Елена Распутина
Групповое психокоррекционное занятие «Песочная терапия с использованием МАК «Трансформация внутреннего мира»
▼ Скачать + Заказать документы
«Часто руки знают, как распутать то,
над чем четно бьется разум»
Карл Густав Юнг
Цель занятия: визуализация и трансформация отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.
Задачи занятия:
1. Снятие психоэмоционального напряжения у клиента, релаксация и раслабление.
2. Отреагирование имеющегося у клиента эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.
3. Снижение уровня тревоги, работа со страхами клиента.
Публикация «Групповое психокоррекционное занятие „Песочная терапия с использованием МАК „Трансформация внутреннего мира“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
4. Получение новой информации о себе, работа с самооценкой клиента.
5. Улучшение общего эмоционального состояния клиента.
6. Развитие мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики клиента;
7. Развитие и укрепление адаптационных механизмов личности клиента.
Основные условия игр на песке:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой клиент чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
2. «Оживление» абстрактных символов. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность клиента в происходящем.
3. Реальное «проживание», визуализация и проигрывание всевозможных ситуаций при работе с песком. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот.
Упражнение «Сила песка»
Вводная инструкция: «Перед вами песок. Хотите погрузить в него руки?
(ответ клиента).
В самом начале занятия клиенту предлагается положить руки на песок, закрыть глаза и просто дышать (1-2 минуты, убеждая себя, что с каждым выдохом уходят страх и боязнь оценки.
Страх и оценка - это то, что мешает творчеству.
Потом включается тихая музыка, которая помогает расслабиться. Психолог предлагает клиенту сосредоточить внимание на, руках в центре ладоней, там, где ощущается биение сердца, и постараться почувствовать, как оно пульсирует. Через свои ощущения, через прикосновение рук к песку, клиент ощущает покой и одновременно огромные возможности.
Опустите руки в песок; расскажи о своих ощущениях, какой он? (теплый, сухой, рассыпается, течет сквозь пальцы). Пропусти между пальцами, чувствуется тепло собственных рук.
Какие чувства вы испытываете: река, солнце, лето, ощущение бесконечности мира и ожидание чуда?
3атем, психолог предлагает передвигать руками по песку так, как захочется, зарываться рукой в песок. Этот момент важен тактильными ощущениями.
Упражнение «Синхронизация»
Клиенту предлагается, одновременно попробовать рисовать двумя руками. Движения рук должны быть синхронными, левая рука- круги против часовой стрелки, а правая- по часовой. Затем нарисовать 2 круга, 2 квадрата, 2 треугольника и т. д.
По завершению упражнения, освободите руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.
«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем психологическим противоположностям, внутренний и внешний мир соединяются вместе»
К. Г. Юнг
Упражнение «Мой реальный мир»
Вы стоите на пороге открытий. Сейчас мы вместе пойдем по ней. Поможет нам в этом – песок. Психолог предлагает клиенту построить «мир», отражающий его реальное внутреннее состояние.
(Как клиент чувствует и ощущает себя в настоящее время, сейчас).
Клиент постепенно осваивает пространство песочницы. Выбирая предметы, клиенту важно опираться на свои чувствам, прислушиваться к себе, откликаться на все, что покажется важным для него, даже не задумываясь и не отвечая себе, почему. Клиент бессознательно берет наиболее значимое для себя, без необходимости дополнительных разъяснений и пояснений. Каждый предмет имеет свое символическое значение, для клиента, связанное с подсознанием.
Так, картина на песке наполняется смыслом и клиент визуализирует свой реальный внутренний мир, все что его наполняет (состояние, влияние значимых близких и окружения в целом).
Вопросы клиенту:
• Какое общее чувство вызывает у вас получившаяся картина?
• Отражает ли получившаяся картина ваше внутреннее состояние?
• Есть ли название того, что получилось?
• Какое место в картине больше всего притягивает? Кто главный герой, какой он?
• Скажите фигуры на картине взаимодействуют друг с другом? Может быть они беседуют друг с другом. Как думаете, о чем?
• Не напоминает ли эта картина что-либо/кого-либо из вашей жизни?
• Годится ли то, что получилось, или, может быть, хочешь что-либо убрать или добавить в картину на песке?
• Название картины оставляем первоначальную или хотите назвать по-другому?
Упражнение «Мой идеальный мир»
Имея, перед собой реальную картину своего внутреннего мира.
Скажите пожалуйста, хотели бы вы, привнести в нее изменения или она полностью вас устраивает?
Сегодня, у вас есть уникальная возможность построить картину своего «идеального внутреннего мира».
(Ответив на вопросы: «Каким я вижу себя?» «Чтобы я хотел привнести в свой внутренний мир?» «Какие качества или черты характера развить в себе, чтобы чувствовать себя гармоничнее и счастливее?»).
Клиент может трансформировать свою реальную картину внутреннего мира. Привносить в нее новые элементы или убирать/преобразовывать имеющиеся составные.
Вопросы клиенту:
• Какое общее чувство вызывает у вас получившаяся/преобразованная картина?
• Изменилось ли название вашей картины?
• Какое место в картине теперь больше всего притягивает, на что в первую очередь обращаете внимание? Изменился ли главный герой, какой он теперь?
• Есть ли теперь на картине фигуры, которые взаимодействуют друг с другом или хотят, что-то вам сказать?
• Не напоминает ли эта картина что-либо/кого-либо из вашей жизни?
• Какие эмоции вызывает у вас получившаяся картина? Хочется ли что-то еще преобразовать/дополнить/привнести?
• Название картины оставляем или есть потребность назвать картину иначе?
Следующим этапом, психолог предлагает клиенту, использовать в работе метафорические ассоциативные карты (например, HABBITAT).
Клиент выбирает из колоды три карты – три ресурсных состояния (три качества своей личности/на кого клиент может опираться в реальной жизни, которые помогут достичь ему идеального состояния своего внутреннего мира.
Подведение итогов, получение обратной связи:
1. Что чувствовал клиент при работе с песком? Какие эмоции получил клиент в процессе взаимодействия с песком?
2. Какое влияние оказала на клиента реальная и идеальная картина мира?
3. Насколько реальная картина мира отражает внутреннее состояние клиента?
4. Как трансформация реальной картины внутреннего мира клиента повлияла на его самоощущение и восприятие себя?
5. Помогут ли ресурсы достичь идеального состояния внутреннего мира?
6. С какими чувствами клиент заканчивает занятие?