Наталья Карпухина
Совместный проект детей и родителей подготовительной группы «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместный проект детей и родителей подготовительной группы №8 «Сказка» МК ДОУ №229 компенсирующего вида.
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека.
Публикация «Совместный проект детей и родителей подготовительной группы „Я и моя семья“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения, это греет нас своей добротой и бескорыстностью. Если начать формировать ценностные представления о семье c младшего дошкольного возраста, то ценность семьи, как социальной единицы, будет расти в положительной прогрессии. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша- это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.
Данный проект разработан с целью приобщить детей и их родителей к семейным традициям и обычаем, повысить интерес к семейным ценностям. С помощью этого проекта мы решили объединить детей и родителей нашей группы в большую дружную семью.
Актуальность проекта.
В Семейном кодексе говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Там, где родители в семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых, социализируются.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Очень важно в прогрессивную эпоху насыщенную сложными технологиями, информацией, и противоречиями не утратить связь, и ценность поколений. Инстинкт родственности, «голос крови» интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по человечески близки друг другу, связаны узами родословной, и духовной близости. Человек, что дерево, подруби корни, уничтожь живую память – засохнет.
В результате работы и диагностики было выявлено, что дети имеют элементарные представления о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?
Ведь мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Поэтому решение проблемы сплочения семьи, сближения взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей как двух полноправных и равновеликих сторон. В связи с этим сегодня необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, семьи. Дети должны научиться, не только брать, но и отдавать: заботиться о близких людях с детства, быть внимательными друг к другу, членам своей семьи.
Проблемы, на решение которых направлен проект :
-Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
-Недостаток знаний у дошкольников о своей семье;
-Разобщенность между семьей и детским садом.
Цель проекта :
-Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
-формировать у детей представления о семье;
-формировать представления о родственных отношениях;
-закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
-воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
-воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи;
-привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.
Участники проекта : дети, родители, педагоги ДОУ.
Вид проекта : творческий, информационно-исследовательский.
Реализация проекта : долгосрочный.
Особенности проекта :
-опора на личный опыт детей, полученный ими в семье;
-доступность материала для детей дошкольного возраста;
-максимальная включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями;
-интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.
План реализации проекта :
-анкетирование,
-диагностика,
-мониторинг,
-тестирование,
-интервью.
На данном этапе мы провели несколько встреч с родителями, анкетирование родителей и опрос детей. В результате выявили их знания о семье.
Информационный (просветительский) блок.
-подбор наглядной информации; иллюстрационного материала, литературных произведений, репродукции картин, мультфильмов; -проведение выставок, презентаций,-оформление стендов, фотовитрин, папок-передвижек;
-составление памяток для родителей;
-выпуск газет;
Практический блок.
Традиционные формы и методы работы.
-родительские собрания;
-круглые столы;
-вечера вопросов и ответов;
-дни открытых дверей;
-оформление семейных фотогазет;
-почтовый ящик «Добро пожаловать;
-разучивание стихов, поговорок, пословиц о семье;
-составление рассказов о семье;
-рассматривание семейных фотографий;
Нетрадиционные формы и методы работы.
-использование арт-терапевтических техник (тематический рисунок, коллаж);
- домашние задания для родителей на определенную тему (составление альбома «Это Я», сочинение «Один день моего ребенка в детском саду»);
-организация родительского клуба «Всезнайка»;
Игровая деятельность: использовались дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры.
Творческая деятельность:
-выставки рисунков, фото выставки, стенгазеты, коллажи,
-художественное творчество с детьми по теме проекта.
Культурно досуговая деятельность:
-совместные праздники,
-вечера-развлечения,
-творческие конкурсы и выставки,
-семейные и интеллектуальные состязания
-спортивные семейные досуги,
-встречи с семьей.
Сотрудничество с семьей :
-родительские собрания,
-создание семейных альбомов,
-круглые столы,
-вечера вопросов и ответов,
-дни открытых дверей,
-оформления семейных фотогазет,
-совместная деятельность детей, родителей и педагогов.
Презентационно-завершающий:
Слайд шоу «Моя семья – моя радость!»
Слайд Шоу «Пять счастливых лет»
Подведение итогов.
В процессе сбора информации в группе оформили фотоальбом «Моя семья», дети совместно с родителями составляли рассказы о семье.
Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения». «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы»
Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «Дарю подарки», «Мое имя», «Моя комната», «Найди предметы», «Чьи детки?», «Кем быть», «Кому что нужно для работы».
Создание альбомов: «Моя семья», «Моя родословная», «Что означает мое имя?», «Наши праздники в детском саду»
Игры-драматизации по сказкам; В. Осеева «Обычная старушка»,
Инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки».
Большую значимость для формирования представления у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы по темам: «Какая у тебя семья!», «Мы должны беречь друг друга», «Рядом или вместе?», «Как хорошо играть всем вместе».
Проведены познавательные, тематические занятия: «Моя дружная семья!», «Состав семьи» (Семь Я) и другие. Дети с удовольствием рассказывают о своей семье.
Познавательные занятия: «Состав семьи» «Семь Я», «Работа моих родителей», «Моя семья - моя радость», «С кем я живу», «Коли семья вместе, то и душа на месте».
Беседы: «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Я и мое тело», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка» «Традиции нашей семьи»
Экскурсия по детскому саду: «Что хорошо, что плохо?», «Мой поселок». Экскурсии на места работы родителей с целью знакомства с профессией родителей.
Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья» «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу».
Заучивание пословиц семье.
Отгадывание загадок о семье.
«На кого я похож?», «Моя родословная», «Я и мое имя», «Я и моя семья», «Моя семья».
Беседы: «Как росли родители, дедушка, бабушка»,
«Кто такие - родные, друзья, соседи».
Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мамины, бабушкины руки», «Моя комната», «Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть».
Составление рассказов из личного опыта на тему «Семейные праздники». «Как мы отдыхаем всей семьей», «Здравствуй мамочка моя», «Много у бабушке с нами хлопот».
Общение: «Чем можно порадовать близких», «Почему мама поздно ложится спать», «За что бы меня похвалили дома»
Сотворчество детей и родителей по темам проекта.
Коммуникативные игры: «Я расту…», «Назови ласково», «Пустим имя по ветру», «С днем рождения».
Помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей, оказывает художественные произведения. Неоценимую роль в нравственном воспитании ребенка играет устное народное творчество. Знакомство и заучивание пословиц и поговорок о семье. Чтение рассказов о семье. На примере литературных героев у детей формируются чувства доброты, эмоциональной отзывчивости, заботы о старших.
Чтение произведений; С. Капутикян «Моя бабушка», В. Чёрная «Хорошая внучка», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Осеева «Сыновья», А. Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу», С. Баруздин «Мамина работа» а так же произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского, В. Осеевой. Обсуждение прочитанного материала.
Заучивание стихотворений Э. Успенского «Если был бы я девчонкой», Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться», Е. Благининой «Вот так мама», Я. Аким «Моя родня». и другие.
Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».4. заучиваеие пословиц
Наряду с другими занятиями, важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играет художественное творчество детей. В своих рисунках дети передают образ своей семьи, с большим старанием готовят подарки для родителей. В процессе совместной поисково - позновательной, творческой деятельности дети и родители изучили свою родословную, результатом выход – древо семьи, семейные газеты.
Рисование на тему: «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи», «Как я с мамой или папой иду домой из детского сада», «Генеалогическое древо семьи», «Моя семья».
Аппликация; «Украсим фартук для мамы», «»Цветы в подарок».
3. Лепка; «Испечём торт для мамы», «Красивое блюдце для сестрёнки», «Розы для мамы».
Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад».
Рисование праздничных открыток, сувениров в подарок родным, сотрудникам детского сада.
Совместное рисование детьми газет: «Как мы отмечали праздники в детском саду», «Мы, любим трудиться», «Наши занятия».
Продуктивная деятельность: «Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние работы».
Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.
Наша главная задача это здоровье и физическое развитие детей. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В данном направлении с детьми проведены беседы, игры, занятия. Полученные детьми на занятиях знания должны непременно подкрепляться в повседневной жизни. Необходим также положительный пример взрослых, окружающих детей и, в первую очередь родителей, и что бы добиться положительных результатов были привлечены родители. Провели родительские собрания, участие родителей в спортивных соревнованиях, досугах, присутствие родителей на занятиях. В области «Безопасность» с детьми проведено ряд бесед «Безопасность в доме», «Как мы отдыхаем на природе с семьей».
Одним из средств формирования положительных взаимоотношений дошкольников является трудовая деятельность, так как здесь дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, выполнения самих трудовых действий, обсуждения результатов труда.
Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Часто наши дети имеют смутное представление о мире профессий взрослых, не знают, кем работают мама и папа, чем занимаются. Дети мало знают о труде взрослых, мало проявляют интереса к миру взрослых, малознакомых людей, редко вступают в контакт. Не все дети понимают, что любая деятельность человека имеет результат. Объем знаний о разных профессиях, о значимости профессии для общества у детей очень низкий.
Именно поэтому в своей работе мы уделили большое внимание знакомству детей с миром профессий, что способствует формированию устойчивого познавательного интереса малышей к труду и желание научиться трудиться как взрослый. Я считаю, что начинать знакомство детей с различными видами профессионального труда необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду и бережное отношение к вещам, обогащать словарный запас.
Приучая ребенка к труду, давала ему посильное поручение, объясняла необходимость данной работы, описывала способы действия, следила за выполнением и оценивала по достоинству, учитывая возраст ребенка (младший дошкольный возраст – положительная оценка трудового влияния в общее дело, старший – адекватная оценка плюс самоанализ).
Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка.
Формируя у детей навыки самообслуживания, я проводила беседы с родителями, уделяя особое внимание на то, что бы они чрезмерно не опекали своих детей. Оказывала родителям необходимую помощь как организовать трудовую деятельность дома. Постоянно советую родителям давать возможность детям самостоятельно одеваться и раздеваться во время прихода в детский сад и ухода домой. Предлагаю в это время ознакомиться с новой информацией в родительском уголке.
Мамам я совету, чтоб дома они доверяли дочкам протирать полы, помыть посуду. Папы могут организовать своих сыновей почистить ковровые дорожки. Напоминаю, что ребенка надо похвалить, можно даже поощрить. А если ребенок сделал свою работу некачественно, то переделайте, но так, чтобы он не видел.
Провели «Трудовой десант» по благоустройству нашего участка. В присутствии своих детей папы делали скамейки, вкапывали бревнышки, покрышки от автомобилей. Мамы принесли рассаду и посадили на клумбы. Наш участок стал благоустроенным, дети с желанием играют, бегают, прыгают. Дети с большим желанием не только играют на участке, но и активно трудятся.
1. Коллективный труд в группе «Мы помощники». «День добрых дел».
2. «Трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду».
3. Оформления участка с родителями.
4. Беседы «Моё любимое занятие»
5. Мастерская - «Добрых дел».
6. Беседы: «Помагу-ка другу я», «Мы поссоримся и помиримся».
7. Знакомство с трудом взрослых.
1. Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?»; «Семейные традиции».
2. Тест «Какие вы родители».
3. Тематические консультации: «Игры нашего детства», «Приобщение детей к народным традициям», «Крепкая семья – сильная Россия», «Знакомство ребенка с историей семьи», «Воспитание любовью», "Как создать родословную своей семьи",»Семейные традиции»
4. Памятки и рекомендации для родителей : «Законы семьи», «Пять путей к сердцу ребенка», «Путешествие в прошлое семьи».
5. Оформление альбомов «Я и моя семья», коллаж «Моя семья»
6. Оформление стенда: «Моя семья – моя радость»
7. Проведение совместно музыкальных – спортивных праздников: «Мамин день», «Мама, папа, я – спортивна семья», «Праздник Осени», «В гостях у Деда Мороза», «День семьи»
8. Совместные развлечения с родителями «Мы счастливы, потому что мы вместе»
9. Сотворчество детей с родителями : выставка поделок «Дары осени» (из природного материала, «Мое семейное хобби»,
10. Участие в фотоконкурсах.
11. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении с темой о семье.
12. Мастер класс для родителей «Попробуем сделать свое генеалогическое древо»
13. Выставка семейных исследовательских проектов «Генеалогическое древо семьи».
14. Семейные встречи «Неразлучные друзья – бабушка, дедушка, мама, папа и я».
15. Конкурс – выставка на лучшую семейную газету.
16. Конкурсная программа «Супер- мама»
17. К дню семьи спортивное развлечения «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых хранит меня».
18. Родительские собрания : «Семья и детский сад. Роль семьи в воспитании дошкольника», «Гражданин воспитывается с детства». Круглый стол «В каждом доме свои традиции». Фото-презентация «День за днем»
19. Презентация для родителей «Правила разумного воспитания».
20. День открытых дверей «Наша жизнь день за днем»
Для родителей разработала тематические консультации, памятки и буклеты.
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание, которые проходят у нас в форме круглого стола, дискуссий, презентаций. На одном из собраний было предложено родителям творческое задание, совместно с детьми оформить семейный альбом, на страничках которых будут фотографии семьи, совместные праздники, поездки. Все родители по-разному отнеслись к выполнению этого творческого задания, но в основном совместная работа родителей и детей превратилась в увлекательное задание.
В ходе работы по данному проекту дети совместно с родителями изучали корни своей семьи, составляли генеалогическое древо. В соответствии с особенностями своей семьи составляли герб семьи, придумывали девиз семьи.
Результатом реализации данного мини-проекта является семейные праздники.
С целью объединения детей и родителей общностью переживаний, эмоциональным настроем, ощущением чего-то значимого, провели музыкальный праздник посвященный Дню матери - Конкурс «Супер – мама!». На празднике дети вместе с родителями представляли свое семейное древо, раскрывали семейные таланты.
Спортивное развлечения «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых, хранит меня!», дети и родители демонстрировали свою ловкость, быстроту и силу, исполняли песни, танцы, частушки. Дети дарили подарки, которые приготовили своими руками.
Праздник является важным событием для всех, радость и веселье надолго сохраняется в душе и взрослых и детей. После праздника традиционное чаепитие с родителями.
К праздникам оформлялись выставка рисунков, фото – выставки, выставка поделок и др.
Родители принимают активное участие в групповой традиции «Встреча с интересными людьми», где знакомят детей со своей профессией, увлечениями, семейными традициями. Детям с помощью родителей предлагается в процессе познавательно-поисковой деятельности найти ответы на следующие вопросы: «Что означает мое имя? Как мне его выбирали? В честь кого меня назвали?».
В результате решения проблемы:
Дети:
• Дети получили необходимую информацию о своей семье.
• О том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции.
• Имеют представление о родственных отношениях.
• Имеют представления о родословной как истории семьи.
• Проявят уважительное отношение и любовь к родным и близким к окружающим людям.
Родители :
• Повышается компетентности родителей в вопросах семейного воспитания.
• Повысится уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
• Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций.
• Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
Рефлексивная записка.
В ходе совместного проекта, еще раз убеждаешься в том, что взаимосвязь с семьей нам жизненно необходима. Ведь родители и педагоги – партнеры в общем деле воспитания, ведь все мы члены одного коллектива. Совместное участие в проектной деятельности помогла нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.
Родители стали более коммуникабельными, доброжелательными и дипломатичными. Установились доверительные детско-родительские отношения. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.
Особенность данного проекта, на мой взгляд, в том, что вместе мы не только будем активно познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.