люба кулик
Гербарий «Деревья и кустарники территории детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Гербарий «Деревья и кустарники территории детского сада»
Секция: естествознание (живая природа)
Работу выполнила: Кулик Любовь Владимировна
воспитатель первой категории МБДОУ д/с № 47
х. Прикубанский 2022 г.
Введение
Вид проекта: Научно-познавательный проект
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки проведения: 6 – 17 июня 2022 г.
Участники проекта – воспитатель, дети 4-5 лет.
Публикация «Гербарий „Деревья и кустарники территории детского сада“» размещена в разделах
В детском саду на прогулках детям рассказывала о многообразии растительного мира, об особенностях растений, об их вреде и пользе для человека и животных. Возникало масса разнообразных вопросов. В связи с этим пришла идея создания гербария. О своей идеи рассказала ребятам. Рассказала, что такое гербарий. Как его делают. И мы решили попробовать! Это мероприятие, для детей оказалось увлекательным! Для них некоторые моменты работы над проектом были новыми. А еще мы обследовали в поисках новых и интересных растений всю территорию детского сада, а не только свою площадку. Даже с экскурсией выходили за территорию детского сада. Где и собрали основную часть растений для нашего гербария. Ведь никакая фотография не сравнится с настоящим растением. Детям дошкольного возраста сложно запомнить названия деревьев. Гербарий, созданный вместе с детьми, в этом поможет.
Актуальность проекта
Часто занимаясь наблюдениями в живой природе, хочется запечатлеть красоту в рисунке или фотографии.
Как же можно ещё сохранить красоту растения, его хрупкие листочки?
Оказывается, растения засушивают. Далее из высушенных растений составляют гербарии.
Мы живём на юге России. Природа нашего Краснодарского края красива.
И украшают его зелёные леса, моря, горы, широкие поля и луга. Всю эту красоту надо изучать, беречь и сохранять.
Гипотеза:
В процессе работы над научно-познавательным проектом «Гербарий «Деревья и кустарники территории детского сада» можно расширить свой кругозор и узнать:
- что листья разных растений имеют разный внешний вид и разное расположение на ветках;
- при правильном засушивании листьев растений они не теряют цвет и внешний вид.
Цель проекта: создание гербария из листьев деревьев и кустарников территории детского сада.
Задачи проекта:
- найти в литературе или с помощью интернета сведения о том, как можно сделать гербарий;
- обучиться элементарным методам коллекционирования и сушки растений;
- развивать творческие способности ребёнка через формирование экологических знаний.
Объект исследования:
Живая природа – деревья и кустарники детского сада.
Предмет исследования:
Листья различных деревьев и кустарников.
Ожидаемые результаты по проекту:
- получение новых знаний о видах деревьев, а также возможность проявлять большую активность, любознательность, самостоятельность, инициативу в действиях.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап
Во время проекта были затронуты все виды деятельности детей.
Рассказы воспитателя: «Что такое гербарий?», «Когда и как правильно собирать растения для гербария», «Правильное оформление гербария», «Что такое бор и роща».
Беседы: «Что делают из дерева», «Лес в жизни человека», «Как я забочусь о природе», «Какую пользу приносят деревья».
Отгадывание загадок о деревьях. Чтение «Мы хотим, чтоб вокруг леса шумели», стихотворение Е. Курганова «Лес», А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный».
Рисование: «Дерево дружбы», «Берёзки», «Животные леса». Раскрашивали раскраски «Деревья и листья».
Аппликация из листьев. Изготовление игрушек из природного материала (скорлупа грецкого ореха, крылатки, сосновые иголки и т. д.). Лепка «Белая берёза».
Дыхательные упражнения «В лесу». Пальчиковая игра «Деревья». Упражнение «1, 2, 3 к дереву беги». Релаксационное упражнение «Обними дерево».
Познавательно-исследовательская деятельность «Выращиваем дерево».
2. Основной этап
Поиск и сбор растений
Так как гербарий – это коллекция засушенных растений, наша работа сводится к тому, чтобы растения (или их части) собрать, засушить и составить из них коллекцию.
Для того чтобы побольше узнать об окружающих растениях, необходимо научиться собирать и составлять гербарий.
Как оказалось, существуют правила составления гербария.
1. Лучше собирать растения в сухую солнечную погоду.
2. Выбирали экземпляры среднего размера.
Деревья и кустарники, растущие на территории детского сада : берёза, акация, софора японская, каштан, липа, ясень, грецкий орех, туя и кустарники – сирень.
Для гербария собираем небольшие веточки с листьями этих растений
Засушка растений
После сбора материала мы занялись обработкой собранных листьев. Отряхнули с них пыль и мелкий мусор.
Лист растения хорошо расправили, следя при этом, чтобы он сохранял естественный вид.
Все собранные листья аккуратно разложить между листами альбома. Поместили под пресс.
В качестве пресса использовали книги.
К дальнейшей работе с листьями приступили только после их полного высушивания.
Составление гербария
Для изготовления гербария понадобится бумага для ксерокса, картон.
Составлять гербарий мы начали после того, как листочки хорошо просохли. Теперь они стали очень хрупкие! Необходимо очень аккуратно обращаться с ними.
Засушенные растения располагаются на листе, который так и называется - гербарный лист.
Каждая веточка с листочками была аккуратно перенесена на гербарный лист и наклеена с помощью клея. Это было делать не просто, особенно веточки, на которых расположено несколько маленьких листочков - они тонкие и хрупкие
Гербарный лист должен располагаться вертикально. Кроме засушенного растения (или его части, на гербарном листе надо кратко описать это растение.
3. Завершающий этап
Оформление проекта на бумажных носителях
Для этого собираем в одну папку все гербарные листы и материал, который поясняет всю нашу работу:
- титульные листы;
- гербарные листы;
- выставка работ детей;
- приложения к проекту.
Также можно оформить этот проект в виде мультимедийной презентации, добавив в него и фотоматериал, сделанный во время работы над проектом.
4. Заключение
Гипотеза наша подтвердилась:
- составив свой гербарий, можно узнать много интересного и расширить свой кругозор;
- у разных деревьев и кустарников разные по размеру и виду листья, и они располагаются на ветках разных деревьев по-разному;
- работа по составлению гербария вызвала большой интерес и желание составлять гербарии и других растений;
Выводы
Листья деревьев и кустарников красивы и разнообразны по своему строению и внешнему виду. Летом эти листочки большие и зелёные. Работа по составлению гербария была очень интересной и насыщенной.
При работе с гербарным материалом надо быть аккуратными ввиду его хрупкости.
Необходимо строго придерживаться правил составления гербария и оформления гербарного листа.
Теперь этот гербарий можно использовать :
- на занятиях по изучению мира природы.
Литература
1. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева – М. : «Мозаика – синтез» 2012г.
2. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. Л. И. Егоренков - М. : АРКТИ, 2001.
3. Интернет-ресурсы.