Наталья Пьянова
Работа с родителями в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Сотрудничество классного руководителя с родителями в начальной школе (из опыта работы)
"Учитель, сколько надо любви и огня, чтобы. "
Работа с родителями - это одна из самых важных составляющих работы классного руководителя. Сотрудничество учителя и родителей осуществляется ради общих целей, интересов и задач по воспитанию и обучению детей.
Цель деятельности классного руководителя:
Публикация «Работа с родителями в начальной школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе
Задачи деятельности классного руководителя:
- формирование и развитие классного коллектива;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с обучающимися в классе;
- гуманные отношения между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой, творческой деятельности.
Надо хорошо знать:
- психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста;
- быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности;
- владеть современными технологиями обучения и воспитания.
Необходимо учитывать:
- уровень воспитанности обучающихся;
- социальные и материальные условия их жизни.
Набираю не 30 детей, а 30 семей (мамы, папы, бабушки и т. д.) Все они со своими характерами, взглядами, убеждениями, семейными устоями, традициями, проблемами и претензиями. От того, насколько совпадут чаяния родителей со стремлениями учителя, насколько учителю удастся убедить, привлечь на свою сторону родителей, от тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа.
Не могу сказать, что удается на все 100%. Такого и не бывает, однако позволю высказать некоторые положения, к которым стремлюсь:
- родители должны видеть в учителе человека авторитетного, знающего и способного найти решение в любой, самой сложной ситуации;
- успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителем, учащимися и их родителями;
- для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно
представлять коллектив как единое целое, ка большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей;
- в основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов;
- работая с родителями важно достичь обоюдного откровения и понимания.
Взаимоотношения учителей, родителей и учеников можно срвнить с равносторонним треугольником
Учитель
Родители Ученик
Если стороны равны, то это прочнейшая фигура, прочные, доверительные, обоюдные отношения между всеми тремя участниками воспитательного процесса (если нет, искать причину, начиная с себя)
Формы и содержание сотрудничества учителя с родителями зависит от целей, поставленных учителем.
Я считаю, что работа проходит лучше, если она основывается на индивидуальных или групповых беседах, когда учитель делится накопленным педагогическим опытом и знаниями, когда он хороший психолог, организует совместные праздники, проводит тематические, интересные, полезные родительские собрания, внеклассные мероприятия, мероприятия, экскурсии. Важно выслушивать родителя, узнавать его мнение.
Важные аспекты общения учителя с родителями.
Взаимоотношения укрепляются, когда:
- учитель уделяет общению столько времени, сколько требуется;
- начинает разговор не с проблем детей, а с общих принятых вопросов, не спешит решать проблемы;
- оказывает внимание родителям, интересуется работой, домом;
- учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей;
- учитель не избегает обсуждать эмоции, возникающие из-за школы у детей;
- внимательно слушает и принимает то, что говорят родители, не критикует их мнение, а старается понять, что позволяет им так думать;
- учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей (отдаляет родителей от себя, обостряются отношения);
- учитель на родительских собраниях говорит о том, что важно всем;
- учитель информируют родителей лично, не передает информацию через детей или других лиц, сохраняет конфиденциальность;
- уважительно относится к каждому ученику (называть по имени);
- принимать детей такими, какие они есть;
- не повышать голос, быть сдержанным в любых ситуациях (ситуацию разобрать спокойным голосом или пристыдить уважительно ребенка так, чтобы он почувствовал, понял свою ошибку);
- спортивная жизнь класса, я очень это приветствую - дети занимаются хоккеем, волейболом, спортивными танцами, художественной гимнастикой, борьбой, боксом, плаванием - когда ребенок приносит медаль, грамоту, обязательно поздравляем, аплодируем, гордимся, желаем успехов; кроме этого дети посещают кружки (поют, моделируют, вяжут, рисуют);
- часто детям привожу примеры из своей школьной жизни, таким образом учу дружить, учиться на своих ошибках и т. д.
Трудности в работе с родителями :
- отсутствие инициативы со стороны родителей, редкое посещение школы, плохое посещение родительских собраний, отсутствие интереса к делам ребенка, ограниченное общение с детьми, не проявляют инициативу в проведении классных мероприятий, не хотят участвовать в жизни класса;
- неправильная оценка родителями своих детей (часто родители переоценивают своего ребенка, либо реже недооценивают, поэтому слишком много от них требуют или не считаются с советами учителей, так как не верят им);
- не выполнение родителями требований учителя;
- низкий уровень педагогической просвещенности родителей;
- материальные трудности родителей, которые отражаются и на образовании ребенка;
- а также отсутствие взаимопонимания между учителем и родителями, когда родители не идут на контакт, не хотят совместно решать возникшие проблемы, а занимают позицию "глухой обороны".
Работа учителя всегда была сложной,а в настоящее время особенно, но интересна, но как бы не было трудно, надо всегда оставаться УЧИТЕЛЕМ. Дальше я хочу, чтобы вы прочитали слова:
Педагог, который не сковывает,
а освобождает, не подавляет,
а возносит, не комкает, а формирует,
не диктует, а учит, не требует, а спрашивает,
переживет вместе с ребенком много
вдохновляющих минут.
Януш Корчак
Подводя итог выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность темы сотрудничества и пожелать учителям успешной работы. Пусть родители ваших
учеников говоря о Вас: "Наша учительница прекрасна во всех отношениях. Приходя в школу, я получаю всестороннюю информацию об успеваемости, поведении и общении своего ребенка. Она хороший психолог и помощник. Она никогда не скажет плохо о ребенке у всех на виду. Ее можно спросить обо всем, что интересует, и она всегда тактична. Мы очень рады, что нашего ребенка обучает и воспитывает прекрасный учитель и человек. И просто, наша учительница - наша классная мама!