Анастасия Бабанина
Групповой проект «Русские народные сказки»
▼ Скачать
Вид проекта : образовательно-игровой
Продолжительность проекта : краткосрочный (3 недели).
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Образовательная область: Чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, художественное творчество.
Основное направление проекта : Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста через использование русской народной сказки.
Актуальность:
Публикация «Групповой проект „Русские народные сказки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих социальное развитие детей, являются сказки.
Сказки – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.
Любая сказка с научной точки зрения представляет собой этическое, чаще всего прозаическое произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные. Еще характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые.
Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой дисциплине.
Русская народная сказка - это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того – ее условность, хорошо усваивается ребенком.
Никакие сенсации, проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики, прежде всего и более всего эмоционален. А сказочная образность обращена к эмоциональной стороне человека. Сказка повествует о правде жизни. Просто, правда эта увидена и подана под особым углом зрения.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке есть четкая граница : это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а этот – хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.
Народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи "вредители", аккумулируют в себе богатый материал, на основе которого дошкольники способны усвоить типичные образцы и модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией, но и характером персонажа.
Цель проекта. Развивать представления детей о мире, в котором они живут, об отношениях между людьми и о личностных и речевых характеристиках героев; знакомить детей с языковыми особенностями построения рассказа и поощрять их исполнение в сочинительстве; погружать детей в стихию грамотного литературного языка, обогащать словарный запас.
Формировать у ребенка социально-нравственные качества через чтение сказок, организацию игр по сказкам. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие жизненные ситуации, развивать творческие способности через знакомство с русскими народными сказками.
Задачи проекта :
1. Создать условия для развития у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения;
2. Обеспечить комплексное расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;
3. Заложить начало формированию образа дошкольника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли;
Предполагаемый результат:
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- развитие у детей коммуникативных навыков, познавательной активности, творческих способностей;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- содействие творческому развитию детей;
- развитие интереса к русской литературе;
Продукт проектной деятельности :
- изготовление настольного кукольного театра,
- рисунки, поделки, работы по аппликации по сказкам.
Работа воспитателя при подготовке к проекту : Воспитатель - организует НОД по русским народным сказкам, оформление библиотеки по проекту, фотовыставки по итогам проекта.
Роль родителей в реализации проекта :
Участие в проектной деятельности для совместного творчества с детьми,
-создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Основные этапы реализации проекта :
Подготовительный:
- опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
Основной:
Совместная деятельность детей и воспитателя.
1. Чтение сказок.
2. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.
3. Игры –драматизации по сказкам.
4. Конкурс чтецов отрывков из произведений.
5. Игры на звукоподражание
6. Игра-фантазия “Если б я поймал золотую рыбку. ”
7. Изготовление театров.
8. Оформление выставки детских работ по сказкам
Самостоятельная деятельность детей.
1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок
2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам
(рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд)
Совместная деятельность детей и родителей.
1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам
2. Заучивание отрывков из сказок.
3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам.
Заключительный этап:
1. Оформление выставки «Моя любимая сказка»»
2. Проведение итогов проектной деятельности.
3. занятие на тему: «Путешествие по сказкам»
Организационные формы работ
Разделы проекта Виды совместной деятельности Цели.
Художественно-речевая деятельность Чтение сказок : «Теремок», «Колобок», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка»
Беседа: «Какие бывают сказки?»,
Беседа: «Чему учит сказка?».
Рассматривание картин, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение сказок и рассказов.
Игровая деятельность Д/И" Персонажи сказки"
Д/И «Из какой сказки»
Театрализованная игра: «Салат из сказок»,
Игра-путешествие: «Путешествие по сказкам»
Д/И «Собери сказку» Способствовать формированию у детей интереса к сказкам.
- Воспитание стремления к любви, добру, красоте; чувства уверенности в своих возможностях;
- Учить понимать и оценивать характер и поступки героев сказок;
- Создать атмосферу эмоциональной удовлетворенности;
Продуктивная деятельность Рисование сюжета: «Моя любимая сказка»;
Лепка: «Сказочные герои»;
Изготовление книжек малышек Цель: Учить детей располагать сюжет на листе бумаги, рисовать известные объекты, разукрашивать.
Познавательно образовательная деятельность Занятие на тему: «Путешествие по сказкам»
Цель: закреплять и обобщать знания о русских народных сказках, об отличительных особенностях жанра сказки.
Моделирование ситуаций
Праздники,
Развлечения,
Досуги,
Выставки.
Кукольный спектакль в старшей группе детского сада «Репка».
Выставка детских рисунков: «Моя любимая сказка»
Цель: Способствовать созданию положительного, эмоционального настроя.
Умение сотрудничать, сравнивать себя с другими, освоение разнообразных ролей в группе сверстников.
План реализации проекта
Образовательные
области
Виды детской деятельности
Физическая культура. Подвижные игры: «Репка», «Зайка беленький сидит…»;
Здоровье. Игровое занятие: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу».
Безопасность. Беседа – игра «Один дома».
Социализация. Игры- драматизации по русским народным сказкам.
Познание. «В гости к сказке» (математика)
Кроссворд «Герои сказок»
Экологический досуг: «Зайка – побегайка». Экологическое воспитание старших дошкольников.
Ознакомление с окружающим: «Заяц и волк».
Конструирование: «Построим зайке и лисе дома».
Конструирование: сказка «Волк и семеро козлят» (конусный театр)
«Книжкина больница» (отбор материала для лечения «больных» книг, ремонт книг)
«Из какой сказки эпизод?»(рассматривание иллюстраций из сказок
Коммуникация. Викторина «Наши любимые сказки»
Чтение русских народных - потешек, песен, пословиц.
Игры дидактические «Кто есть кто», «Отгадай загадки», «Вспомни сказку по отрывку».
Игра – инсценировка «Теремок» .
Чтение художественной литературы. Викторина «Дорогой сказок»
Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». «Гуси –лебеди», «Маша и медведь» и др. Р. Н. С.
Художественное творчество. Лепка: «Рукам забота – сердцу радость», «По страницам любимых сказок».
Сказка «Гуси-лебеди» (аппликация)
Нарисуй сказочного персонажа-а мы отгадаем сказку»(изобразительная деятельность).
Музыка.
Рус. нар. песня.
Рус. нар. мелодия
Рефлексия:
Результативность проекта :
Индивидуализация ребенка в группе сверстников, осознание своего социального «я»; приобретение ребенком таких важных социальных качеств личности, как самостоятельность, активность, социальная уверенность;
Умение сотрудничать, сравнивать себя с другими, освоение разнообразных ролей в группе сверстников;
Усвоение детьми правил, установленных самими детьми, которые выражаются в равенстве всех членов группы при получении общих благ (участие в общем деле) :
Умение планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия и мнения с партнерами;
Проявление доброты, отзывчивости и уважения к людям и братьям меньшим.