Лучший педагог года

Групповая работа в начальной школе как средство формирования УУД

Корниенко Олеся
Групповая работа в начальной школе как средство формирования УУД
▼ Скачать + Заказать документы

План самообразования

Тема: Групповая работа как средство формирования УУД.

Цель: освоение технологии групповой работы для активного включения каждого ученика в образовательную деятельность.

Задачи:

• повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения групповой работы;

• внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.

Публикация «Групповая работа в начальной школе как средство формирования УУД» размещена в разделах

• использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;

• воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;

разработка учебных, методических и дидактических материалов.

Перечень вопросов по самообразованию:

• изучение психолого-педагогической литературы;

разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

• проектная и исследовательская деятельность;

• анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;

• продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;

• планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия в групповой работе,

формулировать собственное мнение, осуществлять поиск необходимой информации;

• повышение качества преподаваемых предметов;

• участие в педсоветах, семинарах;

• умение оказать практическую помощь коллегам.

Основной принцип воспитания: личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Правила организации коллективной жизнедеятельности:

• Увлекательность деятельности.

• Опора на личные интересы учащихся.

• Участие каждого в достижении общей цели.

• Сотворчество детей, педагога, родителей.

«Групповая работа, как средство формирования УУД младших школьников»

Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах. Я уже год работаю над проблемой самообразования : групповые формы работы –способ формирования УУД младших школьников в сфере ФГОС.

Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Моя тема, считаю актуальна. Во время групповой работы формируются информационная компетентность относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как "способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий". С этим термином тесно взаимосвязаны "информационная грамотность" и "информационная культура",коммуникативная (общение людей, передача информации друг другу) проблемная (ставить перед собой вопросы, уметь находить решения, рефлексивная (позволяет критически оценивать свою работу, работу товарищей).

Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки.

Задачи групповой работы :

• Активная познавательная деятельность

• Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности

• Развитие умений успешного обучения

• Совершенствование межличностных отношений в классе

Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.

Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах. Её успешно используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям. Начинать групповую подготовку целесообразно начинать с первого класса.

Позднее это могут быть взаимопроверки, взаимодиктанты и т. д.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя, постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили, учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена сильными учениками, только начинает осознаваться средними и пока непонятна слабым, учителю целесообразно дать задание парам, сформированным по принципу “сильный – средний”, а со слабыми работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние – работать индивидуально. Вариантов здесь может быть множество.

При изучении на уроках природоведения, чтения объёмных, насыщенных фактическим материалом текстов, можно использовать приём “Чтение. Суммирование в парах”. Суть приё ма заключается в следующем:

1. Текст разбивается на смысловые отрывки: 1, 2, 3, 4 и т. д. Учитель объясняет, что в конце урока учащиеся должны знать содержание всего текста: каждая пара работает над одним из отрывков, затем представляет его всему классу, выслушивает отчёты о работе всех других пар.

2. Далее каждая пара получает отрывок из текста, который разбит на две части. Учащиеся в паре читают весь отрывок. Первый участник пересказывает 1 часть (его роль – докладчик, второй участник (оппонент) задаёт вопросы, подготовленные к этой части. Затем участники, меняясь ролями, работают над 2 частью.

3. На следующем этапе пара суммирует полученную информацию и готовит презентацию своего отрывка. Это может быть пересказ, развёрнутый план, опорный конспект, таблица. Пара, которая работала с таким же отрывком, предлагает свою версию презентации.

4. Результаты работы озвучиваются последовательно, таким образом, идёт работа над всем текстом. Очень интересна работа в парах на уроке русского языка, математики, рисования.

Работа в динамических парах применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Полезна она для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия.

Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара, затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения.

После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах.

Перед началом образования групп, педагог должен подчинить процесс группообразования как минимум двум установкам.

У учащихся должна быть ориентация на мыслительную работу.

При любых вариантах образования группы позиция организатора должна быть внешней по отношению к группе.

Цели групповой работы открыто объявляются и объясняются учителем.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:

• По желанию

• Случайным образом

• По определенному признаку

• По выбору «лидера».

• По выбору педагога.

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

Разделитесь на группы по … человек.

Разделитесь на … равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы : жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т. п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная, в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы, по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик, либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

Кроме работы в парах существуют и другие различные виды групповой работы. Это «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», «Смотр знаний», «Пазлы», прием «Зигзаг» и другие. Дадим краткую характеристику некоторым из них.

Мозговой штурм.

Используется для генерации идей.

Соблюдается жесткий регламент.

Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).

После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:

- полное внимание к однокласснику; - серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

- терпимость, дружелюбие:

никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы:

Научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале урока). 2. Обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их: - Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала.

Дети, работая группами : - решают, составляют задачи, - ищут наиболее рациональный способ решения; -составляют план произведения, инсценируют; -готовят коллективный пересказ, -пишут продолжение рассказа; -разгадывают кроссворды, головоломки. Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы : групповую (когда один обучает многих, парную, индивидуальную

Что такое групповая работа в образовательном процессе? Что отличает ее от других видов группового взаимодействия?

Первым шагом к групповой работе является самоопределение учащихся. Участник группы должен обрести позицию по отношению к своей работе в группе. Этот процесс должен соориентировать учащихся на достижение определенных результатов. Он должен определить свое место в группе, свои взаимоотношения с другими участниками группы.

По мере втягивания учащихся в процесс самоопределения начинают разворачиваться процессы исследования ситуации и исследования условий задачи, поставленной перед группой.

Процесс мышления пронизывает групповое взаимодействие. Группа не обменивается мнениями, не ищет компромисса, не выбирает готовое решение – группа размышляет.

Понимание высказанных в группе идей всеми участниками групповой работы, преодоление тупиковых ситуаций, выделение способа работы – все это обеспечивается процессами рефлексии.

Рефлексия позволяет понять, что и как думают участники группы, критически оценить свои представления и свой способ работы.

Она сопровождает рабочие процессы в группе и одновременно явялется специфической формой или даже обязательным этапом групповой работы.

Четыре – восемь человек распределяются по двум позициям: организатор и участник групповой работы.

Образование группы начинается на этапе первичного самоопределения учащегося к поставленной задаче и к предложенной учителем форме работы. Это самоопределение подготавливает педагог, ставя перед учащимися определенные учебные цели и предлагая такие задачи, решить которые за ограниченное время по силам только группе.

В процессе создания групп учащиеся начинают самоопределяться к будущей работе. Группы могут различаться :

- по типу работы, т. е. одна группа проектирует, другая исследует, третья решает проблему;

- по теме работы;

- по уровню сложности задания.

Обычно вводится норма количества участников на одну группу : 5-8 человек, не более.

Если группа создается по свободному выбору, то организатора лучше назначить.

Основными средствами работы организатора являются:

Определение направления движения работы группы;

Контроль за процедурой работы;

Оппонирование;

Рефлексия.

Итогом работы организатора является, как правило, рефлексивное оформление проделанной работы, т. е. выделение способа работы и полученного, пусть даже не окончательного, а промежуточного результата.

Созданные группы могут быть зрелыми и самостоятельными. Т. е., когда в группе есть позиция организатора, есть понимание и умение точно следовать правилам групповой работы, группа всегда готова оформить результат своей работы. В этом случае учитель оценивает работу группы в конце, в ходе доклада группы об итогах работы.

Но если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль за ходом работы группы и ее организатора. Учитель реагирует на малейшее отклонение и останавливает работу.

Учитель должен попросить вспомнить норму, правила и убедиться, что всем стала очевидна ситуация нарушения процедуры или нормы групповой работы. Только после этого работа может быть продолжена.

Рефлексия групповой работы. Рефлексия групповой работы, есть анализ, прежде всего, действительности мышления. Обычно рефлексия среди учащихся становится возможной в случаях какого-либо затруднения в группе. Это такая ситуация, когда учащиеся понимают, что они не достигли целей групповой работы, и это заставляет их исследовать свои проблемы и трудности.

Обычно это исследование направленно на выявление представлений детей об условиях задачи или о способах работы. Рефлексия должна помочь им справиться с ограниченностью представлений.

Например, когда они не могут “прочесть” все условия задачи, не видят их, когда их мышление не готово вместить в себя все мыслительные представления, которые заложены в условие задания, и в силу этого, участники как бы автоматически отсеивают все то, что не понимают или не знают.

Рефлексия должна обозначить для рефлексирующего границы знаемого и незнаемого, понимаемого и непонимаемого. Рефлексия одного из участников группы заставляет одновременно и других участников проводить границы своих представлений.

Как только кто-то скажет: “я делал так, потому, что считал, что …” - в этот момент другие участники рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: “А я считаю так же или иначе?”. Именно поэтому рефлексия может использоваться не только для преодоления препятствий в работе учащихся, но и для их обучения.

Из вышеизложенной теории можно сделать следующие выводы:

- групповые формы работы являются одним из средств развития мышления учащихся;

- систематическое использование данной технологии обучения в сотрудничестве имеет свои преимущества.

Публикации по теме:

Коллективное творческое дело как средство формирования взаимодействия дошкольников. Коллективная работа «До свиданья, лето!»Коллективное творческое дело как средство формирования взаимодействия дошкольников. Коллективная работа «До свиданья, лето!» Коллективное творческое дело как средство формирования взаимодействия дошкольников «Что одному не под силу, легко коллективу». «Когда рук.

Консультация «Дворовые игры, как средство формирования личности» Известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игры помогают детям легче овладевать знаниями, приобщает их.

Театр  как средство формирования речи дошкольников Отчет по самообразованию воспитателя второй младшей группы Скурихиной О. В. воспитателя ШМДОКУ д/сад "Солнышко" пгт Ленинское Кировской области.

Групповая форма работы как средство развития коммуникативных УУД Учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают определенные трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного.

Краеведение как средство формирования патриотических качеств у дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребёнка, целью которого является.

Работа над ошибками по русскому языку в начальной школе Работа над ошибками. 1. Пропуск или замена буквы. Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву. Например: ученик, звонок. 2. Большая буква.

Работа с родителями в начальной школе Сотрудничество классного руководителя с родителями в начальной школе (из опыта работы) "Учитель, сколько надо любви и огня, чтобы. ".

Лэпбук как средство формирования коммуникативных навыков у дошкольников Введение Существенные перемены в социальной, экономической и социокультурной сфере вызывают значительные изменения в жизнедеятельности.

Игра как средство формирования любознательности у дошкольников «Игра как средство формирования любознательности у дошкольников» «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно.

Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД Аннотация Мною описана технология продуктивного чтения, реализуемая на уроках литературного чтения для формирования УУД. Этот приём не только.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Групповая работа в начальной школе как средство формирования УУД
Опубликовано: 12 ноября 2018 в 17:22
+110Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Групповая работа в начальной школе как средство формирования УУД» (включая файлы) размещена пользователем Корниенко Олеся в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД