Ляйсян Нургалиева
Консультация «Говорим о детях, но не с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительно, как редко многие взрослые разговаривают с детьми по-настоящему. Они ограничиваются указаниями, распоряжениями, вопросами «по существу» («Ты сделал домашнюю работу?» или «Что ты сегодня ела в детском саду?», оценочными суждениями (похвалить или поругать, но почти совсем не уделяют времени ответам на детские вопросы, фантазиям ребенка и объяснению ему того, что происходит вокруг него, с ним, а также с другими людьми.
Публикация «Консультация „Говорим о детях, но не с детьми“» размещена в разделах
А ведь именно благодаря языковому общению, которое отличает человека от всех остальных существ, дети учатся самостоятельно использовать безграничные возможности речи и языка для своего развития и ежедневно совершают собственные большие и маленькие открытия в трех главных мирах — внутреннем, окружающем и мире другого человека.
Несмотря на весь прогресс в воспитании, современные родители по-прежнему часто не знают, о чем и как разговаривать со своими детьми, когда им полгода, год, три года и т. д., хотя даже младенцы воспринимают объяснения отца или матери, успокаиваясь или ведя себя активнее в зависимости от желания родителя.
Что происходит если вы не говорите с ребенком?
Общаться с ребенком как с равным себе, как с интересным и умным собеседником для многих взрослых до сих пор представляется маловероятным и вызывает у них тревогу. Раньше эта тревога выражалась занятостью работой и семейными обязанностями («Мне некогда с тобой поговорить») или преувеличением серьезности и ответственности роли взрослого («Ты еще слишком маленький, тебе не понять», а сегодня экраны гаджетов разных форматов дают удобную возможность родителям, а потом и самим детям скрываться друг от друга, в буквальном смысле не видя лица, не слыша и не разговаривая друг с другом.
Это одна из причин задержки развития речи у большого количества детей. Ведь для того, чтобы речь развивалась полноценно и становилась богаче и сложнее, ею нужно регулярно пользоваться, она должна быть необходима в общении соответствующего уровня.
И, наоборот, взрослому, который не имеет связи с ребенком через язык, приходится разговаривать с ребенком не речью, а физической или эмоциональной агрессией. А дети вынуждены рассказывать родителям и окружающим о своих мыслях и чувствах через другой язык — язык болезни, или проблемного поведения, или психической травмы.
Важно говорить с детьми обо всем, что их интересует, правдиво отвечать на их вопросы и при этом уважать их любовь к фантазированию и «несерьезности», непосредственности. Дети слышат, понимают, чувствуют обычный язык и речь своих родителей. Когда им объясняют, что происходит в их жизни или с ними самими, а не оставляют в неведении, они гораздо лучше адаптируются к реальности и контролируют свое самочувствие. В том числе и тогда, когда желание ребенка не может быть выполнено, но сам разговор об этом желании — открытый и доверительный — помогает его отчасти удовлетворить.
Действуя так, взрослые используют значительную силу слов для укрепления отношений с детьми, а также для их эмоционального и интеллектуального развития каждый день.