Наталья Пряничникова
Годовой план работы педагога — психолога в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТА
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.
В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам — общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К 6-летнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.
Публикация «Годовой план работы педагога — психолога в ДОУ» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник пользуется определенными способами, которые он перенимает от взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания — произвольного внимания — к 6—7 годам уже достаточно велики.
В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является «универсальным средством организации внимания» (В. С. Мухина). Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на однообразной и неинтересной деятельности; напротив, в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.
Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшие впечатления. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у 6—7-летних детей несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок.
Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить в возрасте 4—5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6—7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6—7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.
Таким образом, к 6—7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет господствующее положение.
Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности.
Развитие пространственных представлений ребенка к 6—7 годам достигает высокого уровня. Для детей характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя эти попытки не всегда достаточно успешны, анализ деятельности детей указывает на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения.
Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается к шести годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.
Н. Н. Поддьяков показал, что в возрасте 4—6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов, воздействия на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития, т. е. наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным, он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно-действенного мышления появляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления — наглядно-образного мышления, которое характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, без применения практических действий. Конец дошкольного периода характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления — наглядно-схематического мышления. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения.
Наглядно-схематическое мышление создает большие возможности для освоения внешней среды, являясь средством для создания ребенком обобщенной модели различных предметов и явлений. Приобретая черты обобщенного, эта форма мышления остается образной, опирающейся на реальные действия с предметами и их заместителями. В то же время данная форма мышления является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий. Таким образом, к 6— 7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое. Старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу умственного развития.
Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Выражается это в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует достижение волевой регуляции поведения. Ребенок 6—7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом значительное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.
При выполнении волевых действий значительную роль продолжает играть подражание, хотя оно становится произвольно управляемым. Вместе с тем, все большее значение приобретает словесная инструкция взрослого, побуждающая ребенка к определенным действиям. У старшего дошкольника отчетливо выступает этап предварительной ориентировки. Игра является тем видом деятельности, который требует реализации предварительно намеченных линий поведения, поэтому она в значительной степени стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения.
В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению ребенка. Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания. В этом возрасте одним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилий мотивов является оценка действий взрослыми.
Необходимо отметить, что к старшему дошкольному возрасту происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время ребенок становится более активным в поиске новой информации. Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих. Выполнение определенных правил и в более младшем возрасте служило для ребенка средством получения одобрения взрослого. Однако в старшем дошкольном возрасте это выполнение становится осознанным, а определяющий его мотив — «вписанным» в общую иерархию. Важная роль в этом процессе принадлежит коллективной ролевой игре, являющейся шкалой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.
Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать с этой точки зрения последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого. Е. В. Субботский считает, что в силу интериоризации правил поведения нарушение этих правил ребенок начинает переживать даже в отсутствие взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и других людей.
Основой первоначальной самооценки является овладение умением сравнивать себя с другими детьми. Для шестилетних детей характерна в основном недифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка себя в сравнении с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок 6—7 лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению.
Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6—7 лет, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающем расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. У ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения. Его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.
Цель: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития ребенка на всех этапах дошкольного детства.
Задачи:
1. Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития.
2. Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем при подготовке детей к обучению в школе.
3. Взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии, ограниченные возможности здоровья, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно- развивающей работы.
4. Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей.
5. Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.
Основные направления работы :
1. Диагностическое.
2. Коррекционно – развивающее.
3. Консультативное.
4. Просветительское и профилактическое.
5. Организационно-методическое
Формы работы :
1. наблюдение;
2. беседа;
3. анкетирование;
4. развивающие занятия;
5. тренинги;
6. консультации.
Ноябрь, 2020 г. Работа с детьми Оформление рабочей документации. Скрининговая диагностика готовности детей к школе в подготовительных группах. Скрининг (совместно с педагогами) психологического фона развития сенсорной, личностной и эмоционально-волевой сфер у детей средних и старших групп (выявление группы риска).
Формирование группы риска, составление индивидуальных программ на каждого ребенка в группе риска.
Взаимодействие с педагогами Выявление детей группы риска: с проблемами в адаптации, развитии, воспитании и обучении (экспертная оценка воспитателя, наблюдение).
Взаимодействие с родителями Анкета для родителей детей подготовительных групп «Готов ли ваш ребенок к школе?». Индивидуальное консультирование родителей по запросам.
Оформление информационных уголков (по запросу родителей, педагогов)
Декабрь, 2020г. Работа с детьми Формирование подгрупп для коррекционно-развивающей работы по развитию сенсорной, личностной и эмоционально-волевой сфер. Составление психолого-педагогических заключений на детей группы риска. Проведение коррекционно—развивающей работы : с детьми группы риска (коррекционные игры и упражнения по индивидуальным программам); в средних и старших группах (психопрофилактические игры по программе «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» (Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А.)
в подготовительных группах (игры по программе «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет» под редакцией Куражевой Н. Ю., Козловой И. А. (*)
Взаимодействие с педагогами Подведение итогов по результатам диагностики готовности к школе (аналитическая справка). Совместно с педагогами составление индивидуальных программ на детей группы риска
Индивидуальные беседы по итогам проведения диагностического обследования детей, предоставление рекомендаций
Изучение актуальных запросов педагогов по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Консультирование по интересующим вопросам
Взаимодействие с родителями Индивидуальные консультации по результатам проведения диагностического обследования. Работа по запросам. Участие в родительских собраниях по вопросам развития, воспитания и обучения детей. Наглядная стендовая информация: «Скоро в школу! Родители вы готовы?»; «Если ребенок агрессивен…»; «Если ребенок не слушается…» Индивидуальное консультирование, выдача рекомендаций.
Январь, 2021г. Работа с детьми Диагностическое обследование проблемных детей – формирование банка данных, подготовка к ПМПК. Составление психолого-педагогических заключений.
Проведение коррекционно—развивающей работы (*)
Взаимодействие с педагогами Сбор диагностических данных для оформления психолого-педагогического заключения на детей, предоставляемых на ПМПК. Участие в составе ПМПК. Рекомендации по улучшению психологического комфорта детей в ДОУ. Познавательно-деловая игра для педагогов «Палитра эмоций».
Консультирование по интересующим вопросам
Взаимодействие с родителями Оформление в группах информационных уголков психологической консультации : «Психологическая готовность к школе» (подготовительные группы);«Домашняя работа для пальчиков» (старшие группы); «Наказывая, продумай!» (средние группы); Индивидуальное консультирование, выдача рекомендаций.
Разработка памяток по запросу воспитателей.
Февраль, 2021г. Работа с детьми Диагностическое обследование проблемных детей – формирование банка данных, подготовка к ПМПК. Составление психолого-педагогических заключений.
Проведение коррекционно—развивающей работы (*)
Взаимодействие с педагогами Индивидуальные рекомендации по интересующим вопросам.
Взаимодействие с родителями Оформление в группах уголков психологической консультации : «Детская ложь. Как с ней бороться» (старшая группа); «Если ребенок агрессивен.» (средняя группа); «Первый экзамен!» (подготовительные группы); «Капризы и упрямство» (адаптационные группы). Консультирование по интересующим вопросам.
Март, 2021г. Работа с детьми Диагностическое обследование детей подготовительных (сравнение с началом года). Проведение коррекционно—развивающей работы (*)
Взаимодействие с педагогами Изучение психологического микроклимата в ДОУ (методика Ф. Фидлера).
Консультирование по интересующим вопросам.
Взаимодействие с родителями Разработка памяток для родителей: «Кризис 7 лет», «Ребенок со страхами»
Оформление уголка психологических консультаций : «Медлительные дети» (средние группы); «Капризы и упрямство» (младшие группы); «Кризис 7 лет» (подготовительные группы); «Если Ваш ребенок боится…» (старшие группы). Консультирование по интересующим вопросам.
Апрель, 2021г. Работа с детьми Диагностическое обследование детей средних групп, составление психологических характеристик для представления на ПМПК (выявление проблемных категорий детей). Проведение коррекционно—развивающей работы (*)
Взаимодействие с педагогами Сбор диагностических данных для оформления психолого-педагогического заключения на детей, предоставляемых на ПМПК. Проведение анкетирования, составление рекомендаций.
Консультирование по интересующим вопросам
Взаимодействие с родителями Оформление в группах уголков психологической консультации : «Готов ли ребенок к школе» (подготовительные группы); «Ребенок- телезомби» (средние группы); «Если ребенок рассеян…» (старшие группы); «Если ребенок не слушается родителей…» (младшие группы); «Капризный ребенок» (младшие группы);
Индивидуальное консультирование по запросам родителей.
Май, 2021г. Работа с детьми Участие в составе ПМПК в ДОУ. Написание аналитических отчетов: о готовности детей подготовительных групп к школе; о проделанной работе за учебный год. Проведение коррекционно—развивающей работы (*)
Взаимодействие с педагогами Участие в составе ПМПК. Подведение итогов после ПМПК, обработка психолого-педагогического заключения на детей. Формирование подгрупп детей с ОНР к следующему учебному году. Составление рекомендаций. Консультирование по интересующим вопроса. Выступление на педагогическом совете. Презентация: «Итоговый аналитический отчет психолога, о проделанной работе за год», перспективы коррекционно-профилактической работы на следующий учебный год.
Взаимодействие с родителями Наглядная стендовая информация: «Тревожный ребенок» (средние группы); «Медлительный ребенок» (старшие группы); «Психологическое здоровье» (младшие группы); «Развиваем мышление» (старшие группы, «Развиваем кругозор старшего дошкольника» (подготовительные группы); Консультирование родителей по интересующим вопросам. Анкета «Готова ли ваша семья к поступлению в первый класс»