Инна Шелбогашева
Опыт работы «Наставничество как средство сопровождения Профессионально-личностного становления начинающего педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы. Наставничество как средство сопровождения
Профессионально-личностного становления
начинающего педагога
в рамках реализации клуба «Школа начинающего педагога»
Введение
Со мной работали десятки молодых педагогов.
Я убедился, что как бы человек успешно
не закончил педагогический вуз,
как бы он не был талантлив,
Публикация «Опыт работы „Наставничество как средство сопровождения Профессионально-личностного становления начинающего педагога“» размещена в разделах
но если не будет учиться на опыте,
никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов.
А. С. Макаренко
В любой профессиональной среде с течением времени происходит естественная возрастная ротация. Обновление рабочей команды является нормой успеха любой профессиональной группы. В противном случае отрасль не может функционировать без свежего притока, в нашем случае без молодых педагогов - воспитателей. На сегодняшний день модернизация кадров в сфере науки и образования закреплена в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы, государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы. В то же время трудно привлечь грамотных молодых воспитателей, и (что ещё важнее) удержать их в ДОУ.
Согласно статистике, из выпускников педагогических вузов только половина будут работать по своей специальности, и, кроме того, очень часто среди них есть такие, которые просто не находят более высокооплачиваемой работы. Но что еще более печально, почти половина из них покидают систему образования в течение нескольких лет. Необходимо решение очень многих проблем: это финансовая поддержка, система моральных наград и поощрений, адаптация в коллективе, и, наконец, методическая подготовка. Многие из этих проблем вполне могут быть решены в стенах учреждения.
Прежде чем прийти в группу к детям, молодым специалистам необходимо познакомиться с современными технологиями и научиться применять их в своей профессиональной деятельности. Если запас знаний педагоги пополняют периодически на курсах повышения квалификации, то навыкам организации различных видов деятельности в разнообразных формах, применению современных нетрадиционных методов и приемов, освоению новых подходов и технологий, применению аналитико-оценочной компетентности на практике, приходится учиться самостоятельно, путем проб и ошибок, порой просто опустив руки, потому что не получается.
Правильно построенная работа с молодым специалистом уже с первого дня его пребывания в ДОУ является одним из факторов успешного входа в профессиональный мир. Проблема организации квалифицированной помощи в период адаптации на практике в общеобразовательном учреждении остается социально значимой и актуальной.
Задача образовательного учреждения - помочь начинающему педагогу реализовать себя как способного и талантливого человека, который сделал правильный профессиональный выбор, способен показать высокие результаты работы и продемонстрировать лучшие профессиональные качества. Молодой специалист постоянно нуждается в помощи опытных коллег. Поэтому первая стадия адаптации - это организация наставничества. Основные задачи наставничества связаны с адаптацией молодого специалиста к новым для него условиям, с подготовкой и развитием мотивации к профессиональной деятельности, с содействием в приобретении и совершенствовании практических навыков для учебной деятельности, выявления и обучения важные профессиональные качества, тренировка мотивации для самосовершенствования, личностного развития, самореализации.
Отсюда вытекает главная цель администрации образовательного учреждения: организовать целенаправленную системную помощь начинающему специалисту в приобретении практического опыта.
Для этого на базе МБДОУ №44 «Соловушка» г. Междуреченск был организован клуб: «Школа начинающего педагога».
Цель клуба – оказание помощи начинающим педагогам в их профессиональном становлении. Включает в себя педагогов наставников, молодых специалистов, а так же педагогов сменивших свою специализацию (получивших документ о профессиональной переподготовке).
На основании Приказа №1 от 30.08.2017г. Шелбогашева Инна Николаевна назначена руководителем клуба, а так же наставником у трех молодых педагогов.
Наставник выбирается из наиболее подготовленных педагогов по следующим критериям: высокий уровень профессиональной подготовки; развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении; опыт воспитательной и методической работы; стабильные результаты в работе; способность и готовность делиться профессиональным опытом; стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.
Задачи клуба «Школа начинающего педагога» :
• прививать молодым специалистам интерес к педагогической деятельности и закрепление воспитателей в образовательном учреждении;
• ускорять процесс профессионального становления воспитателя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности;
• формировать профессиональные качества молодого педагога;
• формировать потребность в непрерывном профессиональном совершенствовании;
• адаптировать к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива детского сада и правил поведения в образовательном учреждении;
• расширить социокультурные границы профессиональной деятельности молодых педагогов.
Направления
• Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений.
• Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастер-классов, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения.
• Изучение нормативных правовых и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно - образовательного процесса.
• Разработка и обсуждение планирования.
• Взаимное посещение занятий обмена опытом, совершенствование методики преподавания.
• Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебно-методической и справочной литературы.
Сроки и этапы реализации клуба «Школа начинающего педагога»
Реализация деятельности клуба «Школа начинающего педагога» была рассчитана на три года 2017 -2020, и реализовывалась в три этапа.
1-ый этап – диагностический. На первом этапе шло изучение личности начинающего педагога, знакомство с его личностными и профессиональными качествами, к которым относятся: педагогическое образование, теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников, наличие опыта практической работы с детьми, ожидаемый результат педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных черт характера. Диагностика проводилась в форме анкетирования, тестирования и наблюдения за организацией воспитательно – образовательного процесса в группе.
Таким образом, диагностический этап позволил нам определить стратегию и тактику деятельности по отношению к работе молодых педагогов.
Для каждого из них наставником разрабатывалсяя индивидуальный план, в котором отображаются содержание деятельности, сроки проведения и форма отчетности согласно годовым задачам.
II этап – реализационный.
Включает в себя оказание помощи в профессиональном совершенствовании и коррекции затруднений, которые так же затрагивает знания, умения и личностные компоненты.
По итогам проведения диагностического этапа нами были выбраны и применены разнообразные формы и методы работы с молодыми педагогами, способствующие повышению их профессиональной компетенции.
III этап – аналитический.
На данном этапе производился сбор и анализ результатов работы начинающего педагога. Для отслеживания динамики и результативности использованных форм и методов мы применяли то же тестирование, которое было выбрано на первом этапе. По завершению третьего этапа проводились самоанализ и рефлексия деятельности наставника. Итоги работы клуба «Школа начинающего педагога» были представлены на итоговом педагогическом совете. А начинающие педагоги подтверждали свою педагогическую компетентность через показ открытых занятий, участие в методических мероприятиях, как в детском саду, так и на муниципальном уровне.
Ожидаемые результаты
• Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ,
• закрепление молодых педагогов в учреждение, «омоложение» коллектива ДОУ;
• Участие в профессиональных конкурсах на различном уровне, создание методических разработок и рекомендаций, обмен опытом;
• Пополнена нормативно - правовая база дошкольного учреждения;
• Повышение профессиональной культуры педагогов, их уровня категорийности и умения работать на запланированный результат.
Характер реализации работы клуба
«Школа начинающего педагога»
Характер реализации – цикличный. Этапы повторяются циклами с учетом прибытия новых начинающих педагогов, потребностей педагогов и выявленных их профессиональных затруднений. Каждый начинающий педагог имеет возможность проявить себя в обучении следующих поступивших, поделиться накопленным опытом работы с детьми. Т. к. наиболее действенный способ обучения молодых специалистов с соответствующим профессиональным образованием – обмен опытом.
1 этап – диагностический.
Для реализации данного этапа и выявления трудностей начинающих педагогов мы провели анкетирование (Приложение №1, №2, №3).
По итогам анкетирования начинающих специалистов, можно сделать следующие выводы по основным затруднениям педагогов :
- Необходимость закрепления получаемых теоретических знаний, требований и положений ФГОС ДО, Профессионального стандарта педагога путем практической отработки навыков.
- Сложности в разработке и ведении документации.
- Высокие требования, предъявляемые к личности педагога, со стороны родителей (законных представителей, общественности - планирование и организация работы с родителями.
- Трудности в предупреждении и разрешении конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности.
- Недостаточно развиты навыки анализа и рефлексии собственной деятельности.
- Отсутствие навыков презентации своей деятельности, страх публичных выступлений, неуверенность в своих силах.
- Отсутствие узких специалистов в ДОО (осуществляющих обучение изобразительной деятельности, физического воспитания) влечет за собой овладение дополнительными навыкам.
Так же нами был изучен уровня профессиональной компетентности начинающих педагогов. Для выявления уровня компетентности был использован тест из авторских разработок Кириенко С. Д. (приложение 2).
Проанализировав результаты тестирования уровня компетентности у начинающих педагогов, мы установили, что из 3 педагогов на момент начала исследования были выявлены следующие уровни:
Высокий – 0 педагогов – 0%
Средний – 2 педагога – 67%
Низкий – 1 педагог – 33%
2 этап - реализационный
По итогам анкетирования и тестирования определяется совместный план работы начинающего педагога с наставником.
План работы :
Годовые планы работы клуба начинающего педагога 2017 – 2020гг. (Приложение №4)
Вовлеченность в работу Стажировочной муниципальной площадки
Ф. И. О. группы Степень вовлеченности Городские мероприятия Областные мероприятия
Шевцова И. Н. эксперт Подготовка мероприятий по заданной теме с опорой на принципы деятельностного подхода, на основе собственного опыта и опыта учреждения мастер-классы,
семинары-практикумы,
дебаты,
тренинги Семинары: «Готовность педагогических и руководящих работников к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога»; «Партнерское взаимодействие между семьей и современной ДОО через инновационные подходы. Предотвращение и разрешение конфликтов в профессиональной деятельности педагога ДОО».
Стройкина Е. А. участник Вовлечение в предложенную деятельность;
Реализация домашнего задания с детьми своей группы;
Предоставление отчета
Простомолотова О. С. участник
Ковалева С. Л. Участник (В дальнейшем переведена в эксперты)
По итогам тестирования, согласно выявленным затруднениям педагогов были выбраны следующие темы для самообразования:
Ф. И. О. педагога Тема самообразования
Стройкина Е. А. Реализация системы мероприятий направленных на оздоровление и физическое развитие детей
Простомолотова О. С. Развитие творческих способностей детей в непосредственно образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности
Ковалева С. Л. Взаимодействие ДОУ с семьями
воспитанников
Перспективный план работы с начинающими педагогами :
месяц Деятельность наставника Деятельность молодого специалиста
сентябрь Знакомство.
Обсуждение плана работы на учебный год (может корректироваться в течение года)
Консультация по ведению нормативной документации, плана воспитательно-образовательной деятельности группы.
Консультация «Возрастные особенности детей данной группы» Изучить возрастные особенности детей группы, в которой работает молодой специалист.
Определение с темой самообразования.
октябрь Посещение утреннего приема детей.
Консультация: «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми в группе в утренние часы»
Посещение утренней гимнастики
Консультация «Организация утренней гимнастики в группе» - умение правильно подбирать комплексы упражнений;
- умение грамотно использовать приемы объяснения
и показа;
- умение правильно подбирать комплексы
Изучить методические рекомендации по организации утренней гимнастики в ДОУ
ноябрь Взаимное посещение НОД (согласно теме самообразования) Посещение НОД наставника
- умение грамотно
подготовить НОД;
- умение сопоставлять задачи и содержание НОД;
- умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач;
- умение подвести итог НОД
декабрь Консультация: «Интегрированные НОД в ДОУ»
Консультация: «Организация и проведение праздников в ДОУ»
- умение составить и провести интегрированное НОД
январь Посещение мероприятия организованного молодым специалистом, согласно его темы самообразования. - умение составить и провести мероприятие согласно теме самообразования.
февраль Анализ организации деятельности во второй половине дня (подъем детей, корригирующая гимнастика, организация индивидуальной работы, игровой и самостоятельно деятельности детей, общение с детьми и родителями и т. д.)
Консультация «Организация воспитательно - образовательной работы с детьми группы во второй половине дня» - умение грамотно организовывать деятельность детей;
- умение управлять самостоятельной деятельностью детей;
-организация индивидуальной работы с детьми
март Посещение и анализ организации прогулки.
Консультация: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» - умение грамотно организовать деятельность детей на прогулке;
- умение организовать деятельность способствующую развитию познавательной и двигательной активности детей;
- организация деятельности детей по закаливанию и сохранению здоровья;
-организация индивидуальной работы с детьми.
апрель Организация работы с родителями. Составление родительского собрания - умение грамотно составить и провести часть родительского собрания;
май Отчёт по работе с педагогом Отчёт по приобретённым умениям и навыкам
А так же составлены: карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога по развитию профессиональной компетенции (Приложение №5)
Повышение квалификации начинающих педагогов
Процесс повышения профессионализма начинающих специалистов строится с учё том следующих факторов:
• уровень базового образования;
• индивидуальных особенностей: креативный потенциал, стиль, предпочитаемые способы усвоения информации и т. п.
• уровень профессиональных потребностей педагога.
Ф. И. О. педагога образование Профессиональная переподготовка 1 квалификационная категория Высшая квалификационная категория
Стройкина Е. А. высшее 2014г. 22.10.2014г. 2017г.
Простомолотова О. С. высшее педагогическое 2015г. 26.04.2017г. 2020г.
Ковалева С. Л. высшее педагогическое 2017г. 22.08.2018г. 2020г.
Курсы повышения квалификации проходятся по графику.
Наставником оказывается помощь в написании заявлений в аттестационную комиссию.
Для успешного прохождения аттестации, а так же для преодоления трудности: отсутствие навыков презентации своей деятельности, страх публичных выступлений, неуверенность в своих силах, начинающие педагоги привлекались к конкурсным мероприятиям, наставником осуществляется активная помощь и поддержка педагогов в различных конкурсных мероприятиях по продвижению и реализации своего педагогического мастерства. Постоянно развиваем творческий и педагогический потенциал.
Все три начинающих педагога принимают участие в городских конкурсах: «А ну – ка, воспитатели!», мероприятиях, и конкурсах организованных ДЮЦ, ЦДТ. Ковалева С. Л. стала победителем городского конкурса профессионального мастерства «Педагог года 2020». Так же педагоги и их воспитанники принимают участие во Всероссийских конкурсах, за что имеют наградной материал (Приложение №6).
В нашем детском саду действует проект «Ведущий педагог месяца». В рамках которого, каждый педагог, как опытный, так и начинающий, в течение месяца ведет просветительскую работу по теме своего самообразования или любой другой хорошо изученной им теме. Педагог имеет возможность поделиться опытом работы с коллегами – организовать консультативные встречи, мастер-классы, продемонстрировать опыт работы с родителями и воспитанниками. Что повышает опыт собственного профессионализма, навыки публичного выступления, и самое главное способствует созданию ситуации успеха у педагогов. Молодых специалистов стимулирует к самосовершенствованию, самообразованию. Все - троя начинающих педагога участвовали в данном проекте, в 2019-2020 учебном году, с темами своего самообразования. Участие начинающих педагогов в различных конкурсах и мероприятиях являются важнейшим критерием оценки результатов достижений наставников.
С целью поднятия мотивации педагогов, в нашем саду существует поощрительный бонус: каждый месяц выбирают «Лучший педагога месяца». Выбор педагога осуществляется по критериям:
• Создание образовательной среды с учетом возрастных и психологических особенностей детей данной группы;
• Реализация педагогической деятельности согласно задачам ДОУ на месяц;
• Организация и проведение мероприятий (открытые занятия, мастер-классы, выставки);
• Участие в конкурсах и мероприятиях города, области. И т. д.
В данном конкурсе принимали участие все педагоги ДОУ. Молодые педагоги так же являлись победителями в этом конкурсе, за что были отмечены наградным материалом.
3 этап – аналитический
Для подтверждения эффективности проделанной нами работы по организации такой формы методической работы, как наставничество, нами было проведено повторное тестирование уровня компетентности молодых педагогов.
По результатам повторного тестирования можно сделать следующие выводы:
Высокий – 1 педагог – 33%
Средний – 2 педагога – 67%
Низкий – 0 педагогов – 0%
Таким образом, по итоговым результатам, мы видим, что процесс профессионального развития молодых педагогов проходит эффективно при организации такой формы методической работы как наставничество.
Так же эффективность работы молодых специалистов мы можем отследить по «Картам индивидуального образовательного маршрута молодого педагога по развитию профессиональной компетенции» (приложение №4). И в конце года каждый педагог составляет самоанализ педагогической деятельности, для отслеживания продуктивности процесса самообразования.
Самое главное - создание психологически комфортной атмосферы в команде. Потому что доброжелательность, взаимные отношения и корректность являются основными принципами сотрудничества. И помогают в реализации целей и задач нашего клуба «Школа начинающего педагога».
Развитие проекта
В 2020-2021 учебном году нами было принятии решение расширить сеть наставничества : передача профессионального опыта работы от начинающих педагогов подросткам желающим поступить в педагогические вузы. А так же мы приняли участие в реализации инновационного проекта «Сетевое взаимодействие колледжа и ДОО, в условиях повышения готовности педагогов к профессиональной деятельности» (Приложение №7, и наладили онлайн встречи (на платформе Zoom) со студентами Киселёвского педагогического колледжа. Нами был разработан проект «Я воспитатель!». Цель, которого, является оказание профориентационной поддержки подросткам. К реализации данных проектов были привлечены ученицы МБОУ СОШ №1 и №26. План работы на 2020-2021 учебный год – приложение №8.
Данный проект был представлен на городском конкурсе «Команда лидеров образования».
Список используемых источников
1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. — М. : Наука, 1980. — 335 с.
2. Амонашвили, Ш. А. Личностно гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. — Минск: Университет, 1990. — 552 с.
3. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. — М. : Высшая школа, 1980. — 368 с.
4. Буравихин, В. А. Учитель и общество / В. А. Буравихин // Педагогика. — Барнаул: 1996. — С. 60–62.
5. Вершловский, С. Г. Особенности профессионального становления молодого учителя / С. Г. Вершловский, Н. П. Литвинова, Т. М. Симонова // Советская педагогика. — 1984. — № 4. — С. 76–81.
6. Голянская, О. А. Социально профессиональная адаптация молодежи в современных условиях / О. А. Голянская // Тезисы Всероссийской научно — практической конференции «Социально — профессиональная адаптация молодежи в современных условиях». — Кемерово: 1995. — С. 3–34.
7. Горовая, В. И. Педагогическое мастерство в профессиональной деятельности педагога высшей школы / В. И. Горовая // Непрерывное педагогическое образование. — 1994. — № 6. — С. 44–49.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы // https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/. URL : ( дата обращения: 15.10.2017)
9. Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» // https://government.ru. URL : ( дата обращения: 15.10.2017).
10. Долгова, В. И. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении / В. И. Долгова, Е. В. Мельник, Ю. В. Моторина // Концепт. — 2015. — № 31. — С. 76–80.
11. Заседание Правительства // https://government.ru. URL : ( дата обращения: 15.08.2017). «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» (утв. Правительством РФ 28.05.2014 N 3241п-П8) // https://www.consultant.ru. URL : ( дата обращения: 21.05.2016).
12. Кузьмина, Н. В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития / Н. В. Кузьмина // Гуманизация образования. — 1995. — № 1. — С. 63–66.
13. Кулюткин, Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. — 1986. — № 2. — С. 18–23.
14. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения. — М. : Педагогика, 1983. — 392 с.
15. Маркова, А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя / А. К. Маркова. — М. : Просвещение, 1993. — 192 с.
16. Никитина, И. Н. К вопросу о понятии социальной адаптации / И. Н. Никитина // Вопросы теории и методов социологического исследования. — 1980. — № 6. — С. 57–62.
17. Об утверждении концепции ФЦП развития образования на 2016–2020 годы // https://government.ru. URL : ( дата обращения: 15.10.2017).
18. Петренко, Е. И. Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении / Е. И. Петренко. — [Текст] : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 256-260. — URL : https://moluch.ru/archive/184/47316/ ( дата обращения: 03.05.2020).
19. Чистякова С. Н. Формула проектирования профессионального успеха // Профессиональное образование и занятость молодежи — XXI век. Система профессионального образования в условиях модернизации: Международная научно-практическая конференция. — Кемерово:, 2014. — С. 21–27.