Людмила Обуховаl
Артикуляционная гимнастика и особенности ее проведения с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Можно ли помочь маленькому человечку в становлении правильной, чистой, свободной речи? Вполне! И сделать это в состоянии не только логопеды, но и педагоги детского сада, не имеющие специального дефектологического образования. Хорошо, если и родители не останутся в стороне от этой проблемы. Одним из самых доступных средств ее решения является артикуляционная гимнастика.
Публикация «Артикуляционная гимнастика и особенности ее проведения с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Занятия артикуляционной гимнастикой целесообразно начинать в самом раннем дошкольном возрасте, так как именно с этого периода возможно воздействовать на мышцы артикуляционного аппарата ребенка, то есть добиваться их мягкости, эластичности и подвижности и тем самым предупредить возникновение неправильного звукопроизношения.
Как же организовать обучение, чтобы оно было воспринято с радостью и интересом даже детьми ясельной группы?
Посадим ребятишек в удобном месте. Приготовим для каждого упражнения яркую мягкую игрушку или куклу бибабо. Уточним с детьми, где находится язычок и его кончик, где губки, зубки, щечки. Познакомим малышей с некоторыми упражнениями органов артикуляционного аппарата : губы в улыбке или вытянуты трубочкой, язычок поднят вверх, опущен вниз, двигается в стороны, щелкает и т. д. Затем начнем интересную игру «Веселый зоопарк».
Дети выбирают понравившуюся игрушку и выполняют задание под речевое сопровождение воспитателя.
ИГРА «ВЕСЕЛЫЙ ЗООПАРК»
Рыбка
Рыбка ротик открывает, Дети широко открывают и закрывают рот.
Говорить она желает.
Добрый тигренок
Наш тигренок не кусается, Дети растягивают губы в широкой улыбке, обнажая сомкнутые Нам тигренок улыбается. зубы.
Слоник
Тянет слоник хоботок, Дети вытягивают губы трубочкой.
Так он воду достает.
Киска
Тише, киске нелегко — Дети, открыв рот, выполняют движения языком вперед- назад.
Она лакает молоко
Любопытный гусь
Шейку вытянул гусак. Дети вытягивают вперед узкий кончик языка.
Вот так, вот так!
Лошадка
К нам лошадка скачет! Дети щелкают языком, широко открыв рот.
Что же это значит?
Обезьянка
Обезьянка-озорница Дети, улыбаясь, произносят «пя-пя-пя», зажимая губами Может целый день дразниться! широкий кончик языка.
Мишка-сладкоежка
Мишка очень любит мед, Дети, открыв рот, облизывают верхнюю и нижнюю губу.
Он его сейчас слизнет.
Лягушка
На обед себе лягушка. Дети кончиком языка, стараясь поднять его как можно выше,
Ловит комара и мушку. касаются верхней губы.
Попугай
Попугай волнистый мой Дети, открыв рот, выполняют движения языком вправо-влево.
Вечно крутит головой!
Панда
Эта пандочка-толстушка Дети, открыв рот, выполняют вибрирующие движения языком,
Настоящая болтушка! касаясь верхней губы.
Жираф
У жирафа голова Дети, широко открыв рот, достают кончиком языка до верхнего
Достает до потолка: неба.
Озорной щенок
А щенок по кличке Шарик. Дети надувают и сдувают щеки.
Все гонял воздушный шарик,
Толстой лапой Шарик топнул,
И воздушный шарик лопнул.
Ежик
А у ежика иголки Дети дотрагиваются кончиком языка до внутренних
Ох, как колки! Ох, как колки! сторон правой и левой щеки.
Усталый лосенок
Лосенок высунул язык, Дети, открыв рот, улыбаясь, показывают широкий
Он долго бегать не привык. расслабленный язык.
При проведении артикуляционной гимнастики, особенно на начальном этапе, воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми. Каждое повторяется несколько раз. Благоприятный эмоциональный фон, столь необходимый на занятиях, достигается похвалой и поощрением занимающихся. Выбирая игрушки, дети сами определяют последовательность заданий и поэтому чувствуют себя самостоятельными и свободными. Благодаря такой организации занятий можно добиться хороших результатов в обучении.