Мадаминова Гульнара
Групповой проект «В поисках крылатых выражений»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение….….…
2. Актуальность темы проекта.
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты…
4. Аннотация…
5. Этапы реализации проекта….
6. План мероприятий….
7. Ресурсное обеспечение проекта ….
8. Риски и пути преодоления рисков ….
9. Роль родителей в реализации проекта….
10. Вывод…. ….…
Литература ….
Приложение …
Вид проекта : познавательно -исследовательский
По продолжительности: краткосрочный (март)
По количеству участников: групповой
Публикация «Групповой проект „В поисках крылатых выражений“» размещена в разделах
Сроки проведения с 01 по 31 марта.
1. Введение (актуальность)
Самостоятельный поиск, креативность, стремление к познанию становятся важнейшими целями и задачами развития современного ребенка. В работах по возрастной психологии (Р. С. Немов, В. С. Мухина, Л. С. Рубинштейн и др.) подчеркивается исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста, их стремление узнавать что-то новое и интересное. Однако не всегда дети 5-6 лет находятся в таком окружении, в котором их пытливый ум получает поддержку. Для создания условий для реализации заложенного в детях потенциала необходимо применять новые формы и методы, которые помогут личностному становлению – это технологии развивающего обучения (разработаны у Л. С. Выготского, В. В, Давыдова и многих других).
В дошкольном обучении особое значение приобретает формирование у детей познавательного интереса при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Удовлетворение познавательных интересов ребенка в соответствии с возрастными особенностями. Дошкольник теряет интерес к познанию того, что уже хорошо. При этом совершенно новые понятия, понимание которых находится за границами развития его мышления, также способствует снижению познавательного интереса.
2. Создание условий для самостоятельного, или частично самостоятельного познания, посредством проблемных ситуаций, головоломок, заданий, игр и экспериментов, проектов, интересных детям. Это способствует сохранению интереса ребенка к познанию, а собственные успехи в познании нового вдохновляют на новые поиски. Сохранение интереса к познавательной деятельности как в дошкольном, так и в школьном возрасте является одним из основных условий для развития интеллектуальных, творческих способностей ребенка.
3. Учет интересов дошкольников при формировании предмета познания. По ФГОС ДОУ, необходимо учитывать интересы, потребности детей, обеспечивать индивидуальный подход. В связи с этим, при формировании познавательного интереса в какой-либо области можно использовать предметы, понятия, образы, которые интересны, близки и понятны детям данного возраста.
В соответствии с теорией формирования познавательного интереса у дошкольников был разработан проект «В поисках крылатых фраз» ,в котором учтены все три основных педагогических фактора.
2. Актуальность темы проекта
По ФГОС в дошкольных учреждениях особое место занимают развивающие технологии, в контексте которых дети сами находят ответы на интересующие их вопросы, учатся работать с информацией, систематизировать ее, развивают свое мышление и социальные навыки. Направленность и содержание развивающих технологий определяются возрастными особенностями детей. В подготовительной группе наиболее актуальным направлением становится подготовка к школе, а следовательно главной задачей педагога и воспитателя является создание мотивации на учение, формирование психологической готовности ребенка к школе.
На пути синтеза развивающих технологий и мотивации на обучение находится множество тем, которые могут стать темой для исследовательского проекта. Однако нами была избрана тема, которая направлена на создание интереса к тому, как устроена родная речь, какие интересные загадки таит в себе русский язык.
Эта тема была выбрана не случайно. Дети старшего дошкольного возраста сами выступили инициаторами темы проекта, задав несколько вопросов по фразеологизмам русского языка, которые случайно услышали от родственников и друзей. В результате обсуждения данной темы родилась идея проекта, в котором дошкольники смогут узнать значение крылатых слов и выражений, пополнят свой словарный запас, попробуют себя в роли исследователей.
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты
Цель проекта : Формирование познавательного интереса к изучению русского языка у детей подготовительной группы ДОУ посредством знакомства с крылатыми словами и выражениями.
Задачи:
1. Создать условия для формирования интереса детей к изучению крылатых слов и выражений.
2. Обеспечить ресурсы для исследовательского поиска детей.
3. Организовать активное осуждение крылатых слов и выражений в группе между детьми, с воспитателем, с родителями с целью развития социальных навыков детей.
4. Сделать обобщение исследовательской работы посредством создания презентации (ИКТ) и в игровой деятельности (интеллектуальная викторина «Крылатые слова»).
Ожидаемые результаты:
1. Комплексное развитие детей старшего дошкольного возраста (речь, мышление, коммуникация).
2. Обогащение словаря дошкольника.
3. Создание стимула и заинтересованности в исследовательской, проектной деятельности.
4. Развитие и закрепление психологической готовности детей к школьному обучению.
4. Аннотация проекта.
Проект «В поисках крылатых слов» организован для детей подготовительной группы в контексте развивающего обучения. В свободном поиске, на базе проблемной ситуации дети находят ответ на вопрос о трактовке смысла фразеологизмов русского языка, учатся общаться со сверстниками и взрослыми, планировать поиск информации по интересующим их вопросам.
Проект имеет комплексную направленность, знания детей обобщаются и систематизируются в игровой и информационно-коммуникативной работе.
5. Этапы реализации проекта
Для реализации целей и задач необходимо совмещение свободной исследовательской активности дошкольников с целевой педагогической организацией проекта.
На первом этапе необходимо создать проблемную ситуацию, заинтересовать детей в феномене «крылатых выражений».
На втором этапе – подсказать им пути поиска информации для удовлетворения исследовательского интереса. Это опрос знакомых, родителей, чтение книги А. Усачева, знакомство со словарем фразеологизмов (для хорошо читающих детей, использование информационных ресурсов сети Internet.
Третий этап – обсуждение с взрослыми того нового, что было обнаружено детьми. Не всегда источники дают полную, исчерпывающую информацию. У детей остаются вопросы. Те ответы, которые дают им взрослые, дети слушают с особым вниманием, так как это им действительно интересно. В результате они хорошо усваивают новые слова, выражения, обогащают свой словарный багаж.
На четвертом этапе для систематизации опыта детей была составлена презентация, которая помогла обобщить новые знания, оформить и систематизировать их.
Однако новый опыт необходимо закрепить в практической деятельности, чтобы усвоенные детьми знания стали прочнее. Для этого были разработаны игры, реализованные на пятом этапе. Дети придумали и осуществляли в свободной игровой деятельности интеллектуальную викторину по следующему сценарию:
На карточках в виде картинок и слов зафиксированы крылатые слова и выражения. Дети по очереди вытягивают карточки, и расшифровывают смысл данного фразеологизма. Если крылатое выражение расшифровано правильно, карточка остается у ребенка. Если нет – она кладется обратно на стол. Выиграет тот ребенок, который набрал больше карточек.
Пять этапов реализации проекта можно схематически зафиксировать в виде графика:
6. План мероприятий
В соответствии со сформулированными этапами реализации проекта, был разработан примерный план-график реализации проекта. Проект планируется реализовать в марте.
Первый этап – 1 марта. Необходимо уточнить, что дети подготовительной группы уже интересовались смыслом крылатых слов и выражений, в связи с чем стартовый этап проекта уже частично пройден. В связи с этим обстоятельством, первый этап реализации проекта является формальным его стартом, что отражено в ограниченном временном отрезке для данного этапа.
Второй этап – 2 – 11 марта. В разговоре с детьми, во взаимодействии с родителями, в памятке, в группе собрана и систематизирована информация об источниках, в которых дети могут почерпнуть свои знания в области крылатых слов и выражений.
Третий этап – 14 – 25 марта. В тот период в беседах с родителями и взрослыми дети подготовительной группы аккумулируют собранную информацию, находят ответ на вопросы, которые их интересуют по теме «крылатых фраз и выражений».
Четвертый этап – 22 – 26 марта. В этот период в сотрудничестве с воспитателем дети создают презентацию, в которую включены наиболее яркие «крылатые слова», заинтересовавшие детей в рамках проекта.
Пятый этап в силу своей специфики не будет ограничиваться по времени – дети могут играть в интеллектуальную викторину вплоть до выпуска из детского сада (май).
7. Ресурсное обеспечение проекта
Основные ресурсы проекта :
1. Развивающая среда: словарь фразеологизмов, книга А. Усачева «крылатые слова», карточки с названиями и символическими изображениями крылатых слов, мини-музей «Крылатые слова».
2. ИКТ: наличие ноутбука или компьютера для создания презентации по проекту (дома или в группе).
9. Роль родителей в реализации проекта. Участие в создании мини-музея «Крылатые слова»
8. Риски и пути преодоления рисков
Основные риски по проекту Пути преодоления рисков
Отсутствие необходимой литературы. Необходимо подготовить ресурсы заранее, они не требуют больших материальных затрат (общая стоимость литературы не более 350 руб., могут быть привлечены средства ДОУ по согласованию с заведующей.
Сложность в трактовке крылатых слов и выражений детьми, а в следствии непонимания – падение интереса к их изучению. Для минимизации риска необходимо ежедневно интересоваться ходом поиска детей, помогать им в трактовке слов и выражений, которые представляют сложность, хвалить за успехи, стимулировать на дальнейший поиск.
9. Выводы
Проект «В поисках крылатых слов» планируется осуществить в марте 2016 года. В настоящее время рано делать выводы об эффективности проекта, однако можно отметить ряд его плюсов. Прежде всего, это минимальная ресурсная база, проект не требует особых материальных затрат.
Кроме того, проект ориентирован на индивидуальные потребности детей, в соответствии с ФГОС и теорией познавательного интереса. Проект возник благодаря интересу детей к проблематике, следовательно – он актуален в данной подготовительной группе. Дети могут заниматься поиском тех слов, которые представляют интерес именно для них, что существенно повышает заинтересованность в исследовательской работе дошкольников.
Кроме того, данный проект полезен для развития мышления, социальных навыков, развития интеллекта и речи ребенка. Направленность на комплексное развитие личности является одним из главных отличительных особенностей данного проекта. Необходимо отметить, что аналогичные проекты осуществлялись в других дошкольных образовательных учреждениях, их аннотации можно найти в сети Интернет. Однако они имеют логопедическую направленность, тогда как настоящий проект не ограничен развитием речи. В совместной работе по созданию презентации, в совместных играх дети учатся коммуникации, работе в команде. В свободном поиске – развивают не только социальные, но и личностные навыки, мышление, учатся планировать собственную деятельность приобретают базовые основы работы с информацией.
Таким образом, проект создан с учетом ориентации на возрастные особенности детей подготовительной группы, он малозатратен, актуален и ориентирован на комплексное развитие ребенка старшего дошкольного возраста.
10. Литература
1. Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Сост. Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович А. В Обухова, Л. Ф. // Исследовательская работа школьников. - М., 2012. - с. 34-43.
2. Андреева, М. С. Познавательно-исследовательский проект «Крылатые выражения». Электронный ресурс, режим доступа: https://site-3d30104.umi.ru/proekty/poznavatel_no-issledovatel_skij_proekt_krylatye_vyrazheniya/
3. Бузарова, Е. А., Четыз, Т. Н. К вопросу о формах организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2008. – Вып. 5. – С. 31-43.
4. Выготский, Л. С. Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М. : Педагогика, 1983. – 179 с.
5. Выготский, Л. С. Детская психология. – М. : Педагогика, 1984. – 432 с.
6. Головей, Л. А. Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб. : Речь, 2010.
7. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения – М. : Директ-Медиа, 2008.
8. Давыдов, В. В. Психология развития: Энциклопедический словарь Под ред. Петровского А. В. ; Венгера А. Л. ; ред. -сост. Карпенко Л. А. М., 2009. -176 с.
9. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М. : Сфера, 2013.
10. Мухина, В. С. Возрастная психология. - М. : Учитель, 2010.
11. Немов, Р. С. Психология. Кн. 2. Психология образования. - М. : Владос, 1995. 2-е изд. - 496с.
12. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. – М. : Высшее образование, 2008.
13. Рубинштейн, Л. С. Основы общей психологии. - СПб. : Питер, 2012.
14. Усачев А. Крылатые слова. – М. : Дрофа-плюс, 2012