Екатерина Склярова
Характеристика формирования и развития мелкой моторики у дошкольников с косоглазием и амбирпией
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОСОГЛАЗИЕМ И АМБЛИОПИЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Характеристика формирования и развития мелкой моторики
Моторные навыки - это двигательные способности, возможности, реакции и сложные системы двигательных движений, присущие человеку [4].
В Словаре по психологии, составленном В. Зинченко, под двигательными навыками понимается совокупность двигательных функций [6].
Публикация «Характеристика формирования и развития мелкой моторики у дошкольников с косоглазием и амбирпией» размещена в разделах
С. Головин утверждает, что двигательные навыки - это двигательная активность человека.
Двигательную активность можно разделить на мелкую и грубую моторику [1].
Моторные навыки дают детям возможность выполнять различные движения верхними и нижними конечностями, а также всем телом. Это позволяет им сохранять равновесие, бегать, прыгать и ходить.
Мелкая моторика развивается и совершенствуется на основе грубой моторики.
Мелкая моторика - это развитие мелких мышц пальцев рук, которые могут использоваться для выполнения хорошо скоординированных маневров.
Способность координированно перемещаться в пространстве, например, сидеть, бегать и прыгать, относится к грубой моторике, а мелкая моторика - это способность выполнять разнообразные движения пальцами и кистями рук.
Мелкая моторика - это способность выполнять тонкие и точные движения руками и пальцами в результате скоординированных движений систем организма (мышц, нервов и костей с использованием зрительной системы) [2].
Развитие мелкой моторики играет важную роль в приобретении навыков обучения, особенно письма [4]. Последнее представляет собой сложный навык мелкой моторики, успешное формирование которого зависит от согласованного взаимодействия всех уровней моторной организации
(Н. А. Бернштейн).
Чем выше кинетическая энергия, тем выше «уровень моторного структурирования» и тем выше уровень нервной системы, способствующей выполнению этой задачи и реализации соответствующего движения.
Существует множество характеристик мелкой моторики, которые тесно связаны с нервной системой ребенка, зрением, вниманием, памятью и восприятием, также тесно связаны развитие мелкой моторики и развитие речи [37].
Это связано с тем, что языковой и двигательный центры расположены близко к мозгу, поэтому при стимуляции двигательных нервов пальцев активизируется языковой центр. По этой причине необходимо уделять большое внимание развитию моторики пальцев рук, чтобы обеспечить раннее развитие языка ребенка. В связи с этим Н. А. Бернштейн разработал подход к развитию мелкой моторики, выделив и подробно описав пять основных уровней построения моторики [3].
Уровень А - рубрикатор, уровень двигательной регуляции, который является первичным и филогенетически самым древним.
У человека этот уровень не имеет самостоятельного значения, но регулирует мышечный тонус, важный аспект всех двигательных действий. Он также помогает регулировать все двигательные элементы, взаимодействуя с другими уровнями.
Уровень А самостоятельно контролирует следующие двигательные действия: непроизвольное дрожание, скрежетание зубами от холода или страха.
Уровень В - «синергический уровень».
Сигналы от рецепторов мышц и суставов в основном обрабатываются на этом уровне и передают информацию об относительном положении и движении частей тела.
Этот уровень отключен от внешней среды, но осознает, что происходит внутри тела. Этот уровень принимает активное участие в организации движений на более высоком уровне, где он выполняет задачу внутренней координации сложных двигательных элементов.
К внутренним движениям на этом уровне относятся движения, которые не требуют учета внешнего пространства (например, гимнастика, растяжка, мимика).
Уровень С - «пространственный домен».
Этот уровень получает сигналы от зрения, слуха и осязания - всю информацию об окружающем пространстве - и выполняет движения, которые адаптированы к пространственным характеристикам объектов (форма, положение, длина, вес и т. д.).
К таким движениям относятся ходьба, лазание, бег, бег, прыжки, акробатические движения, движения со спортивным инвентарем, движения рук пианиста, баллистика (теннис, прицеливание при стрельбе и все другие движения.
Уровень D - «объектное поведение», уровень тегменто-прокинетической коры, отвечающий за регуляцию поведения с объектами.
Вышеперечисленные уровни занимают почти исключительно отдельные люди. Отличительной особенностью этого уровня поведения является то, что это поведение согласовано с логикой объекта. Кинетические конфигурации не фиксированы и не имеют объективного конечного результата.
Уровень Е - «психомоторный» : речевые движения, письменные движения, символические речевые движения (например, движения глухонемых, азбука Морзе).
Движения на этом уровне определяются абстрактными лингвистическими значениями, а не объектами. Сложные моторные навыки обычно состоят из нескольких уровней - базового моторного уровня (называемого основным) и всех более низких уровней.
Такие навыки, как письмо, можно разделить на следующие моторные уровни. Эти моторные действия важны для обучения моторике, и их уровни влияют на успешность обучения. Существует пять уровней в соответствии со структурой двигательных действий, но давайте рассмотрим двигательные действия снизу вверх [3].
Уровень А: Тонус кистей и пальцев рук.
Уровень B : обеспечивает плавное круговое движение при письме, реализуя каллиграфический стиль письма.
Уровень C : воспроизводит геометрические формы букв и обеспечивает равномерное расположение линий на бумаге.
Уровень D : гарантирует правильное обращение с пером; Уровень Е: обеспечивает смысловой аспект письма.
Н. А. Бернштейн развивает свое мнение о совокупной функции этих уровней и приходит к следующему выводу. «Человек видит только моторный элемент, построенный на первичном уровне, и обычно не видит работы на более низком или базовом уровне.
Умение писать - это не лингвистический феномен, а тонкий моторный феномен, специализированный феномен.
Это не лингвистический феномен, а тонкий моторный феномен.
В концепции А. Н. Леонтьева письмо - это вид деятельности; в концепции Н. Леонтьева письмо включает три основные функции [43].
1. символическое обозначение звуков речи, т. е. фонем.
2. моделирование звуковой структуры слов с помощью графических символов.
3. кинетические функции изображений.
Каждая функция представляет собой автономный навык
(подсистема, имеющая соответствующую психологическую поддержку.
Важность «письма» как сложного навыка заключается в том, что оно требует интеграции и координации трех уже упомянутых функций. Чем меньше используется символических представлений звуков речи («фонограмм», тем сложнее моделировать звуковую структуру слов и тем психологически труднее овладеть навыком письма.
Один из них, В. М. Бехтерев, сообщает, что около трети моторной проекционной зоны коры головного мозга занято проекцией руки, которая расположена вблизи языковой зоны (зона Брока, зона Вернике) [26].
Это дает основание рассматривать руку как «орган речи», так же, как и артикуляторы.
Поэтому важно учитывать значение развития моторики руки по отношению к навыкам письма в стремлении развить речь детей.
Наиболее важным периодом для формирования и развития мелкой моторики является возраст от 1,5 до 5,5 лет [23]. Когда наблюдаются всевозможные отклонения в индивидуальном развитии. Это сопровождается значительными трудностями в овладении навыками письма и многими другими двигательными действиями (Р. Беккер, П. М. Грушевская, Л. А. Евдокимова).