Елена Мартинякова
Сказкотерапия в развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
2. Направления сказкотерапии, формы работы со сказками
3. Способы и приемы сказкотерапии.
4. Сенсорика в программных сказках для детей раннего возраста.
5. Заключение.
Введение
Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Публикация «Сказкотерапия в развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема генезиса восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Существует следующие виды сенсорных ощущений : зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Эти ощущения могут получить дети из сказок.
2 часть
2.1Слово “ сказкотерапия “ появилась в русском языке сравнительно недавно. И как, как свойственно каждому еще не устоявшемуся термину, вызывает многообразные ассоциации.
Для одних “ сказкотерапия “ –это лечение сказками, для других – приемы коррекционной работы.
Для третьих- способ передачи основных знаний о жизни.
Прежде чем начать разговор о возможностях сказки как развивающего и психотерапевтического средства,давайте вспомним одну старую восточную притчу. Странствующий искатель увидел большой камень, на котором было написано- Переверни и читай. Он с огромным трудом перевернул тяжелый камень и прочел на другой стороне- Зачем ты ищешь нового знания,
если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь? Может эта притча как раз о сказках?
Современная наука различает следующие типы сказок :
1. Сказки о животных.
2. Волшебные сказки.
3. Новеллистические сказки. (бытовые)
4. Легендарные сказки.
5. Сказки-пародии.
6. Детские сказки.
Детская сказка — одно из самых доступных средств, для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные, знания не должны опережать нравственного развития ребенка!
Выбирая детскую сказку для малыша, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо
знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна. В два года у ребенка уже развита способность, удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок». Подобная организация речи «сказителя» помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и «освоиться» в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное взрослыми по сказке с помощью кукол.
Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. В этом аспекте надо быть предельно аккуратно и не пугать ребенка, а разобраться, разъяснить ситуацию.
2.2 Способы и приемы сказкотерапии.
Итак, некоторые приемы:
- чтение и последующее обсуждение сказок;
- рассказывание сказки;
- изменение конца сказки;
- драматизация (постановка)
- рисование иллюстраций
- сочинение сказок.
2.3 Сказочные зачины.
Развитие слухового восприятия: жил-был на свете барабан. Он был веселый и активный и очень любил громкие звуки-грохотал всегда и везде, даже не задумывался о том, что многим это не нравится. Он громко барабанил за завтраком, сонный час, во время игр и разговоров своих родителей….
Развитие зрительного восприятия : зайчик прослыл трусливым даже среди других зайцев, никогда не отличавшийся смелостью. Он боялся не только волка и темноты….
Развитие цвета : в Волшебной стране жил красивый Цветок. Многие восхищались его внешней привлекательностью и чудным ароматом и хотели подружиться с ним…
Программные произведения. Сказки и потешки (вторичные сказки).
Сорока-сорока. Осязательные ощущения (круговые движения пальчиком по ладошкам). Идет коза рогатая, Ладушки-ладушки также осязательные ощущения.
Петушок-петушок- обследование, изучение частей тела с показом различного петушка, а именно мягкая игрушка, резиновая, пластмассовая).
Курочка ряба (тук-тук звукоподражание, яичко-овал, обследование курочки).
Колобок (круглый, кругленький, желтенький-как солнышко).
Репка. Круглая, большая пребольшая, желтая, травка зеленая.
Кроме того, важно научить ребенка определять эмоции человека.
Эмоции радости.
Знакомство с потешками “ Два веселых гуся”, “ Гуси-гуси”.
Знакомство с эмоциями страх. “ Волк и семеро козлят”, “ Колобок”.
Знакомство с эмоциями обида. “ Репка”.
Знакомство с эмоциями грусть. “ Курочка Ряба”, потешка Рева-корова”.
Заключение
Увы, но в пределах одного семинара мы не можем рассказать вам обо всех секретах, которые скрывает в себе сказочное воздействие, как и не можем перечислить даже основные методы сказкотерапии. Но мы можем определить базовую модель сказки, которая поможет нашим малышам.
1. Создайте мир, в котором ребенку будет интересно и безопасно.
2. Не ограничивайте этот мир пределами вашей группы или комнаты. 3. Создайте постоянных героев вашей сказки, которые будут помогать или мешать нормальному ходу событий.
4. Создайте главного героя, с которым ваши малыши смоут ассоциировать себя, и которые в сказках смогут решать все те проблемы, с которыми пока не моут справиться ваши малыши. Или преодолевать страхи, с которыми наши дети пока не в состоянии победить.
И старайтесь, чтобы каждый раз рассказываемая вами история была новой и интересной, ведь если ребенок будет скучать, или не сможет сопереживать судьбам героев сказки, сказкотерапия будет для него бесполезной и малоэффективной.
Литература.
1. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии
2. И. В. Вачков Введение в сказкотерапию
3. Л. А. Метиева Сенсорное воспитание как одно из направлений коррекционной помощи детям раннего возраста.
4. Е. А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста