Ирина Федоровна Козлова
Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
«Гипер.» – (от греч. Hyper — над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» в свою очередь от латинского «a tivus» означает «действенный, деятельный». Гиперактивность детей подразумевает под собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.
Публикация «Консультация для родителей „Гиперактивный ребенок“» размещена в разделах
Гиперактивные дети – это необычные дети, которых весьма сложно организовать в процессе педагогического общения с ними и потому они всегда остаются в центре внимания родителей, педагогов и исследователей.
Гиперактивное поведение - это специфические нарушения поведения, характеризующиеся повышенной двигательной активностью, нарушением внимания и импульсивностью.
В 1987 г. при пересмотре «Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям» американскими специалистами – В. Р Кучмой и И. П. Брязгуновым было введено название болезни «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» и уточнены ее критерии:
1) беспокойные движения в кистях и стопах;
2) неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется;
3) легкая отвлекаемость на посторонние стимулы;
4) нетерпение, неумение дождаться своей очереди во время игр;
5) неумение сосредоточится: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушав их до конца;
6) сложности при выполнении заданий;
7) с трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий;
8) частые переходы от одного незавершенного действия к другому;
9) неумение играть тихо, спокойно;
10) болтливость; 11) мешает другим, пристает к окружающим;
12) не слушает обращенную к нему речь;
13) частая потеря вещей;
14) способность ненамеренно совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях.
Коррекционная работа будет эффективна лишь при условии тесного сотрудничества семьи и детского сада, которое обязательно должна включать обмен информацией между родителями и учителями посредством совместных семинаров, курсов – тренингов и так далее. Успех в коррекционной работе будет гарантирован при условии поддержания единых принципов в отношении к ребенку дома и в детском саду: система «вознаграждения», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности. Однако, положительная динамика возможна лишь при комплексном подходе, то есть при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога, а так же родителей.
Только в случае подобного комплексного подхода происходит последовательное единодушное воспитание и обучение гиперактивного ребенка, что способствует реализации потенциала ребенка и снижению его эмоционального напряжения
В исследованиях, рассматривающих гиперактивность как один из важных компонентов лобных долей мозга, имеются некоторые данные о нарушениях эмоциональной сферы детей.
В ряде исследований подчеркивается тесная связь синдрома гиперактивности с беспокойством, нарушением внимания, неспособностью к самостоятельному контролю, взбалмошностью, повышенной возбудимостью детей. Речь идет о двух формах повышенной возбудимости, которые квалифицируются: а) как двигательное беспокойство, проявляющееся в постоянно повышенной двигательной активности; б) эмоциональное беспокойство, когда оно само и другие проявления повышенной возбудимости в значительной мере зависят от стимуляции.
Таким образом, из исследований детей с отклонениями можно заключить, что гиперактивность как особый вариант поведения выражается в характерных особенностях двигательного развития и тесно связана с нарушениями внимания и эмоциональной сферы.
В обобщенном виде эти три ведущих симптома выглядят следующим образом.
1. Особенности опорно-двигательного развития: неловкость движений (обусловлена нарушениями пирамидной системы); нарушение координации и гармоничности двигательных комплексов; ребенок способен воспроизводить определенные движения, но не может составить из них гармоничного целого (считается, что это связано с нарушениями экстрапирамидной системы); общая повышенная активность; затруднения в освоении движений; синкинезы — связанность целенаправленных движений с движениями конечностей, языка и т. д.
Рассмотрим второй симптом поведения гиперактивного ребенка.
2. Особенности внимания и контроля.
При изучении проблемы внимания исследуются четыре основных параметра:
• способность концентрации внимания, которая, в свою очередь, подразделяется на автоматическую (непроизвольное внимание) и осознанно управляемую (произвольное внимание). При этом важной характеристикой является способность не только включения внимания, но также и его отключения. Детям с проблемами отключения внимания сложно переходить от одного задания к следующему. Особенно трудно для таких детей переписывать с доски;
• способность удерживания внимания в течение времени;
• способность выборочного внимания. Здесь речь идет о способности ребенка изменять интенсивность внимания в соответствии со степенью важности принимаемой им информации;
• состояние развития системы слежения и контроля. Достаточно развитая система слежения и контроля позволяет ребенку принимать взвешенные и верные решения в различных конфликтных ситуациях, быть достаточно гибким в использовании ресурсов внимания (концентрация, рассеивание и раздвоение и др.) в соответствии с изменением ситуации.
Все перечисленные параметры внимания очень зависимы от степени мотивации ребенка и от его эмоционального и физического состояния (голод, усталость и т. п.).
3. Особенности эмоциональной сферы: возбудимость; апатия; неуверенность; заторможенность; внутреннее напряжение; эмоциональная лабильность; смена настроения; негативизм; чувство страха; агрессивность; манерничанье.
Таким образом, характеризуя эмоциональную сферу гиперактивности, можно отметить следующее.
Во-первых, дети этого типа часто или возбуждены, или внутренне напряжены. Для них характерны смена настроения, переживания, чувство страха, проявление тревожности, негативизм.
Во-вторых, обследования подтверждают, что эти дети бедны эмоциональными ощущениями: у них невыразительны в цветовом отношении рисунки, стереотипны и поверхностны образы, беден эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения, неглубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям.
В-третьих (этому следует уделить особое внимание, подобная картина эмоционального поведения дошкольника может быть существенно дополнена изучением эмоциональной взаимосвязи между ребенком и близкими взрослыми, в первую очередь между ребенком и матерью.
Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)
I. Дефицит активного внимания:
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет свои вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
II. Двигательная расторможенность:
1. Постоянно находится в движении.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.
III. Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, можно предположить (но не поставить диагноз, что ребенок, за которым вы наблюдаете, гиперактивный.
Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются.
Особенно часто педагоги и родители не обращают должного внимания на проявление у ребенка импульсивности. Что же такое импульсивность? В психологическом словаре этот термин объясняется так: "Импульсивность - особенность поведения человека (в устойчивых формах - черта характера, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций.
Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все "за” и "против”, он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях”.
Выявить импульсивность можно с помощью анкеты "Признаки импульсивности”. Она разработана для педагогов, не содержит специальных медицинских и психологических терминов и поэтому не вызовет трудностей при ее заполнении и интерпретации.
Признаки импульсивности (анкета).
Импульсивный ребенок :
1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).
2. У него часто меняется настроение.
3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
5. Обидчив, но не злопамятен.
6. Часто чувствуется, что ему все надоело.
7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.
8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.
9. Нередко отвлекается на занятиях.
10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
12. Может нагрубить родителям, воспитателю.
13. Временами кажется, что он переполнен энергией.
14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
16. В играх не подчиняется общим правилам.
17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
19. Любит организовывать и предводительствовать.
20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.
Утвердительный ответ на каждый вопрос оценивается в 1 балл.
Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2-3 взрослых человека, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл. Результат 15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7-10 - средней, 1- 6 баллов - низкой.
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от «излишков» активности?
1. Создать ему определенные условия жизни.
Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами — очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы «по ходу дела». Скажите себе: «Четкий распорядок дня» и постарайтесь сами стать более организованными.
2. Воспользуйся такими советами:
— Малыш не виноват, что он такой «живчик», поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного — снижение самооценки у него, чувство вины, что он «неправильный» и не может угодить маме с папой.
— Научить ребенка управлять собой — ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут «агрессивные» игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: «Хочешь бить — бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)». Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.
— В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
— Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.
— Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер, избегать мест с повышенным скоплением людей.
— В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответсвовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.
— «Движение — это жизнь», недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.
— Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.
— Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть — не заставляйте его!
— Подготовьте своему непоседе «поле для маневров» : активные виды спорта для него — просто панацея.
— Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним («Тебе интересно это, давай посмотрим…», но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.
— Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним «рецепт» обретения внутренней гармонии — это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.
— И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.
Консультация для педагогов
Можно выделить следующие правила работы с гиперактивными детьми
1. Стройте работу с гиперактивным ребенком индивидуально. Он должен всегда находиться перед глазами воспитателя. 2. Работайте с гиперактивным ребенком целесообразней в первую половину дня, а не вечером.
3. Делите работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки, элементы игры и соревнования. 4. Предоставляйте ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения. 5. Терпеливо обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения. 6. Направляйте энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т. д.) 7. Введите знакомую систему оценивания, чаще хвалить. 8. Избегайте завышенных или заниженных требований. 9. Создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны. 10. Стройте процесс воспитания на положительных эмоциях. 11. Договаривайтесь с ребенком, а не старайтесь сломать его. 12. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.