Эльза Трифонова
Методика развития речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики
«Чебоксарский профессиональный колледж им. Н. В. Никольского»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Контрольная работа
по МДК 03.01. Методика развития речи у детей дошкольного возраста
Вариант 3
Выполнила:
Трифонова Эльза Владиславовна
слушатель курсов профессиональной переподготовки по программе
Публикация «Методика развития речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
«Дошкольное образование»
гр. ДПО - 10
Преподаватель:
Майорова Татьяна Александровна
Оценка: ___
Чебоксары 2017
Рекомендации к выполнению контрольной работы
Контрольная работа состоит из 3 заданий. Для написания контрольной работы студент должен изучить рекомендованную литературу.
При выполнении работы необходимо учесть следующие требования:
В первом задании необходимо дать определения понятиям «речь» и «язык», опираясь на разные источники (словари, пособия, нормативно-правовые документы).
Во втором задании необходимо раскрыть методику развития речи в каждый период дошкольного возраста в том или ином направлении.
Третье задания ориентированы на проверку практических умений по составлению конспекта и организации речевой деятельности (возраст дошкольников на выбор). Конечный срок выполнения контрольной работы – за 2 недели до зачета (электронную версию контрольной работы необходимо выслать на электронный адрес mta12011981@mail.ru). Работу на бумажном носителе необходимо предоставить в первый день сессии.
Вариант № 3
1. Дайте определение понятий «речь» и «язык».
2. Развитие связной монологической речи у дошкольников в процессе выразительного чтения стихотворений. Подбор стихотворений для заучивания. Методы и приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений.
3. Разработайте конспект по заучиванию стихотворений в старших группах дошкольного возраста.
Дата предоставления контрольной работы преподавателю: ___
Подпись слушателя: ___
Работа оценена на «___», дата ___
Подпись преподавателя ___Т. А. Майорова
ВВЕДЕНИЕ
Есть вечные вопросы лингвистики, на которые наука пытается ответить с древности и до наших дней. Что такое язык? Как он устроен? Как функционирует? Как изменяется и развивается? Что такое речь? Несмотря на многовековое развитие лингвистики, их нельзя считать решёнными. Сегодня эти вопросы представляются ещё более неизученными, чем это казалось, например, в начале XX столетия.
Еще в древности мудрецы придавали огромное значение речи. Они говорили, что слово – это печать, которое может изменить мир человека, мир ребёнка. Слово (или речь) - это деятельность, орудием которой является язык и у которой есть свой мотив, цель, конечный результат. Человек действует - когда говорит, пишет и читает, когда слушает другого человека.
Эффективность воспитательной деятельности, формирование всех положительных качеств личности ребенка во многом зависит от речи воспитателя, то есть от намерения и тех слов, которые посылает воспитатель ребенку.
1. Анализ понятий «язык» и «речь».
В науке по поводу природы и происхождения языка существует несколько точек зрения:
1) «биологическая» теория, утверждающая, что язык наследуется человеком от своих родителей;
2) в соответствии с другой точкой зрения язык рассматривается как явление психическое, как проявление «духа божьего и человеческого»;
3) третьи считают язык социальным явлением, возникшим и развивающимся в связи с потребностью людей в общении.
Фердинанд де Соссюр был одним из первых, кто задался целью создать общую теорию языка. Однако, прежде всего, надо было ответить на вопрос: что такое язык? Все явления, связанные с процессами говорения и слушания, Соссюр обозначил общим термином речевая деятельность (langage). Речевая деятельность исключительно многообразна и соприкасается с рядом областей: физикой, физиологией, психологией. В общей совокупности речевых процессов Соссюр выделяет два полярных аспекта: язык (langue) и речь (parole). «Язык, — отмечал Соссюр, — только определенная часть, правда, важнейшая часть, речевой деятельности». По определению Соссюра, язык — лишь сумма необходимых условностей, принятых обществом. Но именно она делает возможной речевую деятельность. Язык — это грамматическая система и словарь, т. е. инвентарь языковых средств, без овладения которыми невозможно речевое общение.
Язык составляет основной признак, выделивший человека из мира живой природы и придавший духовному началу физическое обличье. Язык – это своего рода аналог человека. Как и человек, он соединяет в себе материю и дух. Он воспринимается одновременно умом и органами чувств. Этот дуализм языка, повторяющий двойственную природу человека, отражен почти во всех дефинициях. Так, по Гумбольдту, «язык представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли». Г. Штейнталь определял язык как «выражение осознанных внутренних, психических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулированных звуков». А. А. Потебня считал, что «понятие языка исчерпывается известного пода сочетанием членораздельного звука и мысли».
М. В. Гамезо, М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик различают речевую деятельность:
«по степени произвольности (активная и реактивная, по степени сложности (речь-называние, коммуникативная речь, по степени предварительного планирования (монологическая речь, требующая сложной структурной организации и предварительного планирования и диалогическая речь».
По мнению В. А. Звегинцева, можно выделить следующие ряды наиболее существенных противопоставленных друг другу характеристик языка и речи :
1) речь характеризуется как индивидуальное явление, а язык – как надындивидуальное, общее;
2) речь есть психическое явление, а язык – социальное;
3) речь подвижна, динамична, а язык стремится к стабильности, статичности;
4) речь исторична, а язык «внеисторичен», ахроничен;
5) отношения между элементами речи складываются на основе причинной зависимости, а отношения между элементами языка – на основе функциональной зависимости;
6) речь вследствие свой отягчённости связями с психическими, историческими, социальными и прочими факторами не может быть описана строго формальным образом, язык же допускает приложение формальных правил;
7) язык подчинён лингвистическим закономерностям, он лингвистически «регулярен», а речь лингвистически нерегулярна, носит спорадический характер;
8) речи всегда свойственна материальность, язык же стремится предстать в виде абстрактной системы.
В лингвистическом энциклопедическом словаре дано такое определение речи : речь - конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность, так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
По словарю Ожегова «Язык это – исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе».
По словам С. Л. Рубинштейна, речь - это язык в действии. В речи представлены два основных компонента: внешний или чувственный и внутренний, смысловой.
В словаре по педагогической психологии дано следующее определение речи :
1) сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Язык в действии;
2) один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
языка :
1) система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективизируется самосознание личности. Язык является специфическим социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением;
2) инф. совокупность символов, правил и соглашений, используемых для общения, отображения и передачи информации, средство описания данных и алгоритмов решения задач.
Еще в древности мудрецы придавали огромное значение речи. Они говорили, что слово – это печать, которое может изменить мир человека, мир ребёнка. Слово (или речь) - это деятельность, орудием которой является язык и у которой есть свой мотив, цель, конечный результат. Человек действует - когда говорит, пишет и читает, когда слушает другого человека.
Одно пренебрежительное замечание воспитателя или родителя в адрес ребёнка может создать у других негативный образ о ребёнке, а в самом ребёнке убить желание и стремление быть хорошим и убить желание развиваться. Особенно осторожной должна быть речь воспитателя при оценке качеств характера ребёнка при других детях или взрослых. С другой стороны слова, сказанные ребёнку в нужный момент, слова, дающие поддержку, вселяющие уверенность ребёнку могут творить чудеса. Даже если ситуация очень тяжёлая, ободряющая, успокаивающая, фраза воспитателя или родителя может рассеять отчаяние, неуверенность ребёнка.
Правильная речь взрослого – это не только пример для подражания при формировании речи ребёнка, так же это возможность формирования здорового психического состояния ребёнка. Сдержанность и осторожность, мягкость и доброжелательность, доверие и надежда в речи может, и избавит от многих горестных, печальных минут.
Необходимо взять за правило в воспитании ребё нка: убрать из своего словаря отрицательные оценки, сплетни, сарказм, неприязнь и вы увидите, как быстро и без видимых усилий, результат улучшения качества вашей жизни, готовность и стремление ребёнка быть самым замечательным и воспитанным ребёнком.
2. Развитие связной монологической речи у дошкольников в процессе выразительного чтения стихотворений. Подбор стихотворений для заучивания. Методы и приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений.
Одной из главных задач дошкольных учреждений является подготовка выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую и, конечно, свою речь.
Немаловажное значение придавали проблеме формирования правильной речи мыслители-гуманисты, просветители, педагоги XVІII-XIX вв. (Ж. Ж. Руссо, М. В. Ломоносов, В. Г. Белинский, Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский). В их работах рассматривались вопросы роли речи в развитии ребёнка, в воспитании у них правильной речи.
Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи : помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции.
Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.
Подбор стихотворений для заучивания
Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. Потому-то, принимая в соображение необычайную легкость, с которой стихи запоминаются детьми, и следует быть крайне осторожным и разборчивым при выборе стихотворений.
На первом месте стоит материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.
А требования эти таковы:
1) простота и четкость ритма,
2) краткость самого стишка и отдельных строк,
3) простота и ясность знакомых детям образов,
4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.
Другой источник, из которого можно черпать поэтический материал для детей, - это мировая литература, произведения великих мастеров и художников слова.
Стихи окажут должное влияние на внутренний мир ребенка и на его язык только в том случае, если определенные представления, впечатления, внутренняя жизнь предшествуют поэтическому словесному образу. Только ребенок, видевший воочию, как «по небу синему, тая, румяные тучки плывут», поймет и почувствует красоту слова в связи с красотой образа, и он непременно включит эти образные выражения в свой язык.
Рассказ, картина, эпизод жизни могут заставить педагога припомнить подходящее стихотворение и прочесть его детям.
Педагог должен не только владеть искусством выразительного чтения, но и знать весь запас отобранных стихотворений для заучивания. В каждый подходящий момент нужное, жизнью подсказываемое стихотворение должно быть к услугам педагога.
Рекомендуется подбирать к стихам, предлагаемым детям, соответствующие картинки. Картинка является сотрудником слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытого представления.
Многое в природе и жизни мы не можем повторно предлагать вниманию и наблюдению детей так часто, как бы мы хотели. В таких случаях роль картины огромна. Например, когда настает весна, в плане педагог перечисляет стихи, которые он намерен дать детям. К каждому из них подбирается картинка. Во время цветения одуванчика в саду картинка «Одуванчик» вывешивается на стене. Но еще существеннее вывесить ее зимой, когда земля скована морозом и покрыта снегом. Совершенно необходимо напомнить малышам о цветочке, доставлявшем им весной столько радости. Если не напомнить, они забудут о нем.
При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач:
- вызвать интерес к стихотворению и желание знать его,
- помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов,
- обеспечить запоминание,
- научить выразительно читать перед слушателями,
- воспитывать любовь к поэзии.
Все эти задачи определяют построение занятий и выбор основных приемов для лучшего усвоения и заучивания детьми текста.
Существуют определенные рекомендации, составленные на основе психо-возрастных особенностей детей, по подбору стихотворений для заучивания в детском саду. В "Программе воспитания в детском саду" предлагается список произведений, разработанный с учетом этих рекомендаций.
В младшем дошкольном возрасте требования подбора стихов для занятий следующие:
- простота и четкость ритма;
- краткость самого стишка и отдельных строк;
- простота и ясность знакомых детям образов;
- отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.
Так как мышление ребенка в этом возрасте (3-4 г.) отличается образностью, то им легче запоминать стихи с яркими, конкретными образами. Слушая такие произведения, дети могут мысленно "нарисовать" себе его содержание.
В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Барто "Игрушки"; Е. Благинина "Огонек"; Д. Хармс "Кораблик" и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания.
Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.
Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5-6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети. Так, читая стихотворение Е. Благининой "Флажок", воспитатель предлагает детям походить с флажком по комнате; при чтении педагогом стихотворения А. Барто "Лошадка" дети изображают, как они едут на лошадке. В дальнейшем чтение стихов включают в другие занятия, в дидактические игры, в рассматривание игрушек, картинок.
В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями.
Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Е. Благинина "Мамин день", "Не мешайте мне трудиться"; С. Маршак "Мяч" и др.).
Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание и осознанное освоение приемов запоминания и выразительного чтения. При чтении стихотворения в средней группе можно в кратком анализе обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (в стихотворении Е. Серовой "Одуванчик" - образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый, довести до ребенка понимание смысла стихотворения.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин "Ель растет перед дворцом"; И. Суриков "Зима"; Е. Благинина "Посидим в тишине"; Е. Серова "Незабудки"; С. Есенин "Белая береза"). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова "Стрекоза и Муравей", "Ворона и Лисица", "Лебедь, Рак и Щука". Ребята очень любят их слушать и рассказывать, хотя конечно им еще сложно понять аллегорический смысл басни. Но для этого, воспитатель должен провести подготовительный анализ басни, подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни. Л. А. Панкратова разработала несколько примеров объяснений басен Крылова. Одно такое объяснение можно найти в книге Н. А. Стародубовой "Теория и методика развития речи дошкольников".
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин "Ель растет перед дворцом"; И. Суриков "Зима"; Е. Благинина "Посидим в тишине"; Е. Серова "Незабудки"; С. Есенин "Белая береза"). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова "Стрекоза и Муравей", "Ворона и Лисица", "Лебедь, Рак и Щука". Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи[4].
Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более глубокого анализа стихов. Вместе с тем не стоит увлекаться работой по осмыслению поэтического текста. Это снижает художественный образ, его влияние на детские эмоции. Эстетическое воздействие снижается и при объяснении образных выражений. Невозможно также объяснить юмор. К поэзии нельзя подходить только с познавательной стороны, забывая о силе обаяния, которая кроется в художественной форме.
Кроме психо - возрастного критерия подбора поэтических произведений, в методиках по развитию дошкольников (в основном это книги, пособия для воспитателей и родителей, статьи из интернета) встречается метод подбора стихов по психо - эмоциональному критерию. Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки (так они смогут выплеснуть стесняющую их энергию). Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но, пока они только учатся учить стихи, воспитатель может помочь им в этом именно таким "эмоциональным" подбором. Ведь ребенку необходимо понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который "сердцу ближе".
С теми, кто хочет, воспитатель может заучивать стихотворения сверх программы. Разученные стихи дети могут прочитать на утреннике, что будет сюрпризом для группы. Воспитателю нужно интересоваться также тем, какие стихи дети выучили дома; некоторые можно прослушать на занятиях, вечерах досуга.
Занятие по заучиванию стихотворения обычно строится по плану:
- вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя;
- чтение воспитателем всего текста,
- повторение всего текста ребенком с хорошей памятью,
- повторение всего текста ребенком с плохой памятью.
Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.
3. Методы и приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений
На формирование выразительности направлены следующие методы и приемы :
- образец выразительного чтения,
- пример выразительного чтения ребенка,
- оценка чтения,
- подсказ нужной интонации.
Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.
Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох, умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи : дикции, дыхания; овладения орфоэпией.
С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выр