Приложение МААМ

Грамматические ошибки в речи детей дошкольного возраста

Ольга Козычева
Грамматические ошибки в речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Грамматические ошибки в речи детей дошкольного возраста.

Подготовила: Козычева Ольга Николаевна

Морфологические ошибки в речи детей.

Вопрос: Глеб у тебя дома есть карандаши?

Ответ: У меня дома много, целая куча карандашов.

Вопрос: Соня тебе нравится ходить садик?

Ответ: Мне нравится в саде.

Вопрос: Кирилл, что ты делаешь?

Ответ: Я, искаю мою машину?

Вопрос: Кирилл, что тебе подарили на день рождения?

Ответ: Много машинов.

Вопрос: Саша принеси мне книгу?

Ответ: Она разорватая.

Игры на формирование морфологической стороны речи.

Игра «А что у тебя?»

Публикация «Грамматические ошибки в речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель – использовать слова с противоположным значением.

- У меня длинная лента. А у тебя какая?

- У меня маленькая машинка А у тебя какая?

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.

Ход игры: в центре картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т. д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода

Игра «Угадай, чего не стало?»

Цель: усвоение формы родительного падежа множественного числа существительных.

Ход игры. Сначала воспитатель уточняет название игрушек, представленных в количестве от двух до пяти: матрешки, пирамидки, кубики. Затем прячет под салфетку одну из групп игрушек, например, кубики и спрашивает: «Чего не стало?». Дети отвечают: «Не стало кубиков».

Игра «Подбери признак?»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает.

Куртка (какая) – красная, теплая, зимняя.

Сапоги (какие) – коричневые, удобные, теплые.

Шарф (какой) – пушистый, вязанный.

Перчатки (какие) – кожаные, белые.

Шляпа (какая) – черная, большая.

Туфли (какие) – осенние, красивые.

Платье (какое) - новое, нарядное, зеленое.

Рубашка (какая) - белая, праздничная.

Шуба (какая) - меховая, теплая.

Игра «Посчитай?»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

Синтаксические ошибки в речи детей.

Попугайчика мама купила.

Я надела варежки, почему что на улице холодно.

Потому что поэтому.

Как мы приехали от бабушки, мы смотрели мультфильм с Егором.

Плачет Федя почему?

Игры на формирование синтаксической стороны речи.

Игра «Собери пять»

Цель: научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.

Ход игры. Для игры надо заготовить набор предметных картинок, состоящий из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т. д.) Играет несколько человек, по количеству тематических групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, по шесть картинок).

Игра «Выбери правильное слово»

Цель: развивать мышление, речевое внимание.

Ход игры: из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости … (осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по… (дороге, воде, рельсам).

Игра «Закончи предложение»

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью. Развивать логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям закончить предложение.

Маша взяла утюг, она будет… (гладить белье).

Дима взял пилу, он будет… (пилить бревно).

Юра взял топор, он будет (рубить).

Папа купил Алеше велосипед, Алеша будет… (кататься на велосипеде).

Сегодня нужно надеть галоши, потому что… (на дворе лужи).

Сережа взял карандаш, чтобы… (рисовать).

Максим не достает до звонка, потому что он… (маленький).

Дети поливают морковь для того, чтобы… (она хорошо росла).

Мы пойдем гулять, если. (не будет дождя).

Цветы засохнут, если. (их не поливать).

Если бы я не помог Наташе, она бы. (могла упасть).

Чашка разобьется, если. (ее уронить).

Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела)

Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно)

Я не хочу спать, потому что. (ещё рано)

Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода)

Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись то собаки)

Игра «Скажи по-другому»

Цель: научить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

«Большой» - предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.

«Красивый» - «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

«Мокрый» - «сырой, влажный» и т. д.

Игра «Объясните почему?»

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры: Воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел… (простыл)

Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно)

Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло)

Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

Игра «Как сказать по-другому?»

Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.

Скажи по-другому! Часы идут. (ходят). Мальчик идет. (шагает). Снег идет. (падает). Поезд идет. (едет, мчится). Весна идет. (наступает). Пароход идет. (плывет).

Закончи предложения. Мальчик пошел. Девочка ушла. Люди вышли. Я пришел. Саша идет медленно, а Вова идет. Можно сказать, что он не идет, а.

Ошибки в словообразовании.

Мы гуляли у ихнего дома.

Я, подскользнулся и упал.

Белка вылазивает из дупла. (вылезает)

Сюда прилепливать. (приклеивать)

Почему Женя командирка.

Игры на формирование словообразования в речи.

Игра «Скажи ласково»

Цель: формировать словообразование с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Огурец – огурчик

Помидор -… воробей -…

Яблоко -… синица -…

Груша -… ель -…

Слива -… сосна -…

Персик -… иголка -…

Банан -… ветка -…

Шапка -… кошка -…

Сапоги -… собака -…

Пальто -… свинья -…

Куртка -… мама -…

Мяч -… бабушка -…

Кукла -… сестра -…

Мишка -… тётя -…

Матрёшка -… соловей - соловушка

Петрушка -… журавль – журавушка.

Игра «Подбери назови»

Цель: научить образовывать относительные прилагательные.

Лист берёзы – берёзовый.

Лист клёна - …

Лист осины - …

Лист берёзы - …

Лист рябины - …

Лист дуба - …

Сумка из кожи - …

Стол из дерева - …

Варенье из слив - …

Сок из яблок - …

Косынка из шёлка - …

Ложка из дерева - …

Стакан из пластмассы - …

Стакан из стекла - …

Игра «Отвечай быстро»

Цель: научить образовывать сравнительную степень прилагательных от наречий.

Ответить на вопрос, как?

Утром светло, а днём ещё (как) – светлее.

Вечером темно, а ночью ещё…

Осенью холодно, а зимой ещё…

В пальто тепло, а в шубе ещё…

Весной солнце светит ярко, а летом ещё…

Весной птицы поют звонко, а летом ещё…

Торт сладкий, а бывает ещё…

Торт вкусный, а бывает ещё…

Игра «Подбери слова»

Цель: продолжить отрабатывать винительный падеж, развивать логическое мышление, учить подбирать предметы к признаку.

Что можно?

Завязывать, шить, надевать, обувать, штопать.

Что может?

Таять, распускаться, появляться, зеленеть, цвести.

Что может быть?

Старым, новым, мощным, летящим, длинным,

глубоким, мелким, грузовым, быстроходным, лёгким.

Игра «Гараж»

Цель: учить образовывать глаголы с приставками на-, по-, вы-.

Оборудование: игрушки (гараж, машинка, дорожки, светофор и т. п.).

Ребенок выполняет игровые действия с машинкой и комментирует их.

Например: машинка выехала из гаража, поехала по дорожке и т. д.

Игра «Животные и их детеныши»

Цель: закреплять в речи детей названия детенышей животных. Закреплять навыки словообразования. Развивать ловкость, внимание, память.

Материал: Мяч.

Ход игры: Человеческие дети знают всех зверят на свете. Бросая мяч ребенку, воспитатель называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.

Группа 1. У тигра, у льва, у слона, у оленя, у лося, у лисы.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у волка – волчонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок, у курицы – цыпленок, у собаки – щенок.

Группа 3. Тигренок, львенок, слоненок, олененок, лосенок, лисенок.

Публикации по теме:

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Методическая разработка на тему: «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством.

Использование ИКТ в формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Актуальность Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом.

Развитие речи детей дошкольного возраста Введение Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением.

Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста Группа 1 младшего возраста ставит перед собой задачу формировать способность к пониманию окружающей речи. Также закладываются основы для.

Консультация для родителей «Ошибки взрослых. Комплексы детей» Какие они дети?Самые разные:самый красивый,самый умный,а для какого-то "не такой, как все", "мой такой медлительный" и т. д. Дети разные.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении детей с художественной литературойРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении детей с художественной литературой Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает.

Особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи У детей с общим недоразвитием речи отмечаются значительные трудности в общении детей между собой и со взрослыми. Большинство детей с ОНР.

Особенности речевого развития детей раннего возраста. Типичные ошибки родителей в разговоре в с детьми Речевое развитие детей начинается еще за долго до произнесения первых слов в утробе матери. Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни.

Методика развития речи у детей дошкольного возраста МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение.

Словарная работа, лексико-грамматический строй речи, развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Подготовила: учитель-логопед Тимофеева Нина Филипповна Данный материал адресован логопедам и воспитателям для проведения образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Грамматические ошибки в речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 января 2018 в 13:17
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Грамматические ошибки в речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Козычева (УИ 312836) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД