Лучший педагог года

Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Терентьева Ирина
Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«МДОУ детский сад комбинированного вида№16»

Выступление на педсовете

ТЕМА: «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГРАЖДАНСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Выполнила: Терентьева И. В.

Саранск, 2021г

Гражданско – патриотическое воспитание детей.

Публикация «Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В начале 20 века в западной педагогике проблема гражданского воспитания окончательно выделилась в самостоятельную воспитательную проблему, закрепился сам термин «гражданское воспитание».

В работе «Понятие гражданского воспитания» Кершенштейнер конкретизировал содержание гражданского воспитания : это последовательное приучение детей и подростков к добросовестной работе на благо государства. Важнейшим качеством гражданина, как подчеркивал немецкий педагог, является осознание своего труда как необходимого государству, а следовательно, требующего тщательности и ответственности.

В России идея гражданского воспитания развивалась в русле мировой педагогической мысли, но вместе с тем ее отличало качественное многообразие. Которое определялось спецификой развития самодеятельных начал в жизни российского крестьянства, составлявшего большинство населения страны.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин» : «городской житель, горожанин», и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением». А гражданственность раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества». Отсюда следует, что понятие «гражданское общество» использовалось в России, но, в отличие от его западной, преимущественно правовой трактовки, имело ярко выраженное нравственное содержание.

Так, в характеристике «гражданских доблестей», которые Даль определил как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда», прослеживается специфика понимания гражданственности в России, состоявшая в акценте на духовно – нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом.

В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитание патриотизма как основы общества и укрепления государства.

В основу политики формирования патриотического сознания граждан положена организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания. К системе гражданско - патриотического воспитания отнесены : формирование и развитие в образовательных учреждениях всех типов таких социально значимых ценностей, как гражданственность и патриотизм; массовая патриотическая работа, осуществляемая государственными структурами и общественными организациями; деятельность СМИ, научных организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблем гражданско – патриотического воспитания.

Содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образования и воспитания дошкольников.

Начало 21 в. для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Изменения,происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе. Активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности. Уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как дно из базовых направлений в области образования.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования.

Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое также посредством дошкольных учреждений.

На первой ступени (дошкольное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач дошкольного образования – развитие творческого потенциала детей. Это помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Таким образом, мы даем детям возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе занятий с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи. Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий решение целого комплекса задач: воспитания у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, к родной улице и городу, формирования в нем чувства хозяина – человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит труд и уважает людей труда, с уважением относится к традициям своего народа, проявляет интерес к общественной жизни.

Меня как педагога волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у детей гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы дети, зная свои корни.

Первые чувства гражданственности патриотизма. Доступны ли они малышам? Воспитание любви к Родине у малышей начинается с отношения к семье, к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке. Вопросы внутрисемейных отношений, взаимодействия матери и ребенка. Так основной формой воспитания любви к родным в младших группах является использование семейных фотографий, которые были представлены в форме красочно оформленного листа, в центре которого изображен ребенок, а по углам мама, папа, дедушка и бабушка, братья и сестры. Семейная фотография с успехом используется, как на занятиях по развитию речи, так и на занятиях математики и сенсорики. Обогащение словаря в процессе знакомства с семьей происходит через составление рассказов по фотографиям: “Как я помогаю маме”, “Наша семья путешествует”, через речевые игры, рассматривание картин. Таким образом, путем взаимопроникновения знаний из разных областей создается целостное представление о семье. Формирование взаимоотношений между младшими и старшими дошкольниками строится на основе оказания помощи малышам, изготовлении для них подарков, показа концертов и сказок. В свою очередь малыши ходят в гости к старшим дошкольникам. Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Широко используются в младших группах все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность. веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Любой уголок нашей страны неповторим, В одном городе много заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены художники, поэты передовые рабочие или колхозники.

Воспитателями средней группы нашего сада была проведена экскурсия по Аллее героев города к памятникам нашим землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны. На аллее воспитатели рассказывали детям, кому поставлены эти памятники, рассказывали о доблести и мужестве наших земляков. В старшей и подготовительной группах проведены занятия на тему «Символы России», «Рассказ воспитателя о героях Советского Союза И. И Иванова и А. Г. Дудкина», «Наша Родина – Россия» и другие. Были у нас проведены тематические беседы с демонстрацией фотоснимков, плакатов и репродукций картин. Во время этих бесед мы побуждали детей делать выводы и заключения о том, что они узнали, давать нравственные оценки событиям, о которых шла речь. На занятиях все дети стремились отвечать на вопросы, дополняли рассказы товарищей. Дети с увлечением говорили о мужестве наших земляков, которые были удостоены звания Героя Советского Союза. В нашем детском саду накоплен довольно обширный наглядный и дидактический материал (материал о символах России, о флаге и гербе нашей области, материал об истории возникновения города Саранск, его первостроителях и о земляках-героях). Есть у нас и довольно большая коллекция фотоснимков, рассказывающих о прошлом и настоящем нашего города. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Систематическая работа коллектива ДОУ по данному направлению проводится в нашем детском саду при активном участии родителей воспитанников и в тесной связи с общественными организациями и учреждениями города. Дедушкам и бабушкам наших детей мы предлагаем рассказать воспитанникам детсада о прошлом нашего города, об участии их в защите нашей страны в годы войны. Мамам и папам – рассказать о зданиях на улицах города. Знакомя детей с прошлым города, мы рассказываем им и о его трудовой жизни в настоящем. Одновременно просим родителей больше рассказывать малышам о своей работе. Представление о созидательной силе труда складывается у ребенка не только благодаря тому, что он увидел и услышал, но и в результате собственного участия в общественно полезных делах. Если дети вместе с взрослыми сажали деревья в детском саду, участвовали в субботнике, приводя в порядок двор, то они скорее смогут ощутить свою причастность к трудовым делам людей, проявить бережное отношение к народному достоянию. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины.

Список литературы:

1. Суслова Э. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольника. //Детский сад от А до Я. 2003 - №3. – с. 4-14.

2. Как научить детей любить Родину. Под ред. Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. //М. 2003.

3. Т. А. Ковалева Воспитывая маленького гражданина. //М. 2003.

4. Навицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. //М. Линкопресс 2003.

5. С чего начинается Родина? Под ред. Л. А. Кондрыкинской //М. ТЦ Сфера – 2003.

6. Дошкольное образование. Как растить гражданина. //№5 – 2004.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 4 классе-группе детей с ОВЗКалендарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 4 классе-группе детей с ОВЗ Раздел I - Россия – Родина моя – 8 часов. 1. Тема: Россия – Родина моя. Цель: Воспитание любви к Родине, родному краю. Содержание: - Беседа.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Образовательный проект по гражданско — патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста «С чего начинается Родина» Проект «С чего начинается Родина»Актуальность «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей.

Опыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возрастаОпыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возраста Попова валентина Опыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возраста Перед нами, дошкольными работниками.

Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России»Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России» Долгосрочный проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему"Я частичка России" Актуальность.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть) Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть). Дети 6 - 7 лет умеют устанавливать причинно.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста (Опыт работы. Продолжение. Вторая часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста (Опыт работы. Продолжение. Вторая часть) Большое внимание уделяла в создании самых необходимых условий для жизни и воспитания детей. В создании благоприятной атмосферы и внедрении.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОпыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Сообщение из опыта работы на тему «Никто не забыт, ничто не забыто…» Одна из важнейших задач современного общества – нравственно-патриотическое.

Тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию для 9 группы детей с ОВЗТематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию для 9 группы детей с ОВЗ Раздел I. Введение – 2 часа. 1Тема: Вводное занятие «Я - человек, патриот, гражданин» Цель:Актуализация имеющихся знаний. 2Тема:Диагностика.

Введение к воспитательной программе по гражданско-патриотическому воспитанию детей с ОВЗ II ступени (5–10 класс)Введение к воспитательной программе по гражданско-патриотическому воспитанию детей с ОВЗ II ступени (5–10 класс) Экономические преобразования в стране, расслоение общества, коснувшееся семьи, привели к тому, что в настоящее время меняются мироощущения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 марта 2022 в 20:32
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Терентьева Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД