Ирина Колыхалова
Гимнастика для мозга, или Игры с элементами кинезиологии в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современный мир не требует от детей больших усилий Ребенок с детства попадает в «удобную» среду, адаптированную под ребенка, а не наоборот. Это тот случай, когда прогресс негативно сказывается на развитии человека. Давайте вспомним, как одевался ребенок в 60, 70е годы, и как одевается сейчас. (где они - шнурки и пуговицы) Я уже не говорю, про современные гаджеты, посудомоечные машины и фастфуд – все удобно, быстр и доступно.
Естественно, моторные навыки ребенка ослабляются.
Публикация «Гимнастика для мозга, или Игры с элементами кинезиологии в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Младшая группа
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Психическое развитие ребенка происходит при условии высокой двигательной активности. Моторика, мышление, психика и речь - взаимосвязанные процессы. Отсутствие или небольшое количество физической нагрузки тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационные способности, выносливость, возникают проблемы с речью.
Кроме того, мы отмечаем постоянный рост числа детей с нарушениями в физическом и психологическом развитии. Все это ставит перед педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов коррекции и профилактики этих связанных с моторикой.
Кинезеология – наука о развитии умственных способностей через специально организованные двигательные упражнения. То есть, осуществляет развитие по принципу от движения к интеллекту.
Кинезеология – это по сути моторное развитие, которое позволяет нарастить новые нейронные связи. Чем больше образуется нейронных связей, тем развитее интеллект. Когда человек осваивает что-то новое для себя, он наращивает нейронные связи. Таким, образом, кинезеология включает и нейромоторное развитие - как связь мозговой и двигательной активности.
Кинезеологию можно рассматривать и как здоровьесберегающую технологию, так как двигательная активность для детей – это наиболее естественный и любимый вид активности. Движение – это естественная биологическая потребность детей.
Наш мозг состоит из двух полушарий, и человеку необходима правильная работа не только каждого из них по отдельности, но и во взаимосвязи. Известно, что мозг гармонично и продуктивно работает, если задействованы оба полушария. Считается, что у людей доминирует какое-то одно, то есть получается некий «перекос» - либо человек творческий (если правое, либо логический - (если левое). Упражнения способствуют «выравниванию» такой ситуации.
В настоящее время правополушарных детей, т. е. левшей, становится все больше. (Леворуких детей уже примерно 40%) Современное образование ориентировано, прежде всего, на праворуких. Если мы начинаем переучивать ребенка, мы чрезмерно стимулируем левое полушарие – появляется утомляемость, забывчивость, отвлекаемость. Родители и педагоги расценивают это как отсутствие волевой регуляции и усиливают требования. Этот перекос может привести к тому, что ребенок: «не слышит, не видит, копается, постоянно испытывает чувство усталости» .
Кинезеологичесие упражнения способны гармонизировать работу мозга, активизируя оба полушария
Основной принцип таких упражнений - одновременная синхронная работа или перекрестные движения обеих рук или ног. Именно такие упражнения развивают согласованную работу двух полушарий. Если задействовать еще разные типы восприятия одновременно (зрение, слух, движение, речь, то это позволяет наращивать максимальное количество нервных связей и усилить эффективность.
Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
В нашем учреждении мы начинаем использовать игры с элементами кинезеологии с раннего возраста. Естественно – это самые простые игры в самом медленном темпе. Основной принцип использования таких игр: постоянство – мы используем их каждый день, постепенно увеличивая темп. Для детей 2-3 лет мы отобрали следующие группы кинизеологических игр и упражнений:
1. Игры на основе пальчиковой гимнастики.
2. игры со слежением
3. игры с перекладыванием
4. игры с движением
На первый взгляд они могут показаться вам знакомыми, но если вникнуть в их смысл – то мы увидим главное отличие – действие двух рук одновременно, или действие двух рецепторов одновременно.
1. Игры на основе пальчиковой гимнастики
Упражнения с пальчиками самые близкие нам игры, с них начинается каждое утро. Долго объяснять не буду, мы их все знаем, единственное, что уточню эти пальчиковые игры основаны на одновременном выполнении действия двумя руками. (слайд). После закрепления действия мы всегда увеличиваем темп.
2. Игры на основе слежения. Учим ребенка следить за предметом, не поворачивая головы – только глазами. Даем образец того, как это делется. Сразу оговорюсь, что овладевает ребенок такими играми только к концу учебного года (при стабильном посещении) – не поворачивать голову малышам еще сложно.
3. Игры с перекладыванием – на мой взгляд, самые интересные и эффективные. Так же как идругие основаны на одновременной работе рук. Суть их в том, что ребенок перекладывает определенные предметы.
Фото1 – посредник ложки. На фото тяжело показать: ребенок одновременно перекладывает бусины (любой природный материал) из одной тарелки в другую. Попробуйте это сделать сами. Когда дети усваивают принцип – им это занятие становится очень интересно. Дополнительно работает сенсорика.
Фото 2 – Мы назвали эту игру трубочки. Она очень хорошо развивает координацию, поскольку необходимо действовать щипцами, и перекладывать легкие шарики в трубочки одновременно работает зрительный и двигательный анализаторы.
Фото 3 – «Дело в шляпе» на самом деле шляпа – это крышечки с бортиками, к которым прикреплены резинки. В плоской емкости перемешиваются разноцветные или разнофактурные мелкие предметы и потом раскладываются пинцетным захватом. Обратите внимание принцип совсем иной, когда мы перебираем и раскладываем мелкие предметы – мы обычно используем только одну руку.
4. Игры с движением
Фото – элементарная форма использования координационной лестнице. Детям раннего возраста тяжело передвигаться при наличии какой –либо преграды, движения совсем не координированы и не точны, поэтому при движении они будут зацепляться за части лестницы. Поэтому наша лестница наклеена на пол. Мы назвали ее рельсы. И наши маленькие паровозики передвигаются по рельсам, наступая на следы, одновременно закрепляем цвета. После того, как мы освоили наши рельсы, мы стали их использовать в рамках динамической паузы. Вариантов такой игры огромное множество.
Данные игры мы используем как в 1 так и во 2 половину дня. Работу начинаем с использования пальчиковых игр и упражнений. Использование кинезеологических игр следует продолжать и в более старшем дошкольном возрасте.