Александр Владимирович Гришин
Гуманизация нового педагогического мышления и подготовки ребенка к будущей жизни
▼ Скачать + Заказать документы
«Идея развития – узловой момент идеологии новой школы. Три основные грани этой идеи: постоянное развитие образования, превращение его в механизм развития личности и в действенный фактор развития общества…
Первый аспект идеи развития – постоянно развивающаяся школа. Она снимает многие из наболевших проблем, в частности нынешнюю противоестественную ситуации аномальности учительского творчества, педагогического новаторства. Поиск становится органическим компонентом
и фактором ускорения развития школы… Второй аспект идеи развития – решающая роль школы в становлении и развитии личности ребенка.
Публикация «Гуманизация нового педагогического мышления и подготовки ребенка к будущей жизни» размещена в разделах
- Гуманизация. Гуманистический подход в воспитании
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Нынешняя школа, декларируя задачу всестороннего и гармоничного развития личности, своим дидактоцентризмом содержания, форм и методов образования по сути исключает самую возможность развития учащихся. Умственное развитие подменяется усвоением так называемых ЗУНов – знаний, умений, навыков. Эмоциональное – примитивными, частичными знаниями об искусстве. Вместо развития способности и готовности к труду формируется стойкая от него отчужденность – естественное следствие подневольности, случайности и бессистемности узко понятого учебного труда, безадресности его результатов. Зоны развития ребенка еще более сужаются из-за искусственного школоцентризма детской жизни, стремления охватить всю жизнь ребенка рамками школы…
Не менее существенное препятствие развитию ребенка – господствующее понимание цели школы только как «подготовки к жизни». Оно изолирует школьную жизнь ребенка от целостного процесса его жизнедеятельности, отрывает школу от жизни, обучение и воспитание – от других факторов развития детей, зачастую более значимых, особенно в подростковом и юношеском возрасте, средств массовой информации, «улицы», семейной среды, самообразования.
Первостепенная задача новой школы – устранить плотины, мешающие развитию ребенка, построить такую педагогическую систему, которая могла бы всемерно стимулировать это развитие.
Третий аспект идеи развития – нацеленность школы как социокультурного института не на воспроизведение закосневших форм общественного бытия, а на развитие общества. В этой своей новой функции образование, школа выступают как один из основополагающих факторов экономического и социального прогресса, духовного обновления; условие динамичности, ускорения преобразовательных процессов в различных сферах общественной жизни; механизм формирования образовательного общества, в котором процесс образования личностно и социально значим, непрерывен.
Преодолеть отчуждение учителя и ученика от учебной деятельности и друг от друга можно лишь на пути гуманизации школы.
Гуманизация – это поворот школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, приятие его личностных целей, запросов и интересов. Это создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей, для его самоопределения. Это – ориентация школы не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и на обеспечение полноценности его сегодняшней жизни на каждом из возрастных этапов.
Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человеко образующей функции. Она радикально меняет саму суть
и характер этого процесса, ставя в центр его ребенка. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образования.