МААМ-картинки

Конспект занятия «Город, в котором я живу» для детей старшего дошкольного возраста

Пшенникова Анастасия
Конспект занятия «Город, в котором я живу» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14 «Сказка»

Камчатский край, город Елизово

Город, в котором я живу

(для детей старшего дошкольного возраста,

срок реализации: 7 месяцев)

Тип: информационно-творческий.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Продолжительность: краткосрочный

Срок реализации:01.11.2015 - 31.05.2016 г.

Публикация «Конспект занятия „Город, в котором я живу“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познание, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Руководитель проекта: воспитатель Пшенникова Анастасия Борисовна

Актуальность проекта.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственно-патриотического воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, развивать интерес к истории своего края, к достопримечательностям, природе, которые его окружают.

Наш детский сад № 14 «Сказка» расположен г. Елизово. Большинству жителей город мало знаком, а значит наш проект вдвойне актуален. Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Необходимо заинтересовать и родителей в накоплении знаний о городе с последующей передачей своего опыта детям.

На наш взгляд, метод проекта — наиболее приемлем в системе руководства патриотическим воспитанием, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Цель проекта:

- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

- Повышать педагогическую компетентность родителей.

Участники проекта

Дети 6-7 лет (подготовительная группа, воспитатель, родители.

Сроки реализации проекта

7 месяцев

Прогнозируемый результат.

- Повышение нравственного уровня воспитанников;

- Расширение кругозора детей, их интереса к истории родного города;

- Развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности;

- Преобразование предметно-игровой среды группы;

- Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания;

- Появление у детей чувства гордости за свой город, уважение к его истории, народам, которые здесь живут и работают;

- Ознакомление с родным городом продолжится в повседневной жизни группы, на прогулке, в семье.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

Анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей. (Приложение 1)

Так как развитие представлений дошкольников о своей малой Родине, воспитание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – не только педагогов, но и родителей, то с целью выявлениязаинтересованности родителей в воспитании патриотических чувств у детей по отношению к своему городу было проведено анкетирование родителей.

Результаты анкетирования дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.

2. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города. (Приложение 2)

Для определения уровня сформированности представлений у дошкольников о названии города, в котором они живут, своего адреса, о достопримечательностях города.

В ходе исследования было выявлено, что 36 % детей имеют достаточно скудные представления о родном городе. У 39% детей отсутствовал познавательный интерес к жизни города. И только 25% смогли рассказать, что им нравится в родном городе, но их отношения были ещё неосознанным.

Разработка перспективного плана.

Таким образом, мною была обоснована необходимость организации ипроведения системы мероприятий, способствующих проявлению интереса, воспитанию любви к родному городу, желанию беречь его, проявлять заботу о нём.

II этап – основной:

Дата Совместная деятельность педагога и детей Совместная деятельность родителей и детей

ноябрь - знакомство с улицами города

-создание рисунков: «Мой двор»

-выставка рисунков -заучивание своего домашнего адреса;

-беседа о поведении во дворе, на улице

декабрь -рассматривание географической карты

-знакомство с символикой

г. Елизово

- прослушивание и разучивание текста гимна города -закрепление материала

-лепка: «Герб моего города»

январь - знакомство с историей города

- презентация о достопримечательностях

г. Елизово

- посещение детьми совместно с родителямидостопримечательностей города

-подготовка фото для альбома

-составление с детьми описательного рассказа о прогулке

февраль - беседа с детьми о прогулке по родному городу

- изготовление фотоальбома «Достопримечательности г. Елизово» - оказание помощи в составлении альбома

март - беседы – презентации «Знаменитые люди нашего города

-чтение стихотворений о городе - закрепление материала

апрель Подготовка и проведение досуга на тему: «Мой любимый город» (с участием родителей)

май Оформление патриотического уголка в детском саду: «Елизово – город, в котором мы живем

Учитывая, что детская игра — одно из самых важных направлений организации жизни детей в дошкольном учреждении и познавательные процессы легче развивать в игре, в рамках проекта спланирована игровая деятельность.

Дидактические игры: «Какой наш город», «Кто что делает», «Прогулка по городу», «Заколдованный город», лото «Знаешь ли ты свой город», «Любимый город», «Подбери словечко», «Ошибки художника» и т. п.

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Музей», «Мы — строители», «Почта», «Библиотека», «Мы — экскурсоводы», «Наша улица».

Создание игровых ситуаций: «Строим город Елизово», «Правила уличного движения», «Уроки вежливости и этикета».

С целью выявления результативности проведенной нами работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников через знакомство с родным городом были повторно предложены детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родном городе.

100% детей твердо знают название города, в котором живут, и могут безошибочно найти герб района и рассказать о нем. Об истории возникновения нашего города имеют точные знания 91% детей, 9% (1 ребенок) допускает небольшие неточности. 82% детей имеют представление о названии улиц города, знают, по какому адресу находятся дома, в которых они живут, детский сад, который они посещают. Дети могут объяснить, почему или в честь кого названы улицы города, 18% допускают ошибки.

Познакомить сдостопримечательностями нашего города могут 81% детей, 19% - немного в этом затрудняются.

В итоге, общий уровень следующий: 87% детей имеют прочные знания о родном городе, 13% - допускают небольшие неточности. В результате изучения данной темы дети многое узнали о своем городе, видели его красоту и богатство своими глазами. В своей работе мы старалась научить детей не только восхищаться красотой окружающего мира, но и заложить ростки любви к родному городу, попыталась научить их самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни, старалась воспитать чувство настоящего горожанина, который умеет использовать свои знания на практике.

Анкетирование родителей подтвердило эффективность нашей работы.

Родители стали отмечать не только интерес и желание детей как можно больше узнать о родном городе, но и признали, что сами стали больше уделять внимания патриотическому воспитанию ребенка. Многие родители в своих ответах указали на то, что стали интересоваться историей города.

Подводя итог, мы можем говорить о том, что в ходе работы наблюдалась

положительная динамика воспитания патриотических чувств у дошкольников. Таким образом, систематическая работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине».

Литература:

1. Н. В. Алешина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Изд. УЦ «Перспектива», Москва — 2009.

2. А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2009 г.

3. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова Мы живем в России. Изд. «Издательство Скрипторий», Москва 2007 г.

4. М. Д. Маханева Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Изд. «Аркти». Москва, 2004 г.

5. Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева Система патриотического воспитания в ДОУ. Изд. «Учитель», Волгоград, 2007г.

6. Практический журнал «Воспитатель ДОУ» № 8 2011 г., № 12 2011 г.

7. Шевцов, В. С. Елизово, 1975– 2010: к 35-летию со дня образования города Елизово : посвящ. матери — Екатерине Иннокентьевне Шевцовой: историко-геогр. очерк / [В. С. Шевцов; фот. С. И. Бейнеровича, В. Л. Дворовенко, А. В. Еремина [и др. ]; науч. рец. В. Э. Оболоник]. — [Петропавловск-Камчатский, 2009]. — 110 с. : ил. — Прилож. : с. 87–96. — На 5-й с. : портрет и биогр. автора.

Приложение 1

Анкета для родителей

«Патриотическое воспитание ребенка»

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию, поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.

Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

Да.

Нет.

Что для вас означает выражение «быть патриотом»? ___

Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?

Да.

Нет.

Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?

В школе.

В семье.

В детском саду.

Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?

Да.

Нет.

Иногда.

Рассказываете ли вы своему ребенку о Тимашевске, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?

Да.

Нет.

Иногда.

В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?___

Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?___

Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?___

Благодарим Вас!

Приложение 2

Диагностика детей дошкольного возраста по выявлению уровня знаний о родном городе (автор Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова)

Задание 1. «Родной город»

Цель: название своего города,

Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию.

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок без особого труда узнает и называет город

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не уверенно называет город

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок не знает названия города

Задание 2. «Домашний адрес»

Цель: знание домашнего адреса старших группах адрес детского сада)

Методы: Беседа, запись ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает ответить на

вопрос «Назови свой адрес» (А знаешь ли ты адрес детского сада)

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок без особого труда называет домашний адрес (и адрес детского сада)

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не уверенно называет адрес, путается.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок не знает домашний адрес (адрес детского сада)

Задание 3. «Достопримечательности»

Цель: умение узнавать достопримечательности родного города

Методы: Беседа, показ фотографий, запись ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми, рассматривание фото.

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок узнает и называет достопримечательности, связанные с детским отдыхом

Средний уровень (2 балла)

Ребенок узнает, но не всегда может назвать достопримечательность.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок не узнает и не называет достопримечательность

Публикации по теме:

«Город, в котором я живу». ООД по ознакомлению с окружающим миром«Город, в котором я живу». ООД по ознакомлению с окружающим миром Программное содержание Учить детей называть город, в котором они живут. Дать первоначальные знания об истории города Краснодара. Подвести.

«Город, в котором я живу». Познавательно-творческий проект«Город, в котором я живу». Познавательно-творческий проект Участники проекта: - воспитанники группы; - воспитатели группы; - родители воспитанников. Срок реализации: краткосрочный (2 недели).

Янтарный… Край, в котором я живу (фотозарисовка)Янтарный… Край, в котором я живу (фотозарисовка) Янтарный -небольшой уютный посёлок городского типа на Северо-западе Калининградской области. До 1946 года он носил название Пальмникен.

Конспект НОД по аппликации «Дом в котором я живу» во второй младшей группеКонспект НОД по аппликации «Дом в котором я живу» во второй младшей группе Тема: Дом в котором я живу. Цель: Создать условия для формирования умений располагать части предмета в определённой последовательности.

Конспект НОД в средней группе «Моя малая Родина — поселок Кировский, в котором я живу»Конспект НОД в средней группе «Моя малая Родина — поселок Кировский, в котором я живу» Конспект НОД в средней группе на тему : «Моя малая родина - поселок, в котором я живу» Цель: Продолжать формировать элементарные представления.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Город, в котором я живу. Нижний Новгород» Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста «Город, в котором я живу» Наталья Студнева Конспект занятия по развитию речи.

Конспект занятия в младшей группе детского сада дети 3–4 лет «Дом, в котором я живу» Задачи Образовательные: - Формировать у детей представление о частях, из которых состоит дом, материалах,из которых строят дом. - Дать предложение.

Образовательно-исследовательский проект «Город, в котором я живу. Оренбург»Образовательно-исследовательский проект «Город, в котором я живу. Оренбург» Актуальность: У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Село, в котором я живу» Проект: долгосрочный, групповой, творческий, исследовательский. Составила Черная Светлана Анатольевна, воспитатель: МБ ДОУ Детский сад.

Проект в подготовительной группе «Город, в котором я живу» Проект «Город, в котором я живу!»По доминирующей деятельности: познавательно-творческий По количеству участников: групповой Характер контактов:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Город, в котором я живу» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 марта 2022 в 13:42
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Город, в котором я живу» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Пшенникова Анастасия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД