Получи документы

Методика развития речи у детей дошкольного возраста

Эльза Трифонова
Методика развития речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики

«Чебоксарский профессиональный колледж им. Н. В. Никольского»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Контрольная работа

по МДК 03.01. Методика развития речи у детей дошкольного возраста

Вариант 3

Выполнила:

Трифонова Эльза Владиславовна

слушатель курсов профессиональной переподготовки по программе

Публикация «Методика развития речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

«Дошкольное образование»

гр. ДПО - 10

Преподаватель:

Майорова Татьяна Александровна

Оценка: ___

Чебоксары 2017

Рекомендации к выполнению контрольной работы

Контрольная работа состоит из 3 заданий. Для написания контрольной работы студент должен изучить рекомендованную литературу.

При выполнении работы необходимо учесть следующие требования:

В первом задании необходимо дать определения понятиям «речь» и «язык», опираясь на разные источники (словари, пособия, нормативно-правовые документы).

Во втором задании необходимо раскрыть методику развития речи в каждый период дошкольного возраста в том или ином направлении.

Третье задания ориентированы на проверку практических умений по составлению конспекта и организации речевой деятельности (возраст дошкольников на выбор). Конечный срок выполнения контрольной работы – за 2 недели до зачета (электронную версию контрольной работы необходимо выслать на электронный адрес mta12011981@mail.ru). Работу на бумажном носителе необходимо предоставить в первый день сессии.

Вариант № 3

1. Дайте определение понятий «речь» и «язык».

2. Развитие связной монологической речи у дошкольников в процессе выразительного чтения стихотворений. Подбор стихотворений для заучивания. Методы и приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений.

3. Разработайте конспект по заучиванию стихотворений в старших группах дошкольного возраста.

Дата предоставления контрольной работы преподавателю: ___

Подпись слушателя: ___

Работа оценена на «___», дата ___

Подпись преподавателя ___Т. А. Майорова

ВВЕДЕНИЕ

Есть вечные вопросы лингвистики, на которые наука пытается ответить с древности и до наших дней. Что такое язык? Как он устроен? Как функционирует? Как изменяется и развивается? Что такое речь? Несмотря на многовековое развитие лингвистики, их нельзя считать решёнными. Сегодня эти вопросы представляются ещё более неизученными, чем это казалось, например, в начале XX столетия.

Еще в древности мудрецы придавали огромное значение речи. Они говорили, что слово – это печать, которое может изменить мир человека, мир ребёнка. Слово (или речь) - это деятельность, орудием которой является язык и у которой есть свой мотив, цель, конечный результат. Человек действует - когда говорит, пишет и читает, когда слушает другого человека.

Эффективность воспитательной деятельности, формирование всех положительных качеств личности ребенка во многом зависит от речи воспитателя, то есть от намерения и тех слов, которые посылает воспитатель ребенку.

1. Анализ понятий «язык» и «речь».

В науке по поводу природы и происхождения языка существует несколько точек зрения:

1) «биологическая» теория, утверждающая, что язык наследуется человеком от своих родителей;

2) в соответствии с другой точкой зрения язык рассматривается как явление психическое, как проявление «духа божьего и человеческого»;

3) третьи считают язык социальным явлением, возникшим и развивающимся в связи с потребностью людей в общении.

Фердинанд де Соссюр был одним из первых, кто задался целью создать общую теорию языка. Однако, прежде всего, надо было ответить на вопрос: что такое язык? Все явления, связанные с процессами говорения и слушания, Соссюр обозначил общим термином речевая деятельность (langage). Речевая деятельность исключительно многообразна и соприкасается с рядом областей: физикой, физиологией, психологией. В общей совокупности речевых процессов Соссюр выделяет два полярных аспекта: язык (langue) и речь (parole). «Язык, — отмечал Соссюр, — только определенная часть, правда, важнейшая часть, речевой деятельности». По определению Соссюра, язык — лишь сумма необходимых условностей, принятых обществом. Но именно она делает возможной речевую деятельность. Язык — это грамматическая система и словарь, т. е. инвентарь языковых средств, без овладения которыми невозможно речевое общение.

Язык составляет основной признак, выделивший человека из мира живой природы и придавший духовному началу физическое обличье. Язык – это своего рода аналог человека. Как и человек, он соединяет в себе материю и дух. Он воспринимается одновременно умом и органами чувств. Этот дуализм языка, повторяющий двойственную природу человека, отражен почти во всех дефинициях. Так, по Гумбольдту, «язык представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли». Г. Штейнталь определял язык как «выражение осознанных внутренних, психических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулированных звуков». А. А. Потебня считал, что «понятие языка исчерпывается известного пода сочетанием членораздельного звука и мысли».

М. В. Гамезо, М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик различают речевую деятельность:

«по степени произвольности (активная и реактивная, по степени сложности (речь-называние, коммуникативная речь, по степени предварительного планирования (монологическая речь, требующая сложной структурной организации и предварительного планирования и диалогическая речь».

По мнению В. А. Звегинцева, можно выделить следующие ряды наиболее существенных противопоставленных друг другу характеристик языка и речи :

1) речь характеризуется как индивидуальное явление, а язык – как надындивидуальное, общее;

2) речь есть психическое явление, а язык – социальное;

3) речь подвижна, динамична, а язык стремится к стабильности, статичности;

4) речь исторична, а язык «внеисторичен», ахроничен;

5) отношения между элементами речи складываются на основе причинной зависимости, а отношения между элементами языка – на основе функциональной зависимости;

6) речь вследствие свой отягчённости связями с психическими, историческими, социальными и прочими факторами не может быть описана строго формальным образом, язык же допускает приложение формальных правил;

7) язык подчинён лингвистическим закономерностям, он лингвистически «регулярен», а речь лингвистически нерегулярна, носит спорадический характер;

8) речи всегда свойственна материальность, язык же стремится предстать в виде абстрактной системы.

В лингвистическом энциклопедическом словаре дано такое определение речи : речь - конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность, так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

По словарю Ожегова «Язык это – исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе».

По словам С. Л. Рубинштейна, речь - это язык в действии. В речи представлены два основных компонента: внешний или чувственный и внутренний, смысловой.

В словаре по педагогической психологии дано следующее определение речи :

1) сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Язык в действии;

2) один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

языка :

1) система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективизируется самосознание личности. Язык является специфическим социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением;

2) инф. совокупность символов, правил и соглашений, используемых для общения, отображения и передачи информации, средство описания данных и алгоритмов решения задач.

Еще в древности мудрецы придавали огромное значение речи. Они говорили, что слово – это печать, которое может изменить мир человека, мир ребёнка. Слово (или речь) - это деятельность, орудием которой является язык и у которой есть свой мотив, цель, конечный результат. Человек действует - когда говорит, пишет и читает, когда слушает другого человека.

Одно пренебрежительное замечание воспитателя или родителя в адрес ребёнка может создать у других негативный образ о ребёнке, а в самом ребёнке убить желание и стремление быть хорошим и убить желание развиваться. Особенно осторожной должна быть речь воспитателя при оценке качеств характера ребёнка при других детях или взрослых. С другой стороны слова, сказанные ребёнку в нужный момент, слова, дающие поддержку, вселяющие уверенность ребёнку могут творить чудеса. Даже если ситуация очень тяжёлая, ободряющая, успокаивающая, фраза воспитателя или родителя может рассеять отчаяние, неуверенность ребёнка.

Правильная речь взрослого – это не только пример для подражания при формировании речи ребёнка, так же это возможность формирования здорового психического состояния ребёнка. Сдержанность и осторожность, мягкость и доброжелательность, доверие и надежда в речи может, и избавит от многих горестных, печальных минут.

Необходимо взять за правило в воспитании ребё нка: убрать из своего словаря отрицательные оценки, сплетни, сарказм, неприязнь и вы увидите, как быстро и без видимых усилий, результат улучшения качества вашей жизни, готовность и стремление ребёнка быть самым замечательным и воспитанным ребёнком.

2. Развитие связной монологической речи у дошкольников в процессе выразительного чтения стихотворений. Подбор стихотворений для заучивания. Методы и приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений.

Одной из главных задач дошкольных учреждений является подготовка выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую и, конечно, свою речь.

Немаловажное значение придавали проблеме формирования правильной речи мыслители-гуманисты, просветители, педагоги XVІII-XIX вв. (Ж. Ж. Руссо, М. В. Ломоносов, В. Г. Белинский, Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский). В их работах рассматривались вопросы роли речи в развитии ребёнка, в воспитании у них правильной речи.

Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи : помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции.

Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.

Подбор стихотворений для заучивания

Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. Потому-то, принимая в соображение необычайную легкость, с которой стихи запоминаются детьми, и следует быть крайне осторожным и разборчивым при выборе стихотворений.

На первом месте стоит материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.

А требования эти таковы:

1) простота и четкость ритма,

2) краткость самого стишка и отдельных строк,

3) простота и ясность знакомых детям образов,

4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

Другой источник, из которого можно черпать поэтический материал для детей, - это мировая литература, произведения великих мастеров и художников слова.

Стихи окажут должное влияние на внутренний мир ребенка и на его язык только в том случае, если определенные представления, впечатления, внутренняя жизнь предшествуют поэтическому словесному образу. Только ребенок, видевший воочию, как «по небу синему, тая, румяные тучки плывут», поймет и почувствует красоту слова в связи с красотой образа, и он непременно включит эти образные выражения в свой язык.

Рассказ, картина, эпизод жизни могут заставить педагога припомнить подходящее стихотворение и прочесть его детям.

Педагог должен не только владеть искусством выразительного чтения, но и знать весь запас отобранных стихотворений для заучивания. В каждый подходящий момент нужное, жизнью подсказываемое стихотворение должно быть к услугам педагога.

Рекомендуется подбирать к стихам, предлагаемым детям, соответствующие картинки. Картинка является сотрудником слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытого представления.

Многое в природе и жизни мы не можем повторно предлагать вниманию и наблюдению детей так часто, как бы мы хотели. В таких случаях роль картины огромна. Например, когда настает весна, в плане педагог перечисляет стихи, которые он намерен дать детям. К каждому из них подбирается картинка. Во время цветения одуванчика в саду картинка «Одуванчик» вывешивается на стене. Но еще существеннее вывесить ее зимой, когда земля скована морозом и покрыта снегом. Совершенно необходимо напомнить малышам о цветочке, доставлявшем им весной столько радости. Если не напомнить, они забудут о нем.

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач:

- вызвать интерес к стихотворению и желание знать его,

- помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов,

- обеспечить запоминание,

- научить выразительно читать перед слушателями,

- воспитывать любовь к поэзии.

Все эти задачи определяют построение занятий и выбор основных приемов для лучшего усвоения и заучивания детьми текста.

Существуют определенные рекомендации, составленные на основе психо-возрастных особенностей детей, по подбору стихотворений для заучивания в детском саду. В "Программе воспитания в детском саду" предлагается список произведений, разработанный с учетом этих рекомендаций.

В младшем дошкольном возрасте требования подбора стихов для занятий следующие:

- простота и четкость ритма;

- краткость самого стишка и отдельных строк;

- простота и ясность знакомых детям образов;

- отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

Так как мышление ребенка в этом возрасте (3-4 г.) отличается образностью, то им легче запоминать стихи с яркими, конкретными образами. Слушая такие произведения, дети могут мысленно "нарисовать" себе его содержание.

В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Барто "Игрушки"; Е. Благинина "Огонек"; Д. Хармс "Кораблик" и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания.

Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.

Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5-6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети. Так, читая стихотворение Е. Благининой "Флажок", воспитатель предлагает детям походить с флажком по комнате; при чтении педагогом стихотворения А. Барто "Лошадка" дети изображают, как они едут на лошадке. В дальнейшем чтение стихов включают в другие занятия, в дидактические игры, в рассматривание игрушек, картинок.

В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями.

Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Е. Благинина "Мамин день", "Не мешайте мне трудиться"; С. Маршак "Мяч" и др.).

Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание и осознанное освоение приемов запоминания и выразительного чтения. При чтении стихотворения в средней группе можно в кратком анализе обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (в стихотворении Е. Серовой "Одуванчик" - образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый, довести до ребенка понимание смысла стихотворения.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин "Ель растет перед дворцом"; И. Суриков "Зима"; Е. Благинина "Посидим в тишине"; Е. Серова "Незабудки"; С. Есенин "Белая береза"). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова "Стрекоза и Муравей", "Ворона и Лисица", "Лебедь, Рак и Щука". Ребята очень любят их слушать и рассказывать, хотя конечно им еще сложно понять аллегорический смысл басни. Но для этого, воспитатель должен провести подготовительный анализ басни, подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни. Л. А. Панкратова разработала несколько примеров объяснений басен Крылова. Одно такое объяснение можно найти в книге Н. А. Стародубовой "Теория и методика развития речи дошкольников".

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин "Ель растет перед дворцом"; И. Суриков "Зима"; Е. Благинина "Посидим в тишине"; Е. Серова "Незабудки"; С. Есенин "Белая береза"). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова "Стрекоза и Муравей", "Ворона и Лисица", "Лебедь, Рак и Щука". Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи[4].

Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более глубокого анализа стихов. Вместе с тем не стоит увлекаться работой по осмыслению поэтического текста. Это снижает художественный образ, его влияние на детские эмоции. Эстетическое воздействие снижается и при объяснении образных выражений. Невозможно также объяснить юмор. К поэзии нельзя подходить только с познавательной стороны, забывая о силе обаяния, которая кроется в художественной форме.

Кроме психо - возрастного критерия подбора поэтических произведений, в методиках по развитию дошкольников (в основном это книги, пособия для воспитателей и родителей, статьи из интернета) встречается метод подбора стихов по психо - эмоциональному критерию. Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки (так они смогут выплеснуть стесняющую их энергию). Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но, пока они только учатся учить стихи, воспитатель может помочь им в этом именно таким "эмоциональным" подбором. Ведь ребенку необходимо понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который "сердцу ближе".

С теми, кто хочет, воспитатель может заучивать стихотворения сверх программы. Разученные стихи дети могут прочитать на утреннике, что будет сюрпризом для группы. Воспитателю нужно интересоваться также тем, какие стихи дети выучили дома; некоторые можно прослушать на занятиях, вечерах досуга.

Занятие по заучиванию стихотворения обычно строится по плану:

- вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя;

- чтение воспитателем всего текста,

- повторение всего текста ребенком с хорошей памятью,

- повторение всего текста ребенком с плохой памятью.

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

3. Методы и приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений

На формирование выразительности направлены следующие методы и приемы :

- образец выразительного чтения,

- пример выразительного чтения ребенка,

- оценка чтения,

- подсказ нужной интонации.

Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.

Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох, умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи : дикции, дыхания; овладения орфоэпией.

С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выр

Публикации по теме:

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста как средство развития речи»«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста как средство развития речи» Сенсорное развитие имеет прямое воздействие на формирование правильной речи. Соприкосновение органов чувств с различными признаками и свойствами.

Дидактические игры для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Выполни команду Цель: Развивать внимание, умение выделять названные признаки. Воспитатель предлагает определенной группе детей выполнить.

Методика и технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Методика и технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС. «Любая реформа образования должна опираться.

Контрольная работа по предмету «Теория и методика развития речи у детей» ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ростовской области «ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ».

Метафорический инструмент как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастаМетафорический инструмент как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Презентация опыта работы с элементами мастер-класса «Использование метафорического инструмента в азвитии речи детей старшего дошкольного.

Методика развития ловкости у детей дошкольного возраста Методы и средства развития ловкости у детей дошкольного возраста В методической литературе (Е. Н. Вавилова, Э. Я. Степаненкова, и др.) можно.

Методика физического развития и воспитания детей дошкольного возраста (старшая группа) Актуальностью данной работы является то что в настоящее время не достаточно много внимания уделяется данной проблеме. Методические пособия.

Особенности развития грамматического строя речи у детей-билингов старшего дошкольного возраста Особенности развития грамматического строя речи у детей-билингов старшего дошкольного возраста. Актуальность. Русский язык считается одним.

Отчет по самообразованию «Интерактивные формы развития речи детей старшего дошкольного возраста» Ребенок появился на свет, и первое, что слышит мама – это плач ребенка, затем появляется гуленье, лепет, первые слова, затем речь, которая.

Презентация игровых пособий для развития речи детей дошкольного возрастаПрезентация игровых пособий для развития речи детей дошкольного возраста Формирование правильной речи является одной из актуальных задач дошкольного образования. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика развития речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 сентября 2017 в 13:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика развития речи у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Эльза Трифонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД