Наталья Владимировна
Годовой отчет учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Цель коррекционно – педагогического воздействия на 2013 – 2014 учебный год - создание оптимальных условий, способствующих полному раскрытию речевых возможностей детей дошкольного возраста, предупреждению у них вторичных нарушений и трудностей в подготовке к школьному обучению (речевая готовность).
Задачи:
1. Провести диагностику и анализ уровня развития речевой деятельности дошкольников (логопедической группы и групп ДОУ общеразвивающей направленности).
2. Обеспечить реализацию комплексного, профилактического и коррекционного воздействия на речевое развитие детей.
Публикация «Годовой отчет учителя-логопеда» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Отчет учителя-логопеда
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
3. Повышать компетентность педагогов по вопросам теории и практики логопедической работы.
4. Определить наиболее эффективные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) детей, имеющими нарушения развития речевой функции с целью комплексной и всесторонней помощи.
Приоритетные направления деятельности на 2013-2014 уч. год:
• совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям;
• структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и вне их;
• систематизация учебно-методического материала.
1. Организационная деятельность
В начале учебного года диагностика речевых нарушений, целью которой являлось – определить степень нарушения речи и наметить образовательный маршрут, показала, что у детей наблюдается следующее:
Логопедическое заключение Количество детей
ОНР, IVуровень 3
ОНР, III уровень 6
ОНР, II- IIIуровень 2
ОНР, II уровень 1
Данные логопедического обследования были зафиксированы в речевых картах, заполняемых на каждого ребёнка. Также, были оформлены следующие виды документов: «Дневник логопеда», «Индивидуальный план коррекции речевых нарушений».
После того, как определилась степень нарушений речевых компонентов у детей, были разработаны планы коррекционно – педагогической работы (перспективный, тематический, индивидуальный, план по подготовке к овладению грамотой).
Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту звукопроизношением, словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов, согласованного и систематического взаимодействия с семьей дошкольников.
Вся коррекционно – педагогическая деятельность строилась на основе программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»/ Под ред. Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
В начале года были определены основные направления логопедической работы по преодолению у детей ОНР и развитию речевой готовности к школьному обучению.
Коррекционно – педагогическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
Создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и массаж, развитие речевого дыхания, постановка звуков)
Развитие фонематического восприятия.
Развитие слоговой структуры слова.
Расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам.
Развитие грамматического строя речи (категории числа, рода и падежа).
Развитие связной речи.
Развитие общей и мелкой моторики
Подготовка к овладению грамотой.
Коррекционное воздействие по всем направлениям осуществлялось в течение всего дня: в режимных моментах, НОД (фронтального, подгруппового, индивидуального вида).
Занятия с детьми в течение всего периода обучения строились с учетом принципов:
Единое тематическое направление (согласно календарно – тематическому плану);
«От простого к сложному»;
Чередование разных видов деятельности;
Опора на сохранные звенья речевой системы.
На протяжении всего года велась работа в обычных тетрадях в клетку и в дидактических тетрадях. Выполнялись следующие виды заданий:
- на развитие ориентировки на листе;
- на развитие логического мышления, внимания, памяти;
- закрепление навыков написания букв, их элементов, слогов, коротких слов и др.
Фронтальные занятия проводились каждый день, но были разделены по видам:
1. Формирование фонетической стороны речи, подготовка к овладению грамотой:
- развитие артикуляционного аппарата;
- знакомство с буквой;
- формирование фонематических операций: представлений, восприятия, анализа, синтеза;
- работа над слоговой структурой слова.
2. Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи:
- лексико-грамматические игры и упражнения на закрепление общего речевого навыка:
- работа над словом и предложением;
- активизация словаря;
- формирование навыковсоставления рассказов, пересказов, заучивания стихотворений.
Широко использовались логоритмические упражнения по преодолению неловкости общей и мелкой моторики (совместно с музыкальным руководителем, пальчиковой гимнастики на всех занятиях с использованием массажеров, фонационные упражнения, интонационные тексты для развития просодических компонентов речи.
В течение учебного года на занятиях широко использовался наглядный материал, а также мультимедийное оборудование.
Закреплению приобретаемых речевых навыков в процессе логопедических занятий способствовала преемственность в работе с воспитателями логопедической группы (через беседы, тетради взаимосвязи, консультации, круглый стол, а также с родителями путём личного контакта, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми (задания по индивидуальным тетрадям).
В январе 2014 г. была проведена промежуточная логопедическая диагностика с целью выявления динамики развития речиу детей подготовительной логопедической группы. На основе итогов мониторинга был определен дальнейший образовательный маршрут коррекционно-педагогического воздействия.
3. Научно-методическая работа. Взаимосвязь со специалистами ДОУ.
В октябре - ноябре были обследованы дети всех групп ДОУ. Результаты первичной диагностики фиксировались в таблице по речевому развитию.
Итоги диагностики показали о необходимости оказания практической и консультативной помощи по вопросам развития и коррекции речи.
В связи с наличием в ДОУ детей, имеющих те или иные проблемы в развитии речи,была разработана система консультативной поддержки родителям и педагогам ДОУ. Консультативный пункт функционирует с ноября по июль. За это время для педагогов ДОУ были подготовлены следующие консультации: «Онтогенез детской речи в разные возрастные периоды», «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»,«Значение развития мелкой моторики для коррекции речевых нарушений», «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста».
Кроме этого, по необходимости оказывалась консультативная помощь по вопросам речевого развития и коррекции дефектов речи в индивидуальном порядке.
Результаты итоговой диагностики уровня речевого развития детей показали положительную динамику в преодолении речевых дефектов.
Участие в мероприятиях города, района, РФ:
1. «Развитие речи детей дошкольного возраста. Игры и упражнения» (участие в педсовете педагогов ДОУ №42) (октябрь 2013 г.).
2. Участие в педсовете ДОУ по теме: «Речевые игры для развития лексико – грамматического строя речи и связной речи».
3. Участие в конкурсе кабинетов (2 место).
4. Участие в вебинарах:
«ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях» (декабрь 2013).
«Примерная основная образовательная программа «Радуга» в контексте ФГОС дошкольного образования. Речевое развитие: новые подходы» (апрель 2014 г.)
««Примерная основная образовательная программа «Радуга» в контексте ФГОС дошкольного образования. Подготовка детей к обучению грамоте: современные подходы»» (май 2014 г.)
Совершенствовалась предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете дидактическим материалом и играми по всем разделам коррекционного плана.
Осуществлялся подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр в помощь воспитателям и родителям.
Повышение квалификации
Курсовая подготовка:
«Актуальные проблемы логопедии» (сентябрь-октябрь 2013 г.).
«Нарушение звукопроизношения у детей. Коррекция звукопроизношения при дизартрии. Использование логопедических постановочных зондов» (сентябрь 2013 г.).
4. Работа с родителями
В начале сентября, в рамках логопедического обследования,с целью уточнения наличия или отсутствия каких – либо заболеваний, которые тем или иным образом могли повлиять на речевое развитие и возникновение речевых нарушений, был изучен анамнез, особенности развития каждого ребенка (медицинские карты).
В течение года с родителями велась разного вида работа:
Родительские собрания:
«Давайте знакомиться»
«Наши первые успехи»
«Итоги коррекционной работы за год»
Консультации:
1. «Слова-паразиты»;
2. «Я-сказочник»
3. «Этот трудный звук «Р»».
Семинар – практикум:
«Игры с буквами»
Памятки:
«О чем говорить с ребенком»;
«Речевые игры».
День открытых дверей (посещение родителями занятий, участие в режимных моментах в группе)
Обсуждались вопросы речевого развития детей, особенности развития словаря и грамматического строя речи, формирования фонематического восприятия, приемы формирования связной речи и т. д.
Помимо этого, родителям детей, имеющим сложные речевые нарушения, с целью обследования и назначения необходимого лечения, были даны рекомендации по обращению к специалистам города: невропатологу и детскому психиатру, а также к специалистам Краевого перинатального центра г. Хабаровска и специалистам Регионального диагностического центра г. Комсомольска – на – Амуре.
Для родителей детей, посещающих общеразвивающие группы ДОУ, в рамках консультативного пункта были проведены тематические консультации:
«Речевое развитие детей четвертого года жизни»;
«Речевая готовность детей к школе»;
«Приемы развития артикуляционной моторики» (средняя группа);
«Что такое ЗРР? Пути преодоления» (первая младшая группа);
«Зачем учить стихи?» (старшая группа)
В конце учебного года был подведен общий итог работы за год.