Ландыш Габдрахманова
Голосовые упражнения, как профилактика нарушений голоса у педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
В повседневной работе педагогам приходится постоянно и активно пользоваться звучащим словом, вследствие чего они испытывают большие речевые нагрузки. Нарушениями голоса страдают ок. 60 % педагогов.
Голос человека – это поток звуков, образуемых голосовым аппаратом человека и отличающихся высотой, силой, тембром и т. д., а также сама звучащая речь.
Голосообразование происходит путем выдыхания воздуха из легких через рот и нос, при этом голосовые складки вибрируют и создают звуковые колебания в проходящем через них воздухе.
Публикация «Голосовые упражнения, как профилактика нарушений голоса у педагогов» размещена в разделах
Фонастения- функциональное нарушение голоса, является профессиональным «заболеванием» лиц голосоречевых профессий. К проявлениям фонастении относятся невозможность произвольно регулировать звучание голоса (усиливать или ослаблять, прерывание (осечки) и быстрая утомляемость голоса, охриплость.
Цель данной статьи - описать навыки свободного владения голосом на основе смешанного (грудно-брюшного) типа дыхания, способствующего воспитанию лучших качеств речевого голоса : силы, полетности, легкости, гибкости, красоты тембровой окраски.
Первый этап работы над голосом – освобождение фонационных путей, создание наилучших условий для свободного звучания. Для этого необходимо снять излишнее напряжение в области гортани и плечевого пояса.
1. Произнести медленно 3-4 раза подряд согласные К и Г, затем медленно, беззвучно, почти не открывая рта, но хорошо раскрывая полость зева, произнести 3-4 раза подряд гласные А, Э, О.
2. а) Произнести медленно, беззвучно, А, Э, О, стараясь шире раскрыть зев, а не рот; затем, повторяя (беззвучно) эти гласные, наклонить голову вниз, до соприкосновения с грудью; потом плавным медленным движением запрокинуть голову назад (продолжая произнесение гласных);
б) наклонить голову вправо, как бы желая положить ее на плечо, потом плавно наклонить голову влево (в этом положении беззвучно повторяя гласные).
3. «Прополоскать» на выдохе рот и горло воздухом, вспомнив, как это делается при полоскании водой и стараясь точно воспроизвести эти движения;
Второй этап: отыскивание под наслоениями привычек своего естественного, свободного привычного голоса.
Упражнение 1 : «Стон»
Встать прямо. Сделать вдох через нос и, сохраняя основное положение, послать выдыхаемую на звуке М струю так, чтобы ощутить звучание в верхних передних зубах.
Упражнение 2 "Обрати внимание"
Представьте себе, что вам не здоровится. Привлеките к себе внимание легким стоном, родившимся на самых кончиках ваших губ: «ммм ….мммммм…мммм». Когда вы привыкните собирать звук в одну точку, фокусируя его на кончиках прикрытых губ так, чтобы ощутить их вибрацию, можно переходить к следующему упражнению.
Упражнение 3 "Радиограмма"
Попробуйте передать азбукой Морзе нужный сигнал. Пусть он звучит как зуммер: «ммам-мам-мам-мам…мам-ммамм…». Чуть приоткрывайте губы на гласном звуке «а» и следите, чтобы он звучал коротко. Снова пошлите радиограмму только теперь уже пользуясь всеми гласными основного ряда:«а», «э», «о», «у», «ы», «и». Повторяйте многократно свой вызов: «ммомм, ммумм…. ммымм….ммиммм».
Атака звука
Упражнение 1 «Твердая атака». Выполните упражнение для усвоения твердой атаки звука, воскликнув: с ощущением испуга: «Ах, какой ужас!», с ощущением восторга: «Ах, какая прелесть!».
При мягкой атаке голосовая щель смыкается менее плотно, лишь настолько, чтобы можно было воспроизвести звук.
Упражнение 2. «Мягкая атака». Выполните упражнение для усвоения мягкой атаки звука. Для этого воскликните с радостным приятным ощущением : «Ах, как хорошо!», «Ах, как чудесно!». Атака звука способствует выработке гибкого звонкого голоса.
Данные голосовые упражнения способствуют воспитанию лучших качеств речевого голоса. Не забывайте, что голос – это ваше богатство. Берегите его, занимайтесь профилактикой!