Наталья Мамаева
Годовой план проведения лингвистических игр с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Неделя
1 Название игры. Цель проведения
2 Оснащение игры. Краткое содержание
3
1. 1. «Докажи»- учить находить различия в сходном, учить умению убеждать собеседника.
2. «Последовательные картинки» - развивать анализ, синтез, учить устанавливать причинно-следственные связи. (Подосиновик – мухомор).
Ребенок называет как можно больше отличительных признаков сравниваемых предметов.
(Серии сюжетных картинок).Рассматривает картинки, рассказывает в последовательности, передает содержание предлагаемого сюжета
Публикация «Годовой план проведения лингвистических игр с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
2. 1. «Поиск общих свойств» - учить видеть существенные и несущественные признаки предметов, вскрывать связи между предметами.
2.»Оживление – развивать воображение путем одушевления предметов окружающей действительности (2 слова, мало связанные между собой: «мел», «мука»). Найти общие свойства двух предметов, по которым можно их объединить.
(Овощи, фрукты). Дети представляют, как какой-нибудь предмет ожил и заговорил.
3. 1. «На что похожа» - развивать наблюдательность, творческое воображение.
2. «Сокращение рассказа» - учить концентрировать внимание на сути, отсекая все второстепенное. (Плывущие по небу облака, листья деревьев, трещины на асфальте, сухие ветки, лужи, случайные пятна). Дети рассматривают, находят сходство с другими предметами.
(Рассказ Л. Толстого «Дуб в орешнике) Ребенок передает содержание рассказа максимально сжато, используя 2-3 предложения, отражающих самое основное. Ни одного лишнего слова!
4. 1. «Хорошо-плохо» - формировать переключаемость внимания, учить анализировать и оценивать ситуацию.
2.»Ускорение – замедление» - развивать воображение, анализ синтез, учить делать выводы. (Любой предмет, ситуация, поступок, явление природы).Дети выявляют сначала положительные качества(«нравиться», затем отрицательные («не нравиться») и что хотелось бы изменить.
(Времена года). Дети представляют, что случиться, если на нашей планете лето, вдруг смениться зимой. Как будут жить и чувствовать себя растения, люди, животные
5.
1. «Аргументация» - учить искать сходство по существенным и несущественным признакам, развивать анализ, синтез, воображение.
2.» Скрытая трактовка» - формировать умение фиксировать существенные признаки. (20 различных предметных картинок). Водящий выбирает картинку, не показывая ее, задает вопрос; «На что похоже?». Заслушав варианты ответов, аргументирует сходство с названными предметами.
(Любой предмет, слово, понятие, явление).
Дети составляют своеобразные загадки – рассуждения «Что бы это значило?»
6.
1. «Прямая трактовка» - формировать стройность и четкость мышления, умение фиксировать существенные признаки.
2.»Маятник» - формировать переключаемость, гибкость мышления.
Любой предмет, слово, понятие, явление). Ребенок дает полное объяснение («Роса – капелька воды, которую можно увидеть ранним утром на траве»).
(Любая ситуация, явление). Ведущий чередует положительные и отрицательные стороны ситуации, сопровождая вопросом «Почему?»
День рождение – это хорошо. Почему?
Много сладостей – это плохо. Почему?
Доктор полечит – это хорошо. Почему?
7. 1. «Давай поговорим» - развивать воображение, любознательность.
2. «Телевизор» - формировать способность к перевоплощению, развивать воображение.
(«Мечта», «желание»). Ведущий называет свою мечту и предлагает детям подумать о причинах ее возникновения. Затем дети делятся своей мечтой.
(Макет телевизора, парик, игрунки). Ребенок, телеведущий какой – нибудь передачи, демонстрирует свои умения в ведении передачи. Дети зрители.
8.
1.» Объяснялки» - формировать умение точно формировать мысли.
2. «Рассказ от первого лица» - формировать способность к эмпатии, развивать воображение творческую фантазию.
«Скрытая трактовка» - 5., «Прямая трактовка» - 6.
(Живое или неживое существо). Ребенок ведет повествование, от какого- нибудь лица.
Собака. Что она видит вокруг? И т. п.
9. 1. «Если бы…» - формировать способность устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием.
2. «Ресурсный анализ ситуации» - развивать способность поиска альтернативных путей решения задач.
Явление природы). Дети представляют и рассказывают о том, что будет на земле если исчезнет солнце.
(Ситуация из реальной жизни). Дети обдумывают затруднительную ситуацию и возможные варианты ее разрешения.
- Ты гуляешь на улице. У тебя нет часов. Ты не знаешь, пора ли тебе домой. Что ты предпримешь?
10. 1.»Составление предложений» - развивать способность быстро устанавливать разнообразные связи между предметами.
2.»Временные рамки» - формировать способность устанавливать причинно-следственные связи между различными предметами, создавать новые образы из отдельных элементов. (2-3 слова не связанные между собой по смыслу). Дети составляют предложения, включая названные слова.
( Категории: до, после. сейчас. раньше, позже, младше, старше). Ребенок описывает свойства простого предмета («чашка»). Как он попал сюда? Что сним было раньше? Что будет потом?
11. 1.»Что лишнее?» - учить устанавливать сходство по существующим и несуществующим признакам.
2.»Веселые картинки» - устанавливать неожиданные связи между предметами, создавать новые образы из отдельных элементов. (3 слова или картинки, не связанные между собой по смыслу). Дети исключают 1 предмет и находят как можно больше признаков, объединяющих оставшихся 2.
(«Экспресс» - таблица, 20 штук различных картинок). Сочинение рассказа, в котором каждая последующая картинка выступает отправным, но связывающим звеном в придумывании последующих сюжетных событий.
12. 1. «Общее и особенное» - формировать умение находить существенные признаки, сходства и различия в однотипных действиях, предметах.
2. «Я люблю себя за то.» - учить анализировать собственные достоинства. (однотипные действия, выполняемые различными объектами, предметами). «сон человека и сон медведя»; «Плавание дельфина и моторной лодки». Чем схожи? Чем похожи?.
(Собственные положительные качества, поступки). Ребенок называет качества, которые ему нравятся в себе; поступки, за которые его поощряют и от которых он испытывает удовлетворение.
13. 1. «Представь» - формировать способность материализовать в словах нематериальное на основе воображения.
2. «Фантастический анализ сказочных персонажей» – развивать гибкость, переключаемость мышления, способность к прогнозированию.
(Состояние души, явления природы). Ребенок описывает словами, как выглядит смех, чем пахнет лунный свет, радуга и т. д.
( Орудия волшебства в сказке: метла, посох, волшебная палочка ипр.). Ребенок фантазирует на тему: что случится., если кто-то другой завладеет орудием волшебства.
14. 1. «Добавление» - формировать умение синтезировать понятие из отдельных элементов.
2. «Путешествие» - развивать творческое воображение, анализировать аналитико- синтетическую функцию мышления. (Картинки с изображением животных). Дети рассматривают картинки, обдумывая ответ на вопрос: - Что надо добавить, чтобы получился лес? - Зоопарк?
(Картины художников живописного жанра, иллюстрации к сказкам). Дети представляют, что они вдруг оказались на месте события. Рассказывают, что они услышали, увидели, почувствовали, находясь рядом с каким- либо объектом, героем. Что здесь было раньше?
15. 1. «Я хочу нарисовать.» - развивать творческое воображение путем объединения различных предметов в один сюжет.
2. «Изменение сказочной развязки» - формировать способность находить аналогии между различными предметами. (Предметы для рисования). Дети сообщают замысел рисунка, ведущий объединяет все сказанное в один сюжет («аквариум», «ракета», «дерево») : - Рисуем аквариум, в котором растет дерево и летает ракета.
(Сюжет знакомой сказки). Дети переделывают финал знакомой сказки с помощью введения в сюжетное повествование какого – либо средства, неожиданно возникшей идеи.
16. 1. «Ресурсный анализ предмета» – формировать способность быстро находить аналогию между различными предметами.
2. «Рассказ – каламбур» - учить устанавливать связи между различными предметами, создавать новые образы из отдельных элементов.
(Предметы, слова). Дети называют несколько «похожих» предметов на основе выявления соответствия по выполняемым функциям: «дом» (защищает от погоды) – лодка, зонт, плащ, навес и пр.
(Таблица «ассорти – коллаж», картинки, предметы, буквы, цифры, бросовый материал). Дети составляют рассказ. Затем таблица закрывается. Рассказ восстанавливается в той последовательности, в какой открываются квадраты таблицы
17. 1. «Что общего? – формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов.
2. «Смена места действия» - формировать способность к переключаемости мышления. (10 картинок, не связанных по смыслу). К первой картинке дети по- очереди присоединяют все остальные, аргументируя признак общности.
(сюжет знакомой сказки). Дети переносят сюжет знакомой сказки в другое время и пространство: «Теремок в океане».