Лучший педагог года

Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению. Часть II

Людмила Санферова
Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению. Часть II
▼ Скачать + Заказать документы

7) «Разрезные картинки».

Методика направлена на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения, оценку способности смыслового и пространственного соотнесения частей и целого и их пространственной координации.

Стимульный материал: два рисунка, один из которых не предназначен для разрезания и является эталоном. Второй рисунок разрезан на 6 – 8 частей.

Проведение обследования.

Взрослый показывает ребёнку части разрезанной картинки, просит их рассмотреть и говорит: «Сложи картинку».

Анализируемые показатели.

- принятие и понимание задания;

- уровень доступной сложности задания;

Публикация «Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению, Часть II» размещена в разделах

- стратегия деятельности;

- сформированность пространственного анализа и синтеза;

- критичность ребёнка к собственным результатам;

- обучаемость ребёнка.

В норме ребёнок принимает и понимает условия задания, успешно выполняет его, пользуясь различными типами ориентировки.

8) Аналогии.

Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволяет увидеть степень сформированности у ребёнка способности делать умозаключения по аналогии.

Проведение обследования.

«Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару».

- щука – рыба, а ромашка - …

- капуста – огород, а грибы - …

- телефон – звонить, а веник - …

- добро – зло, а день - …

- глаз – зрение, а уши - …

Анализируемые показатели.

- принятие и понимание задания;

- возможность удержания инструкции и логики задания до конца;

- доступная сложность выполняемых заданий;

- критичность ребёнка к результатам своей деятельности;

- доступность операций установления логических связей по аналогии в целом;

- стратегия выделения ребёнком логических связей и отношений между понятиями;

- оценка объёма и характера необходимой помощи при обучении.

В норме дети принимают и понимают условия задания, и при оказании им помощи в виде наводящих и уточняющих вопросов выполняют эти задания.

9) Слоговой и звукобуквенный анализ слова.

Задание направлено на выявление умения анализировать слоговой и звуковой состав слова.

Проведение обследования.

«Я сейчас назову слово, а ты:

а) определи, сколько в них звуков?

б) назови первый, последний и второй звуки.

в) раздели слово на части (с помощью хлопков (при этом, взрослый демонстрирует ребёнку, как это делается).

Называются следующие слова:

- берег;

- река;

- арбуз;

- утка.

Анализируемые показатели.

- принятие и понимание задания;

- способы выполнения – самостоятельно или после обучения;

- оценка объёма и характера необходимой помощи при обучении;

- наличие интереса к заданию.

В норме дети принимают и понимают условия задания, самостоятельно справляются с его выполнением. Возможны ошибки, но при этом, дети сами исправляют свои ошибки.

10) Чтение.

Задание направлено на выявление исходного уровня владения грамотой у детей.

Проведение обследования.

Педагог спрашивает у ребёнка, умеет ли он читать. Если ребёнок отвечает утвердительно, то ему предлагается текст, с просьбой прочитать его. Затем, по прочитанному тексту задаются вопросы. Если ответ ребёнка на вопрос, умеет ли он читать, отрицательный, то ему предлагается рассмотреть карточку с буквами, слогами, односложными словами и назвать их.

Анализируемые показатели.

- принятие и понимание задания;

- способ чтения;

- понимание прочитанного;

- отношение к результату своей деятельности.

В норме дети принимают и понимают задание, самостоятельно его выполняют. Читают целыми словами, по слогам или знают не меньше 10 букв.

11) Количественные представления и счёт.

Задание направлено на выявление уровня сформированности представлений о количестве, умении выполнять счётные операции в уме (развитие наглядно – образного и элементов логического мышления).

Проведение обследования.

а) Ребёнку предлагается посчитать до 10 и обратно, затем задаются вопросы: «Какое число больше: 5 или 6? Какое число меньше: 6 или 7? Какое число стоит после 5? Какое число стоит между 3 и 5?»

б) Ребёнку говорят: «Сейчас поиграем. Ты возьмёшь 6 палочек, а я буду к ним прибавлять или от них отнимать. А ты скажешь, что я сделала: прибавила или отняла. А потом, посчитаешь, сколько я прибавила или сколько отняла». Сначала предлагают взять 6 палочек из 15 и, раскладывая их в ряд, просят ребёнка пересчитать и запомнить их количество. Затем закрывают их экраном и отнимают 2 палочки. Затем открывают экран и спрашивают: «Что я сделала: прибавила или отняла? Сколько отняла?» Далее палочки кладут на место и закрывают экраном, предварительно попросив ребёнка запомнить их количество. За экраном прибавляют 2 палочки, открывают его и спрашивают: «Что я сделала: прибавила или отняла? Сколько я прибавила?» и т. д.

Анализируемые показатели.

- принятие и понимание задания;

- умение выполнять счётные операции по представлению;

- оценка объёма и характера необходимой помощи при обучении;

- обучаемость – умение переносить способы решения задач на аналогичные.

В норме дети принимают и понимают условия задания, правильно их выполняют. Также в норме дети могут иметь количественные представления в пределах пяти.

12) Решение задач.

Задание направлено на выявление уровня сформированности представлений о количестве, умении выполнять счётные операции в уме (развитие наглядно – образного и элементов логического мышления).

Проведение обследования.

Ребёнку предлагается решить следующие задачи:

а) «Во дворе гуляли 6 детей, из них 2 мальчика, а остальные девочки. Сколько девочек гуляло во дворе?»;

б) «На лужайке стоял пенёк, а из – за пенька торчали 6 ушек зайчиков. Как ты думаешь, сколько зайчиков сидело за пеньком?».

Анализируемые показатели.

- принятие и понимание задания;

- умение решать устные задачи в пределах шести;

- оценка объёма и характера необходимой помощи при обучении;

- обучаемость – умение переносить способы решения задач на аналогичные.

В норме дети принимают и понимают условия задания, правильно их выполняют.

13) Графическая проба.

Задание направлено на проверку уровня развития готовности ребёнка к письму, умения принять задание, связанное с учебной деятельностью, способности анализировать образец и работать по нему.

Проведение обследования.

Педагог начинает выполнять в верхней части чистого листа бумаги графическую пробу, сопровождая рисунок вводом инструкции: «Сейчас я начну рисовать вот такой «заборчик». Продолжи его до конца строчки. Постарайся не отрывать ручку (карандаш) от бумаги». После выполнения двух периодов он передаёт ручку ребёнку и просит его закончить строку. По окончании работы фиксируется общее время выполнения задания и подсчитывается количество сделанных периодов в строке.

Анализируемые показатели.

- принятие и понимание задания;

- анализ образца;

- умение писать по образцу, соблюдая строчку и принцип чередования элементов букв;

- отношение к результатам своей деятельности.

В норме, дети принимают и понимают условие задания, справляются с заданием без ошибок.

Критерии определения уровня готовности детей к школе:

- ребёнок, выполнивший все методики, к обучению в школе готов;

- ребёнок, выполнивший часть методик самостоятельно, часть с помощью взрослого, к школе готов условно;

- ребёнок, не выполнивший основную часть методик и не принявший помощь со стороны взрослого, вероятнее всего, к школе не готов.

Публикации по теме:

«Я — первоклашка!» Рекомендации родителям по подготовке детей к школьному обучению Не за горами то время, когда ваш ребенок переступит порог школы. А готов ли ваш ребенок к такому серьезному этапу новой жизни? Готов ли.

Особенности гендерных проявлений мотивационной готовности к школьному обучению у детей с задержкой психического развития В настоящее время, как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей с задержкой психического развития можно.

Консультация «Характеристика готовности ребенка к школьному обучению» Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу.

Из опыта работы «Диагностика психологической готовности к школе» Основной целью диагностики психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации детей. Ежегодное.

Консультация «Критерии оценки готовности детей к школьному обучению и определение актуальных направлений развивающей работы» Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период очень труден.

Психологическая готовность детей к школьному обучениюПсихологическая готовность детей к школьному обучению Вот и подходит к завершению учебный год. В школах прозвенят последние звонки, а в детских садах выпускные баллы. Воспитанники подготовительной.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению Поступление в школу – важный момент в жизни каждого ребенка. Все родители заинтересованы в том, чтобы их дети были максимально подготовлены.

Родительское собрание: «Готовность ребенка к школьному обучению» 1- й слайд: Здравствуйте уважаемые родители! На этом родительском собрании мы поговорим с вами о готовности ребенка к школьному обучению.

Родительское собрание «Подготовка к школьному обучению» Родительское собрание" подготовка к школьному обучению". «Рекомендации по подготовке ребёнка к школьному обучению». Родительское собрание.

Родительское собрание «Проблемы личностной готовности ребенка к школьному обучению и пути их решения» ТЕМА: "Проблемы личностной готовности ребенка к школьному обучению и пути их решения" Добрый вечер, уважаемые родители! Как вы думаете,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению. Часть II
Опубликовано: 17 декабря 2015 в 12:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению. Часть II» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Санферова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД