Антонина Родионова
Конспект родительского собрания «Возрастные и психологические особенности подросткового возраста. Агрессия как форма поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание по теме «Возрастные и психологические особенности подросткового возраста. Агрессия, как форма поведения»
Одним из критических периодов в жизни человека является подростковый возраст. Важнейшая психологическая особенность данного возраста – зарождающиеся чувство взрослости, т. е. отношение к себе как ко взрослому.
Публикация «Конспект родительского собрания „Возрастные и психологические особенности подросткового возраста, Агрессия как форма поведения“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Агрессия. Конспекты занятий по коррекции агрессивности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Психология подростка
- Психология школьников
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Родительские собрания в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Это выражается в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники, относились к нему не как к маленькому, а как ко взрослому. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, учёбы.
Ведущей деятельностью подросткового возраста становится общение. И, если до данного возрастного периода, главную, решающую роль в жизни подростка играли взрослые (родители, учителя и т. д., то теперь эту роль выполняют сверстники. На первый план выступает общение именно со сверстниками, их оценки и ценности. В этом возрасте пробуждается интерес к собственной личности. Но подросток ещё не в состоянии дать верную оценку собственному поведению и поведению окружающих. Они склонны завышать свои возможности, оправдывать свои поступки. Если их самооценка не совпадает с оценкой окружающих, то они серьёзно переживают. Подросток в этом возрасте становится импульсивным (т. е. не обдумывает свои поступки, быстро реагирует на какие-либо действия, колючими, дерзкими, болезненно реагируют на любые попытки покушения на их независимость, стараются во всём проявлять самостоятельность, не любят опеки. Со взрослыми предпочитают быть на равных, постоянно стремятся к самоутверждению. В то же время они очень часто застенчивы, легкоранимы, поэтому оценка, которую им дают окружающие, должна быть облачена в очень тактичную, мягкую форму.
Если говорить о особенностях мальчиков и девочек, то девочки более спокойны, рассудительны, послушны, любят общественные дела. Мальчики – энергичны, непоседливы, более эмоциональны, чаще уклоняются от общественных дел, настойчиво ищут пример для подражания. Но не стоит забывать, что каждый ребёнок индивидуален, следовательно, могут встречаться и девочки с особенностями мальчиков, и наоборот
Особенности поведения подростков : агрессивны, энергичны, быстры в действии, настойчивы, нуждаются в постоянной деятельности, любят массовые игры, шумны, спорят, влюбчивы, чувствительны к критике, боятся поражения, интересы постоянно меняются, мальчики любят играть с мальчиками, девочки – с девочками, часто стремятся к соперничеству, стремятся к независимости вне семьи.
Более подробно я бы хотела остановиться на такой форме поведения, как агрессия.
Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.
Агрессия может проявляться по-разному. Она может быть физической, т. е. нанесение физического вреда людям; косвенной – в форме словесной брани, сплетен, злых шуток; направленной на самого себя – аутоагрессия – это не только суициды, но и всевозможные повреждения: шрамы, наколки и т. д. агрессия может проявляться и по отношению к неодушевлённым предметам и находить выход через порчу предметов.
Столкновение родителей с агрессией ребёнка обычно вызывает растерянность и первое, что они делают – наказывают ребёнка. Чтобы помочь подростку, прежде всего, нужно разобраться с причиной агрессии.
1. Одной из причин могут быть взаимоотношения со сверстниками. Например, дружеское подтрунивание над внешним видом, поступком, ошибкой в задании они могут воспринять, как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать отпор обидчику.
2. Отношения в семье. Агрессивное поведение родителей между собой и в отношениях с детьми6 оскорбления, крик, унижение друг друга – всё это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни подростка.
3. Противоречивое поведение по отношению к ребёнку, когда мама и папа предъявляют к нему противоположные требования. Например, отец считает, что ребёнок должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости и всё это происходит на глазах у ребёнка. Такие споры, особенно если они проявляются регулярно, также могут привести к агрессии.
4. Особенности биологического развития самого ребёнка, некоторые черты характера также могут обуславливать его агрессивность. Например, гиперактивные дети очень активны, непоседливы, им сложно сконцентрировать внимание. В следствии чего, это вызывает недовольство взрослых, что провоцирует агрессию у подростка.
Наиболее распространёнными являются следующие жалобы родителей :
1. Агрессия проявляется в высказываниях ребёнка.
2. Ребёнок агрессивен по отношению к окружающим (дерётся).
3. Агрессия по отношению к животным.
Словесная агрессия. Чаще всего в этом виноваты сами взрослые. Кто-то из членов семьи пусть редко, но «выпускает пар» таким способом. У подростка закрепляется вывод : если что-то не получается, если тебя не понимают, если нет другого выхода для снятия напряжения, можно поступать таким образом.
Для подростка ругающийся человек – это взрослый, бесстрашный, никого и ничего не признающий. Умение вставить в свою речь крепкое словечко, является одним из признаков взрослости. Это возвышает его в своих собственных глазах и в глазах сверстников, делает его «взрослым», независимым человеком.
Рекомендации родителям :
• объяснить, что люди используют ругательства в крайнем случае, когда от отчаянья им не хватает сил и слов;
• следите сами за собственной речью;
• если ребёнок спрашивает о значении бранного слова, не следует уходить от ответа. Объясните так, чтобы ему самому не захотелось его употреблять;
• если ребёнок «поймал» на нехорошем слове вас, извинитесь, дайте ему понять, что вы искренне раскаиваетесь.
Физическая агрессия по отношению к окружающим бывает у ребё нка по нескольким причинам:
• желание самоутвердиться;
• защита;
• от безвыходности;
• от несдержанности.
Если в первых трёх случаях это происходит от неуверенности в себе и тревожности, то в последнем – это показатель неумения вести себя, отсутствие навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма.
Рекомендации родителям :
• научить ребёнка управлять своими эмоциями. В качестве ритуала могут выступать физические и творческие упражнения, например, наносить удары по боксёрской груше или подушке, швырять мяч в корзину, передать свой гнев в рисунке. Снять агрессию помогут и специальные упражнения: в момент импульса агрессии концентрировать внимание на своих руках и нарочно сжимать кулаки с предельным усилием. Гипернапряжение нужно сменять релаксацией мышц. И ксли агрессия не уйдёт вовсе, то она станет управляемой;
• дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими;
• взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют подростки, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение. Например, за один и тот же поступок, в зависимости от настроения отца, могут получить либо наказание, либо равнодушную реакцию;
• следует избегать неоправданного применения силы и угрозы.
Агрессия по отношению к животным. Причиной скорее всего являются домашние конфликты. Например, если ребёнка наказывают физически, он, не имея возможности дать отпор, вымещает свои обиды на домашних животных.
В подростковом возрасте школьники очень часто оказываются под влиянием компании и участвуют в издевательстве над животными для того, чтобы не показаться слабыми, чтобы быть как все. Впоследствии это может развиться и в приступную деятельность по отношению к случайным прохожим.
Рекомендации родителям :
• приучите ребёнка рассказывать о том, что его волнует, за что он переживает. Пусть он привыкнет говорить прямо о своих чувствах, о том, что ему нравится и что не нравится;
• подавайте пример гуманного поведения, заостряйте внимание на таких примерах в жизни, книгах, фильмах.
В последнее время одной из самых распространённых причин подростковой агрессии являются СМИ. Подростки очень много времени проводят у телевизора, компьютера, где наблюдают сцены жестокости и насилия. Нужно помнить, что дети подвержены негативному воздействию в отличие от взрослых. Поведение негативных героев принимают за образец. Часто дети, которые с удовольствием смотрят сцены насилия, начинают более агрессивно вести себя по отношению к сверстникам.
В таких случаях родителям следует исключить просмотр фильмов, телепередач со сценами насилия и жестокости.
Итак, из всего сказанного вытекают следующие правила поведения :
1. самим не проявлять грубости, жестокости.
2. Постараться быть внимательными к ребёнку.
3. Реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении подростка.
4. Учиться слушать и слышать своего ребёнка. Чаще включать в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.