Людмила Санферова
Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению. Часть II
▼ Скачать + Заказать документы
7) «Разрезные картинки».
Методика направлена на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения, оценку способности смыслового и пространственного соотнесения частей и целого и их пространственной координации.
Стимульный материал: два рисунка, один из которых не предназначен для разрезания и является эталоном. Второй рисунок разрезан на 6 – 8 частей.
Проведение обследования.
Взрослый показывает ребёнку части разрезанной картинки, просит их рассмотреть и говорит: «Сложи картинку».
Анализируемые показатели.
- принятие и понимание задания;
- уровень доступной сложности задания;
Публикация «Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению, Часть II» размещена в разделах
- стратегия деятельности;
- сформированность пространственного анализа и синтеза;
- критичность ребёнка к собственным результатам;
- обучаемость ребёнка.
В норме ребёнок принимает и понимает условия задания, успешно выполняет его, пользуясь различными типами ориентировки.
8) Аналогии.
Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволяет увидеть степень сформированности у ребёнка способности делать умозаключения по аналогии.
Проведение обследования.
«Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару».
- щука – рыба, а ромашка - …
- капуста – огород, а грибы - …
- телефон – звонить, а веник - …
- добро – зло, а день - …
- глаз – зрение, а уши - …
Анализируемые показатели.
- принятие и понимание задания;
- возможность удержания инструкции и логики задания до конца;
- доступная сложность выполняемых заданий;
- критичность ребёнка к результатам своей деятельности;
- доступность операций установления логических связей по аналогии в целом;
- стратегия выделения ребёнком логических связей и отношений между понятиями;
- оценка объёма и характера необходимой помощи при обучении.
В норме дети принимают и понимают условия задания, и при оказании им помощи в виде наводящих и уточняющих вопросов выполняют эти задания.
9) Слоговой и звукобуквенный анализ слова.
Задание направлено на выявление умения анализировать слоговой и звуковой состав слова.
Проведение обследования.
«Я сейчас назову слово, а ты:
а) определи, сколько в них звуков?
б) назови первый, последний и второй звуки.
в) раздели слово на части (с помощью хлопков (при этом, взрослый демонстрирует ребёнку, как это делается).
Называются следующие слова:
- берег;
- река;
- арбуз;
- утка.
Анализируемые показатели.
- принятие и понимание задания;
- способы выполнения – самостоятельно или после обучения;
- оценка объёма и характера необходимой помощи при обучении;
- наличие интереса к заданию.
В норме дети принимают и понимают условия задания, самостоятельно справляются с его выполнением. Возможны ошибки, но при этом, дети сами исправляют свои ошибки.
10) Чтение.
Задание направлено на выявление исходного уровня владения грамотой у детей.
Проведение обследования.
Педагог спрашивает у ребёнка, умеет ли он читать. Если ребёнок отвечает утвердительно, то ему предлагается текст, с просьбой прочитать его. Затем, по прочитанному тексту задаются вопросы. Если ответ ребёнка на вопрос, умеет ли он читать, отрицательный, то ему предлагается рассмотреть карточку с буквами, слогами, односложными словами и назвать их.
Анализируемые показатели.
- принятие и понимание задания;
- способ чтения;
- понимание прочитанного;
- отношение к результату своей деятельности.
В норме дети принимают и понимают задание, самостоятельно его выполняют. Читают целыми словами, по слогам или знают не меньше 10 букв.
11) Количественные представления и счёт.
Задание направлено на выявление уровня сформированности представлений о количестве, умении выполнять счётные операции в уме (развитие наглядно – образного и элементов логического мышления).
Проведение обследования.
а) Ребёнку предлагается посчитать до 10 и обратно, затем задаются вопросы: «Какое число больше: 5 или 6? Какое число меньше: 6 или 7? Какое число стоит после 5? Какое число стоит между 3 и 5?»
б) Ребёнку говорят: «Сейчас поиграем. Ты возьмёшь 6 палочек, а я буду к ним прибавлять или от них отнимать. А ты скажешь, что я сделала: прибавила или отняла. А потом, посчитаешь, сколько я прибавила или сколько отняла». Сначала предлагают взять 6 палочек из 15 и, раскладывая их в ряд, просят ребёнка пересчитать и запомнить их количество. Затем закрывают их экраном и отнимают 2 палочки. Затем открывают экран и спрашивают: «Что я сделала: прибавила или отняла? Сколько отняла?» Далее палочки кладут на место и закрывают экраном, предварительно попросив ребёнка запомнить их количество. За экраном прибавляют 2 палочки, открывают его и спрашивают: «Что я сделала: прибавила или отняла? Сколько я прибавила?» и т. д.
Анализируемые показатели.
- принятие и понимание задания;
- умение выполнять счётные операции по представлению;
- оценка объёма и характера необходимой помощи при обучении;
- обучаемость – умение переносить способы решения задач на аналогичные.
В норме дети принимают и понимают условия задания, правильно их выполняют. Также в норме дети могут иметь количественные представления в пределах пяти.
12) Решение задач.
Задание направлено на выявление уровня сформированности представлений о количестве, умении выполнять счётные операции в уме (развитие наглядно – образного и элементов логического мышления).
Проведение обследования.
Ребёнку предлагается решить следующие задачи:
а) «Во дворе гуляли 6 детей, из них 2 мальчика, а остальные девочки. Сколько девочек гуляло во дворе?»;
б) «На лужайке стоял пенёк, а из – за пенька торчали 6 ушек зайчиков. Как ты думаешь, сколько зайчиков сидело за пеньком?».
Анализируемые показатели.
- принятие и понимание задания;
- умение решать устные задачи в пределах шести;
- оценка объёма и характера необходимой помощи при обучении;
- обучаемость – умение переносить способы решения задач на аналогичные.
В норме дети принимают и понимают условия задания, правильно их выполняют.
13) Графическая проба.
Задание направлено на проверку уровня развития готовности ребёнка к письму, умения принять задание, связанное с учебной деятельностью, способности анализировать образец и работать по нему.
Проведение обследования.
Педагог начинает выполнять в верхней части чистого листа бумаги графическую пробу, сопровождая рисунок вводом инструкции: «Сейчас я начну рисовать вот такой «заборчик». Продолжи его до конца строчки. Постарайся не отрывать ручку (карандаш) от бумаги». После выполнения двух периодов он передаёт ручку ребёнку и просит его закончить строку. По окончании работы фиксируется общее время выполнения задания и подсчитывается количество сделанных периодов в строке.
Анализируемые показатели.
- принятие и понимание задания;
- анализ образца;
- умение писать по образцу, соблюдая строчку и принцип чередования элементов букв;
- отношение к результатам своей деятельности.
В норме, дети принимают и понимают условие задания, справляются с заданием без ошибок.
Критерии определения уровня готовности детей к школе:
- ребёнок, выполнивший все методики, к обучению в школе готов;
- ребёнок, выполнивший часть методик самостоятельно, часть с помощью взрослого, к школе готов условно;
- ребёнок, не выполнивший основную часть методик и не принявший помощь со стороны взрослого, вероятнее всего, к школе не готов.