Юлия Ковалёва
Групповой проект «Читательский клуб»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему мы выбрали тему группового проекта «Читательский клуб»
«Основная задача взрослых –
Открыть в ребёнке талант читателя».
С. Я. Маршак.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.
Публикация «Групповой проект „Читательский клуб“» размещена в разделах
Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Изучению данного вопроса посвящено много работ, например, на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохини др.
Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.
Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного. Как же ему помочь? Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Н. С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.
Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами. В наше время особенно актуален вопрос о признании процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребёнка.
Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством.
В круг детского чтения должны входить издания, предназначенные непосредственно дошкольникам. Это разные дизайнерские типы детских книг, которые составляют библиотечку детского сада: книжки-малышки, игрушки, театр, панорамы, книжки-раскраски, а также оригинальные книги, например, озвученные с помощью технических средств. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения. Приобщение детей к литературе должно начинаться с раннего возраста, но, к сожалению, в большинстве случаев эту работу приходиться начинать только в детском саду, так как не все родители понимают необходимость данной работы с самого рождения.
Данный проект актуален для детей дошкольного возраста, так как необходимо с самого раннего возраста приобщать детей к чтению художественной литературы. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир человека. По нашему мнению, общение с книгой воздействует на ребенка, вызывают у него эмоциональный отклик. Поэтому роль книги и чтения как средство становления личности ребёнка очень велико. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности, формируется целостная картина мира. Чтобы познание художественной литературы стало школой развития различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое воспитательное влияние на ребёнка со стороны окружающих его взрослых.
Название проекта:
«Читательский клуб» Долгосрочный 2018-2021г. г.
Тематическое поле:
Жанры детской литературы
Проблема:
Заключается в недостаточном интересе детей к художественной литературе, выявленной в ходе бесед с родителями и детьми, а так же наблюдений воспитателей.
Цель:
Формирование интереса детей к разным жанрам художественной литературы.
Задачи:
Развивать монологическую и диалогическую речь детей в процессе знакомства с Русскими народными сказками. Расширить запас знаний детей о русских народных сказок Развивать творческое воображение (через продуктивную деятельность, театрализация сказок, придумывание своей версии окончания сказок детьми. Приобщать детей к литературным произведениям детских писателей. Прививать детям бережное отношение и любовь к книге. Расширить представления детей о жанрах художественной литературы. Пробудить у детей чувства эмоционального сопереживания к героям литературных произведений.
Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта).
Проект строиться на основе реализации принципа единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ и семьями воспитанников. Проект охватывает различные виды деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста. Познавательно-речевая деятельность включает экскурсии, целевые прогулки, рассказы,беседы, занятия по темам, включенным в содержание проекта; чтение произведений народного творчества и произведений писателей. Игровая деятельность включение дидактические игры, театрализованную деятельность, сюжетно-ролевые игры детей.
Описание продукта, полеченного в результате проекта. прогнозируется следующие результаты:
- Библиотека «Юные читатели», включающая книги разных жанров детских писателей.
- Альбомы «Мои любимые писатели: К. Я. Чуковский, Н. Н. Носов, Л. Н. Толстой, В. Ю. Драгунский, С. В. Михалков, С. Я. Маршак, Э. Д. Успенский, А. С. Пушкин.
- Книжки-малышки.
- Картотека театрализации по всем возрастам и темам недели.
Вид проекта: Творческий.
Состав участников: воспитатели группы, дети, родители, специалисты.
Дополнительная информация, необходимая для реализации проекта: Социальное партнерство с театром кукл, библиотекой.
Материально-техничекие ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
-Пополнение предметно-развивающей среды в соответствии с темой проекта.
-Создание библиотеки.
-Создание типографии.
-Создание центра литературы: книги сказок, оформление разными художественными, аудио и видео сборники сказок и др.
Вывод:
Т. о. на данном этапе проектной деятельности удалось заинтересовать детей, которые с удовольствием включились в творческую реализацию проекта. Мы вместе инсценировали сказки, ставили мини спектакли, учили стихи, читали и анализировали много книг разных жанров, также занимались рисованием, аппликацией,лепкой, создавали «книжки - малышки», были участниками викторины по творчеству К. И. Чуковского. Особенно детям понравилось выступать перед ребятами других групп, в качестве артистов и чтецов. Это была совместная деятельность с родителями, которая оказала положительное воздействие на детей, позволяя им, в свою очередь, лишний раз побыть вместе. Родители принимали не посредственное и активное участие в проекте, в изготовлении, вместе с детьми «книжек – малышек» и пополнении библиотеки.
В ходе реализации проекта мы способствовали использованию детьми различных речевых форм выразительной речи в разных видах деятельности и повседневной жизни, использовали мнемотаблицы, повышали интерес к книге и инсценировке, удалось раскрепостить стеснительных детей.
Т. к. проект долгосрочный, то мы планируем продолжить работу, разнообразить и усложнить ее, в старшем возрасте, что поспособствует в лучшей степени подготовить детей к школе и привить им больший интерес к чтению и любовь к книге, стремлению общению с ней, умению слушать и понимать художественный текст, т. е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.
Дополнительные материалы можно посмотреть в презентации ниже.