Ольга Скурихина
Театр как средство формирования речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию воспитателя второй младшей группы Скурихиной О. В. воспитателя ШМДОКУ д/сад "Солнышко" пгт Ленинское Кировской области
1 слайд Тема самообразования «Театр – как средство формирования речи дошкольников»
2 слайд Актуальность:
Эта тема выбрана мной не случайно. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Поэтому меня заинтересовала проблема развития речи у детей и пути её реализации. Показалась очень интересной организация театральной деятельности детей, то, как дети раскрепощаются, пытаются что-то проговорить, проиграть. Театральная деятельность очень важна в развитии речи. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Театральная деятельность, неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребё нок: познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Публикация «Театр как средство формирования речи дошкольников» размещена в разделах
3 слайд Цель: развитие речи детей через театральную деятельность.
Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:
1. Обогатить развивающую среду различными видами театров, способствующими становлению театральной деятельности и развитию речи дошкольников.
2. Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, высоту и тембр голоса.
3. Пополнять словарный запас, учить строить диалог.
4. Приобщать детей к театральной деятельности; знакомить с разными видами театра.
5. Воспитывать взаимоотношения друг с другом.
4 слайд Ожидаемые результаты:
• Совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Дети уверенно высказываются.
• Умение передавать образы сказочных персонажей характерными движениями.
• Умение взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.
• Приобретение детьми знаний о театре.
• Обогащение театрального уголка.
• Повышение культурного уровня дошкольников.
• Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
5 слайд Свою работу поделила на 3 этапа
• I этап – диагностический – индивидуальная оценка развития речевых способностей каждого ребёнка.
• II этап – основной -практические мероприятия по организации театральной деятельности детей, совершенствование и обогащение театрального уголка.
• III этап – анализ проведённой работы (диагностический или практический)
6 слайд Основные направления деятельности
• Постепенный переход ребёнка от наблюдения театральной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
• От индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трёх – пяти сверстников, исполняющих роли;
• От имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли - простого «типичного» образа в театральной игре.
7 слайд На первом этапе, провела диагностику развития речевых способностей каждого ребёнка и получила такой результат.
Высокий уровень – 35 %, средний – 40%, низкий – 25%.
8 слайд В своей группе создала театральный уголок. В нём располагаются различные виды театров : пальчиковый, настольный, конусный театр, театр кукол бибабо, масочный и шапочный театр, театр картинок (фланелеграф, атрибуты для различных игровых позиций: декорации, книги, музыкальные произведения.
9 Слайд Пальчиковый театр
Способствует развитию речи, внимания, памяти;
*формирует пространственные представления;
*развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
* повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
10 Слайд
Стимулирование кончиков пальцев, движения кистями рук, игра с пальчиками ускоряют процесс речевого и умственного развития
11 Слайд Театр картинок и фланелеграф
• Развивает творческие способности;
• Содействует эстетическому воспитанию;
• Развивает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
12 слайд
Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи
13 слайд Настольный театр
Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
Сопровождать движения пальцев речью;
14 Слайд
Настольный театр побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
15 Слайд Театр кукол бибабо
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
16 Слайд
При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча! Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе педагоги.
17 Слайд Масочный и шапочный театр
Способствует развитию психофизических способностей, помогает развивать воображение, творческие способности, мышление, память.
18 Слайд Театр драматизация
Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.
• Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;
• Способствует самопознанию и самовыражению личности;
• Создает условия для социализации, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
19 Слайд
Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация.
20 Слайд Взаимодействие театрализации с НОД
Театрализация присутствует не только в режимные моменты, но и на занятиях.
21 Слайд Наши праздники
Театральная деятельность находит отражение и в наших праздниках.
22 Слайд Формы работы с детьми
• Чтение, прослушивание и обсуждение художественных произведений.
• Драматизация сказок.
• Дидактические, сюжетно – ролевые, игры – театрализации.
• Игры на развитие интонационной выразительности.
• Словесные, настольные и подвижные игры с элементами драматизации.
• Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
• Способствование самореализации каждого ребенка и создание благоприятного микроклимата, уважение к личности маленького человека.
• Продуктивная деятельность. Посещение театров.
23 Слайд Здоровье сберегающие технологии
Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковые игры со словами, гимнастика для глаз, Динамические паузы, физкультминутка.
24 Слайд Взаимодействие с родителями
• Беседы «Играете ли вы с ребенком в театр».
• Наглядная информация «Театрализованная деятельность в детском саду».
• Фотовыставка «Театральные игры в детском саду».
• Картотека «Артикуляционная гимнастика», «Пальчиковые игры».
• Помощь родителей в обновлении театрального уголка
25 Слайд Работа в перспективе
• Создание картотеки театрализованных игр.
• Театрализованный показ для детей 1 младшей группы детского сада.
• Родительское собрание на тему: «Роль театральной деятельности в развитии речи детей».
• Представление опыта работы в ДОУ.
26 Слайд Аналитический этап
Проведя мониторинг по речевому развитию увидела, что повысился высокий и средний уровень, низкий уменьшился. Высокий 42%, средний 42%, низкий 16%.
27 Слайд Анализ проделанной работы
Проведённая мной работа показала, что с помощью театральной деятельности можно добиться определённых результатов. У детей повысилась речевая активность, расширился и обогатился словарный запас, появился интерес к театру как к виду искусства. Дети овладели техникой управления куклами разных видов театра, научились слушать партнёра, вовремя подавать реплики. Театральная деятельность действительно – это один из самых эффективных способов развития речи дошкольников, который можно и нужно использовать в своей работе педагогам.