Юлия Ханакова
Конспект занятия «Гласный звук [У]. Буква У»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Гласный звук «У». Буква У.
Цели: способствовать развитию звуко-буквенного анализа, фонематического слуха;
познакомить детей с гласным звуком «У» и его условным обозначением – квадрат красного цвета;
развивать логическое мышление;
познакомить с буквой У как письменным обозначением звука «У»,
воспитывать интерес к звуковой стороне речи.
Публикация «Конспект занятия „Гласный звук [У], Буква У“» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Оборудование: предметные картинки (арбуз, автобус, аист, облако, осы, ослик, красные квадратики, карточка с буквой У, счетные палочки, коробка, игрушки (утка, удочка, улитка, утюг).
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Перед началом занятия кладу на стулья предметные картинки (арбуз, автобус, аист, облако, осы, ослик).
- Ребята, рассмотрите картинки. Сначала сядут те дети, у которых названия картинок начинаются со звука «А», потом – те, у кого названия начинаются со звука «О».
(Дети называют картинки – «арбуз», «автобус», «аист», «облако», «осы», «ослик» и садятся).
II. Актуализация знаний.
- Как называются звуки, которые можно пропеть, прокричать? (гласные звуки).
Гласные звуки умеют
Громко кричать и стонать,
Петь, завывать и баюкать,
Но не шипеть и журчать.
- Каким цветом обозначаются гласные звуки на схеме? (красным).
Игра " Назови слово". В окружающей обстановке дети находят предметы, в названиях которых звучит У. ( Например: стул, Кукла и т. д)
III. Изучение нового материала.
- Ребята, сегодня утром я сходила на почту и получила посылку для вас (Показываю коробку). Чтобы узнать, что в ней, отгадайте загадки.
По полотняной стране,
По реке Простыне,
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать.
Утюг
Две антенны на макушке
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет.
Улитка.
Весь день на воде,
А водой не насытится.
Утка.
Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумвч;
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч.
Арзуб.
Когда все предметы вынуты из коробки, я говорю детям:
- У – у – утюг, у – у- улитка, у – у – утка, у – у – удочка – назовите первый звук в этих словах (звук «У»).
- Давайте вместе произнесем этот звук. Как вы считаете, какой он – гласный или согласный? Почему вы так думаете? (звук «У» гласный, он произносится плавно, протяжно, воздух выходящий изо рта, не встречает преград).
- Каким цветом мы будем обозначать звук «У» на схеме? (красным)
- Давайте вспомним, звуки мы что делаем? (слышим и произносим)
- У каждого звука есть свой письменный знак – буква. Букву мы что делаем? (видим и пишем).
Звук «У» обозначается буквой У (показываю).
- Посмотрите на букву У. Из скольких палочек она состоит? (из двух).
Обратите внимание, что одна палочка – длинная, а другая – короткая.
- С какой стороны прикреплена маленькая палочка к большой (с левой стороны).
- Давайте пропишем букву У в «воздухе».
- А теперь достаньте из контейнера по две палочке и сложите букву У у себя на столе (дети выполняют задание).
- Проведите указательным пальчиком по этой букве.
- Какую букву вы сложили?
А сейчас немного отдохнем.
IV. Физкультминутка.
А Рот пошире открываем.
Руки кверху поднимаем.
У Губы трубочкой вперед.
И руки вперед.
Несколько упражений на снятие мышечного тонуса. Наприм: помахать руками, как птичка крылышками; как бабочка крылышками. Наклонить голову назад, вперед, налево, направо. Медленно вращать головой.
V. Закрепление материала.
Чтение слогов А-У; У-А по разрезной азбуке большого формата, индивидуальным разрезным азбукам. Составление схем слов Ар-буз.
Методика составления слова Ау.
- Дети, давайте поиграем. Представьте себе, что мы в вошли в лес. Одни дети зашли за деревья и не видят, где другие. Это будут девочки. Вот они посоветовались между собой и решили позвать мальчиков. Крикнем хором: АУ. Еще раз! Молодцы! Мальчики услышали девочек и отвечают им : Аууу.
Слово ау очень короткое, но очень нужное: многих людей из беды выручило.
Воспитатель произносит слово, интонационно подчеркивая каждый звук, выставляя буквы на полотго азбуки.
Какой первый звук? Я нарисую для этого звука домик.
Затем воспитатель произносит слово с интонационным выделением второго звука. Дети повторяют.
-Рисуем рядом с первым квадратом второй. В слове два звука, и мы нарисовали для них два квадрата.
Какой звук живет в первой клеточке? Во второй?
Если я произнесу звуки друг за другом, плавно, то прочитаюслово.
Дидактическая игра " Телеграф". Воспитатель произносит одно-, двухсложные слова, например: дом, сад, лед, мама, рама, и тд, а вызванный ребенок отхлопывает в ладоши количество слогов в слове- № передает дальше сло по телеграфу". (по цепочке).