Татьяна Кравченко
Гостевая семья, как предисловие к семейному устройству детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
▼ Скачать + Заказать документы
«Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье…»
п. 2 ст. 54 Семейного Кодекса Российской Федерации
Так уж получается, что по той или иной причине некоторые дети оказываются в детских домах.
Детский дом… В наше время - это не серое строение на отшибе поселка, а вполне комфортное современное здание со всем необходимым оснащением: это и игровая площадка, спортивный зал, актовый зал, помещения для кружковых занятий, разнообразные психологические кабинеты, комфортабельные жилые помещения. Казалось бы, что детям - сиротам созданы все условия для счастливой жизни. Но профессиональным взглядом видно, что дети многое недополучают в сфере общения, социальной адаптации. Как бы педагоги и сотрудники детского учреждения ни старались, но уделить полноценное внимание каждому из воспитанников индивидуально они физически не могут. Конечно, мы все к этому стремимся всеми силами и возможностями.
Публикация «Гостевая семья, как предисловие к семейному устройству детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» размещена в разделах
Отрадно, что в последнее время все больше находится желающих усыновить, взять сироту под опеку или в приемную семью. Однако не всем воспитанникам выпадает такое везение. Многие живут в детских домах и школах - интернатах до совершеннолетия, а потом выходят в самостоятельную жизнь. Чаще всего этих детей никто не ждет, им трудно освоиться в новом мире, без близких людей и поэтому большая часть из них не могут освоиться в большом мире, они оказываются в тяжелой жизненной ситуации.
В наше непростое время, находятся люди, не очерствевшие под тяжестью экономических проблем, которые становятся настоящими друзьями для воспитанников детских домов: они берут их на выходные и праздничные дни, каникулы. Такой вид общения получил название «Гостевая семья» или «Наставничество». Гостевой режим можно рассматривать как такую форму общения с детьми, находящимися в государственных интернатных учреждениях, когда дети на правах гостей в выходные, праздничные или каникулярные дни, общаются со взрослыми и детьми в семейной нормальной обстановке. Как показывает имеющийся опыт, в результате такого общения могут сформироваться довольно устойчивые связи с ребенком, и отношения перерасти, если не в опеку, усыновление, то и в наставничество, шефство над ребенком. Если семья по каким-то причинам не может взять ребенка в гости, она поддерживает ребенка морально: звонит по телефону, справляясь о самочувствии, успеваемости. При случае - передает гостинцы, подарки и поздравления к дню рождения. У ребенка появляется взрослый человек вне стен учреждения, к которому он может обратиться за помощью в сложной ситуации, получить совет, поддержку.
Нужно сказать, что приглашение в гости воспитанника детского дома воспринимается окружающими неоднозначно. Часто возникают вопросы: Полезно ли детям, привыкшим к условиям жизни в детском доме, перемещения в отличную среду? Как отразится на детях возврат, будут ли они переживать, что их не оставили в семье? Эти вопросы задает каждый, вовлеченный в эту проблему гражданин, который хотел бы приглашать детей в гости. Мы слышим эти вопросы практически от всех потенциальных замещающих родителей. Я не буду обсуждать, нужен гостевой режим или нет, наносит это психологические травмы ребенку или нет. Замечу лишь, что практика показывает — от гостевого режима все-таки гораздо больше пользы, чем вреда. Ребенок, попавший в нормальную семейную обстановку, пусть чужой семьи, но принимающей его, готовой ему помочь, – он совершенно другой Он становится активным участником усвоения семейного опыта через взаимодействие, взаимовлияние, общение с представителями разных поколений семьи : воспитателем, его детьми и родственниками. У ребенка появляется возможность увидеть и почувствовать на себе положительный опыт семейных взаимоотношений, что впоследствии позволит ему легче принять новую семью усыновителя, опекуна или поможет в налаживании новой жизни с кровными родителями в случае их восстановления в родительских правах. Воспитанники детского дома, которые находились в «гостевых семьях», стали более адаптированными в обществе, у них значительно улучшились успехи в учебе. В «гостевых семьях» ребята смогли приобрести жизненно-необходимые навыки и умения, навыки ведения домашнего хозяйства (какие специи и овощи положить при готовке, как вывести пятно на одежде, да и самое элементарное: как правильно заварить чай.) За время пребывания детей в «гостевых семьях» произошли значительные изменения в эмоционально-поведенческом развитии детей, значительно быстрее стали приобретаться санитарно-гигиенические и бытовые навыки. Любовь, внимание, участие «гостевых родителей» позволяют в большинстве случаев воспитанникам подросткового возраста избавиться от вредных привычек, заметно улучшилось поведение, ушли проблемы связанные с низкой адаптацией в среде сверстников, повысилась самооценка подростков.
Особенности гостевого режима : как правило более простое оформление, не требующее прохождения полного медицинского освидетельствования и сбора множества справок. Возможность взять ребенка/детей, которым крайне сложно найти постоянную семью и, в ином случае, обреченных жить в детском доме: изъятых из многодетных семей или осужденных родителей. Если наставничество предполагается как переходной этап перед опекой, усыновлением, то это хороший способ присмотреться ребенку и семье друг к другу, который позволяет понять, верно ли принятое решение. При переходе на постоянные формы устройства ребенку будет проще пережить адаптацию, т. к. опыт жизни в семье у него уже есть. И в связи с тем что период пребыванию в гостевой семье ограничен, но это дает возможность более безболезненно воспитанникам вернуться в детский дом в случае если семья не смогла найти подход к детям или просто не хватило терпения и они сдались при первых же трудностях. Но это и к лучшему. Дети меньше привязались к потенциальным родителям.
Это особенно актуально для подростков, поскольку их устройство в семью в силу возраста уже практически невозможно. Гостевой режим дает возможность им побывать в семье хотя бы в гостях, увидеть взаимоотношения людей и быт в обычной жизни по ту сторону детдомовского забора. Также пребывание в гостях способствует приобретению некоторых навыков и умений, приобрести которые невозможно в стенах детского дома. И наконец, ребенок просто психологически отдыхает от постоянного пребывания в учреждении. Воспитатели и психологи детских домов отмечают, что дети становятся мягче, менее озлобленными. Они живут с надеждой, что кто-то заботится о них, что они кому-то нужны. А эта надежда многого стоит в наше время. «Гости» - это радость для ребенка, повышение его ценности в глазах детей детского дома и в его собственных глазах, а от самооценки зависит очень многое в судьбе человека. Многие сравнивают «гостевую семью» для ребенка из детского дома с поездкой в отпуск. Я с этим целиком согласна. По моим наблюдениям ребята возвращаются домой с массой впечатлений и отдохнувшие.
За период с 2012 по 2014 год из нашего детского дома в форме устройства «гостевая семья» приняли участие 86 семей и 68 детей. Из них перешли в приемные семьи 25 воспитанников. Вернулись в кровные семьи с положительной динамикой 16 детей.
По результатам многочисленных исследований, в замещающей семье как интеллектуальное, так и эмоциональное развитие ребенка происходит значительно успешнее, чем в государственных учреждениях. Очевидно, что для нормального развития каждый ребенок должен жить в семье и иметь родителей. Если такая форма работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения как «гостевая семья» и не является формой жизнеустройства, то, несомненно, она является огромным шагом при переходе от «гостевой семьи» к приемной или опекунской. Иными словами, перспективным решением проблем социального сиротства и безнадзорности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи, является передача их на воспитание в «гостевые семьи». Отсюда следует, что гостевая семья – новая форма социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, является перспективной и требует поддержки для дальнейшего развития, так как позволяет воспитанникам обрести семью.