные общности – типы конституции, темперамента и т. д., т. е. осуществить индивидуально-типологический подход.
Сложность данной идеи заключается, прежде всего, в не разработанности самой проблемы типологии конституции организма. «К сожалению, - пишет В. М. Русалов, - мы ещё далеки от знания точного количества типов общих конституций человеческого организма… До сих пор, предметом многомерной классификации являются лишь наборы отдельных признаков, относящихся к тем или иным подсистемам человеческого организма, а не к общей конституции в целом, в которую следует включать и генетические, и биологические, и соматические, и нейрофизиологические данные человека.»
Можно выделить ещё одну сложность применения индивидуально-типологического подхода в деятельности педагога -хореографа : даже в том случае, если определённый тип точно описывает какие-либо особенности поведения человека, он не описывает всего многообразия поведении. Кроме вышесказанного, не следует забывать и о сложившимся стереотипе: если педагоги принадлежат одному типу, то они должны быть похожи друг на друга во всё м: в мыслях, в словах, поступках, в идеях хореографических постановок, хотя любой тип означает только то, что те, кого называют флегматиками (например, имеют ряд строго определённых общих свойств, а в остальном эти люди могут быть очень разными.
Б. Ф. Мерлин и В. Н. Мясищев, в своих исследованиях проводят мысль о невозможности однозначного выведения свойств личности из психодинамических индивидных свойств.
Индивидные свойства в конкретной совместной деятельности между людьми могут выступать и как необходимые предпосылки этой деятельности, совершенствуясь в ней, и как психофизиологические реализаторы деятельности, считаясь с которыми и, овладевая которыми, личность оценивает свои возможности.
Данное положение является основополагающим при использовании идеи индивидуально-типологического подхода к рассмотрению личности преподавателя хореографии и выяснением взаимосвязи между типом личности педагога-хореографа и его влиянием на эффективность профессиональной деятельности в хореографическом коллективе.
Как это ни покажется парадоксальным, но можно говорить о понятии «тип индивидуальности» (Слободчиков, Исаев) педагога, которое требует пояснения, ведь индивидуальность по самому существу своему в принципе не типолизируема. Потенциально – сколько педагогов-хореографов, столько индивидуальностей. Поэтому «тип индивидуальности» преподавателя следует понимать как устойчивую сумму тех или иных черт и свойств субъективности, но не её целостный образ. (30).
Эмпирический и теоретический поиск оснований типических различий индивидуальностей так или иначе связан с изменениями смысла категорий отражения и с отношениями человека к человеку и к миру. Анализ этих отношений, понимаемых как «субъектно-субъектные» и «субъектно-объектные» (Леонтьев А. Н, приводят к возможности различных типологических подходов, вскрывающих причины наиболее существенных индивидуальных различий педагогов. В этом и состоит главное индивидуально-типологического подхода от собирательно-типологического: первый является следствием научно-теоретического обобщения эмпирических данных, а не «пересказом жалоб» (Л. С. Выготский) о трудностях преодоления бесконечной дробности индивидуальных качеств и особенностей.
Согласно теории В. С. Мерлина, отличительными признаками свойств личности являются активность, целостность, нравственная оцениваемость. В то же время свойства личности каждого человека единственны и неповторимы, т. е. индивидуально-своеобразны, однако следует помнить о том, что индивидуально-своеобразное не существует в личности отдельно от социально- типического. Их единство также является признаком свойств личности.
Выделение данных признаков чрезвычайно важно в деятельности педагога-хореографа. И профессиональная активность в противоположность реактивности и целостности (проявления высокоположительных личностных свойств в различных проблемных ситуациях, и нравственная оценка личности – всё это необходимо в педагогической деятельности хореографа. Кроме того, в деятельности педагога-хореографа необходима оригинальность (индивидуально-своеобразное самовыражение, а также закрепление общих, социально ценных достижений. Но самовыражение преподавателя в хореографическом коллективе невозможно, если он не осознаёт своё индивидуальное своеобразие.
Отдельные способности преподавателя не существуют как изолированные элементы, их развитие взаимосвязано и объединено в определённых, подвижных структурах. Эти структуры являются взаимодополнительными, что обеспечивает не только уникальность, но и универсальность возможностей преподавателя-хореографа, как творческую личность. В индивидуально-своеобразных особенностях личности педагога существенное место занимают интеллектуальные, по структуре которых можно опосредованно судить о возможных профессиональных способностях.
Каждый преподаватель хореографии предрасположен к собственной системе интеллектуальных приёмов, навыков, операций, которую можно определить как его стиль мышления. Безусловно, стиль мышления следует характеризовать как открытую систему, обладающую относительно постоянным ядром, структурой избирательностью к внешним воздействиям, следовательно, не любой педагогический опыт, даже сверх передовой и новаторский, легко и органически включается в стиль конкретного преподавателя -хореографа.
Несомненный интерес представляет выявление взаимосвязи между стилем мышления преподавателя и индивидуальным стилем его профессиональной деятельности. В выборе профессиональной деятельности педагога Р. Стенберг выделяет три интеллектуальных стиля : исполнительный, законодательный, оценочный.
Исполнительный стиль. Педагоги этого типа руководствуются общепринятыми нормами, склонны действовать по правилам, предпочитают решать заранее сформулированные проблемы с помощью уже известных средств.
Законодательный стиль. Его представители предпочитают изобретение, формируют и создают новые концепции, стратегии и решения. Их не интересуют детали, им нравится создавать собственные правила, работая внутри собственной системы идей, и решать новые проблемы.
Оценочный стиль. Педагоги этого типа искренне верят в правильность некоторого минимума своих собственных правил и ориентированны на работу с системами, которые, по их мнению, можно и нужно приводить в порядок. Склонны анализировать, критиковать, усовершенствовать проблемы.
Все эти стили обнаруживают себя при одинаково высоком уровне интеллектуального развития педагога-хореографа и соотносятся с одинаково высокой профессиональной успешностью его деятельности.
Кроме того, следует иметь в виду, что для каждого педагога-хореографа характерен определённый баланс всех трёх стилей с учётом специализации каждого из них.
Но необходимо помнить об опасности, которая заключается в абсолютном предпочтении какого-либо одного стиля мышления : данная стратегия неизбежно влечёт за собой игнорирование других стилей, что может привести к негативному отношению к коллегам и учащимся, которые мыслят иначе.
Кроме того, сильные стороны стиля мышления, присущего данному преподавателю, могут стать помехой на пути решения им новых проблем, т. к. каждый стиль обладает положительными качествами и оказывается максимально мощными лишь в определённых ситуациях.
На основании отнесения преподавателя к тому или иному стилю мышления нельзя утверждать, что при определённых обстоятельствах он не будет использовать стратегию другого стиля.
Преподаватели, отличающиеся сильным личным влиянием на коллег и учащихся, с устойчивым положительным и отрицательным поведением, обнаруживают сильное устойчивое предпочтение определённого стиля мышления.
Обычная манера влияния преподавателя хореографии ориентирована на изменение поведения учащихся и коллег, которые во многом подобные ему самому, т. е. привычно используемые педагогом способы и приёмы лучше всего действуют на людей, чьи мотивы, интересы, индивидуальные стили деятельности сходны со стилем данного преподавателя. Если он хочет расширить свою сферу влияния на совершенно непохожих на него людей, то ему следует разнообразить свой стиль мышления, поведения, деятельности приёмами рассчитанными именно на них.
Подводя итоги анализа характеристики индивидуального стиля деятельности педагога-хореографа, можно сказать, что преподаватель, владея знаниями своих индивидуальных свойств, подбирает в зависимости от их оценки те или иные способы достижения цели, формирует индивидуальный стиль профессиональной деятельности – «индивидуально-своеобразную систему психологических свойств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешения индивидуальности с предметными условиями деятельности».
Проведя анализ психолого-педагогической деятельности педагога-хореографа делаем вывод, что индивидуальный стиль деятельности – индивидуально-своеобразная система организации активности педагога-хореографа, которая позволяет ему добиваться успешных результатов в творческой и педагогической деятельности с учётом использования внутренних и внешних условий.