Ирина Красильникова
Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст очень благоприятный для формирования экологического мировоззрения, так как ребенок ближе к природе, чем взрослый, более эмоционален и открыт для восприятия. Но в то же время, ребенок дошкольного возраста не способен длительное время воспринимать информацию в чистом виде, ему необходимо чередовать учебное время с временем отдыха, поэтому мы попытались представить работу как игру-путешествие, в ходе которой дети получают информацию в форме беседы, дидактических и подвижных игр, которые организуются на остановках маршрута, проложенного по территории детского сада. В работе по экологическому образованию наш детский сад использует различные инновационные технологии и сочетает их между собой. Одной из новых технологий в системе дошкольного образования является геокешинг. Основателей географической игры стал Дэйв Алмер, спрятавший тайник в лесу рядом со своим домом и предложивший найти его всем желающим.
Публикация «Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Геокешинг (геокэшинг) для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Геокэшинг (“geocaching”, от греч. “geo” – Земля, англ. “cache” – тайник) — туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем (GPS-навигаторов, состоящая в нахождении тайников (точек, заложенных другими участниками или организаторами.
Геокешинг- это эффективный способ узнать много интересного, познавательного о родном крае, уметь действовать в различных жизненных ситуациях. Суть технологии - организация игровой деятельности детей, наполняя её познавательным, развивающим материалом. Данную технологию можно использовать не только на прогулке, но и в любых режимных моментах. Дети с удовольствием справляются с задачей по поиску «клада». В ходе геокешинга дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети закрепляют уже полученные знания, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, учатся правилам безопасного поведения в природе, узнают много интересного, познавательного о родном крае, о данной местности. Вместе со взрослым дети любуются природой, наблюдают за изменениями в разное время года. Ребенок прислушивается к звукам природы, всматривается в ее образы. А окружающий мир открывает свои кладовые и помогает малышу развить любознательность, наблюдательность и творчество.
Цель: Формирование у детей интереса к проблемам охраны окружающей среды, через знакомство с экологией и культурой города Сергача.
Задачи:
1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
2. Развитие умения определять и применять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
3. Воспитывание волевых и дружеских качества, чувства товарищества, взаимопомощи.
4. Знакомство родителей с формами реализации технологии «образовательного геокешига», его возможностях и влиянии на развитие ребенка.
5. Формирование основы культурного и экологически целесообразного поведения (в природе и обществе).
Методика проведения элементов геокешинга включает в себя 4 этапа:
1 этап - предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта находящегося на территории (за территорией учреждения). Также на этом этапе с детьми проводятся игры занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.
2 этап - подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.
3 этап - проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делаются фотоснимки обнаруженного места.
4 этап - презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт.
В летний период, реализуя проект «Туристенок» с детьми был проведен геокешинг «Летнее путешествие». Основная идея состоит в том, что воспитатель прячет тайник, дети с помощью «Карты сокровищ» находят спрятанный клад. Во время 1 этапа- была проведена большая работа с родителями (фотовыставка, рекомендации, консультации, памятки) и с детьми (Беседы «Топографические знаки», Просмотр презентации «Как ориентироваться по карте» Рассматривание деревьев с нашего двора, экскурсии на стадион, близлежащие улицы. Ознакомление с цветами на участке, с лечебными травами, д. и. по экологическому воспитанию,
На подготовительном этапе мною создавался сценарий, подбирались задачи для каждого задания, и готовилось все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.
3 этап
Само проведение игры. Мотивация на прогулку начинается еще в группе (приходит письмо от Тетушки Совы). Из него дети узнают, что где-то в группе, Тетушка Сова спрятала для ребят клад, найти который они смогут лишь выполнив задания. Так же, в письме говорится, что Тетушка Сова дает ребятам только один кусочек карты, а все остальные они будут получать при прохождении заданий. Первое задание «Сделать поделку из природного материала» (шишки, камешки, веточки, листочки, цветочки). Выполнив это задание дети получают 2 часть карты. Дети ищут на карте где находится 2 задание- на дереве. А вот на каком подскажет загадка на обратной стороне карты (отгадывают загадку про рябину). Дети спускаются на улицу и ищут данное дерево на своем участке.
Ребята рассматривают веточки рябины, считают сколько на веточке листочков, рассматривают ягоды, рассказывают о том, что можно сделать из ягод и чем они полезны. За подробный рассказ о рябине, дети получают 3 часть карты и направляются искать, где находится следующее задание. По стрелочкам дети доходят до третьего задания «Спортивное» - полоса препятствий и хождение по бревну. Дети выполняют задание и получают очередную часть карты с местом следующего задания- «Эксперименты с песком» и водой. «Установить палатку»- это следующая остановка на карте. Ребята при помощи воспитателя устанавливают палатку и внутри находят последнюю часть карты. Сложив все части карты воедино, дети определяют где в спрятан клад и отправляются на его поиски.
Во время проведения игры, получив большой эмоциональный заряд дети становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, закрепляют уже имеющиеся знания и получают новые, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива.
Таким образом, целенаправленная, систематическая работа по экологическому образованию дошкольников, с применением технологии геокешинга, способствует развитию начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы; развивает экологическое мышление, творческие способности, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети с удовольствием общаются с природой и отражают свои впечатления через различные виды деятельности.